17 марта в Израиле состоялись досрочные выборы в Кнессет 20-го созыва.
По предварительным данным, на момент написания данной статьи, правящая крупнейшая право-центристская партия "Ликуд" на 6 мандатов опережает левый блок "Сионистский лагерь" (состоящий из партий Авода и “а-Тнуа”). "Ликуд" во главе с Биньямином Нетаниягу набирает 30 мандатов. У "Сионистского лагеря" во главе с Ицхаком Герцогом – лишь 24 мандата.
Эти данные разительно отличаются от публиковавшихся вплоть до последнего дня перед выборами результатов опросов общественного мнения, прочивших победу левому блоку (в соотношении 24 к 21).
Объединенный арабский список, состоящий из трех арабских партий, объединившихся из опасения не пройти повысившийся до 3,25% электоральный барьер, получил 13 мандатов, и становится третьей по величине фракцией Кнессета.
Далее следуют центристское движение "Еш Атид" с 11 мандатами и созданная бывшим ликудником и экс-министром связи Моше Кахлоном, партия "Кулану", получившая 10 мандатов.
Партия религиозных сионистов "Еврейский дом" под руководством Нафтали Беннета получает 8 мандатов (хотя еще неделю назад по опросам партии религиозных сионистов было обещано 12 мандатов). Партия религиозных сефардов ШАС получила 7 мандатов, партия ашкеназских евреев- ортодоксов "Яадут а-Тора" ("Еврейство Торы") и партия, позиционирующая себя как правая "Наш Дом – Израиль» — по 6 мандатов.
Крайне левая партия МЕРЕЦ, которая, согласно данным опросов должна была иметь 5 мандатов, "с трудом" преодолевает электоральный барьер, с минимальными, необходимыми для этого 4-мя мандатами. Впрочем, не исключено, что она получит и пять.
Еще одной неожиданностью выборов стал результат голосования за право-религиозную партию "Яхад" под руководством Эли Ишая. В отличие от опубликованных результатов опросов, прочивших этой партии не менее 4-5 мандатов и гарантированное вхождение в Кнессет, "Яхад" на данный момент не преодолевает электоральный барьер. Впрочем, имея небольшой шанс преодолеть его после подсчета голосов военнослужащих и лиц, голосовавших в "двойных конвертах" не по месту жительства, в том числе за границей.
Между тем, глава "Ликуда" Биньямин Нетаниягу заявил, что намерен сформировать правительство, "не мешкая", в течение ближайших двух-трех недель. Он уже побеседовал с главами партий, которые собирается пригласить в правительство — Нафтали Беннетом ("Байт Иегуди"), Моше Кахлоном ("Кулану"), Авигдором Либерманом (НДИ), Арье Дери (ШАС), с Яаковом Лицманом и Моше Гафни ("Яадут а-Тора").
Комментарий
Появление в Кнессете 20-го созыва еще четверых депутатов от право-религиозной партии “Яхад” в случае, если она все же пройдет электоральный барьер, способно достаточно ощутимо повлиять на то, как разделятся между партиями оставшиеся 116 мест. Однако в целом складывающуюся картину голосования этот фактор не изменит. Даже и без учета партии "Яхад" право-религиозный лагерь в той или иной степени представляют в Кнессете 68 депутатов.
Если из 120 мест в Кнессете вычесть 13 арабских мандатов, то в оставшейся "еврейской части" Кнессета мы имеем ⅔ еврейских голосов, отданных за представителей право-религиозного лагеря. Примерно четверть евреев-израильтян, судя по итогам голосования, придерживаются левых светских взглядов (остальные — "центристы"). Это более, чем красноречивая картина предпочтений подавляющего большинства израильских евреев.
Подчеркнем, что предметом анализа в данном случае ни в коей мере не является сама по себе "чистота" идеологии партий, позиционирующих себя как правые. С этой точки зрения, можно, разумеется, предъявить большие претензии, например, к "правым" деятелям из НДИ, готовым лихо передать палестинцам так называемый "арабский треугольник" внутри "зеленой черты". Сомнительна "правизна" и самого Ликуда, в прошлом много раз поступавшегося своими правыми идеалами и принципами в проведении "политики реализма".
Речь идет исключительно о предпочтениях еврейского израильского избирателя, его выборе в пользу право-религиозного лагеря, как такового, во всем его разнообразии. И, скорее даже не об идеологических предпочтениях, но о здоровом инстинкте, подталкивающем большинство избирателей-евреев "вправо".
Итоги выборов также показывают, что левые силы Израиля опускаются все ниже, действуют, если можно так сказать, все глупее и хуже.
Истории с "пустыми бутылками" Сары Нетаниягу и тому подобными методами ведения предвыборной борьбы, имевшими место накануне нынешних выборов, говорят сами за себя. И несмотря даже на то, что левые активисты умеют активно работать, а левые партии нанимают дорогостоящих зарубежных специалистов по рекламе, пользуются обильной финансовой помощью (правда, из сомнительных источников), опираются на беспрецедентную поддержку израильских СМИ, общая тенденция неумолима. По большому счету, они не могут достичь поставленных перед собой целей, не могут действовать достаточно эффективно в ситуации, когда нет той массовой "толпы", которая, как это бывало раньше, готова идти за ними.
Перспективы
Обозначенная нами тенденция будет лишь укрепляться. И причина в том, что банкротство левых идей сегодня достаточно очевидно. И если в других, например, европейских странах крах левой идеологии не столь заметен ввиду отсутствия в этих странах "острого" событийного фона, то в Израиле картину "очищает" постоянно тлеющая и регулярно вспыхивающая вражда арабов. И никакой дорогой или дешевый десерт "Милки" или израильский творог "Коттедж" (предмет особой заботы левых демагогов) не затушует отнюдь не шуточные проблемы, которые левые идеологи и политики ни объяснить, ни решить не в состоянии.
К этому можно добавить разгорающуюся арабскую и вообще мусульманскую войну между собой, также не вписывающуюся в рисуемую левыми картину мира.
В этой ситуации формула отхода от левых идей даже былых сторонников этих идей — пусть и минимальное, но все же "подключение" к осмыслению происходящего "ума и сердца". Это типичная современная комбинация рядового, "не продвинутого" идеологически сторонника право-религиозного лагеря Израиля.
Наблюдается также медленная, но верная, тенденция увеличения религиозной составляющей уже внутри право-религиозного лагеря.
Светские израильтяне стали склоняться к еврейству, проявлять большую открытость к восприятию религиозных взглядов. Особенно в последние 10-20 лет, когда Израиль переживал кризисы "арабо-еврейской дружбы", которые помогли очень многим светским израильтянам увидеть истинную, отличающуюся от левых мифов, картину реальности.
Из этого следует, что религиозным евреям надо работать над тем, чтобы показывать максимально большему числу людей, что светский взгляд (и левый и правый) на мир, пусть и в разной степени, но несостоятелен. И прежде всего в Израиле.
evrey.com