Maof

Saturday
Dec 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«Неважно, если в гражданской войне мы начнем стрелять первыми. Аппарат пропаганды находится в наших руках, и мы будем наставлять историков. Вы навсегда останетесь теми, кто развязал войну между братьями».
Элиягу Голомб, командир Хаганы, в разговоре с Менахемом Бегиным, 1944 год. (Яаков Меридор.Долгая дорога к свободе).
Йосеф Нахмиас, фото [info]rdavid

В пятницу (22.06.2007) на тельавивском побережье состоялась церемония, посвящённая расстрелу судна Альталена в 1948-ом году - одному из наиболее трагических событий в современной истории Израиля, едва не приведшему к гражданской войне в только что образованном государстве.

Со времени трагедии прошло почти шестьдесят лет. Однако сложившиеся в тот момент отношения между политическими силами Израиля сохранились до сих пор. Каждый раз, когда левые и правые сталкиваются по одному из насущных вопросов – левые угрожают гражданской войной, а правые уступают, во имя сохранения государства.

Знаменитая библейская история рассказывает о двух женщинах поспоривших кому принадлежит младенец. Судья, которым был сам легендарный царь Соломон, коварно предложил разрубить ребёнка пополам – каждой по части. А затем передал его той из женщин, что отвергла предложение, предпочитая отказаться от права на ренбёнка, но сохранить ему жизнь, ведь, разумеется она и была истинной матерью.

Однако, в современном Израиле в аналогичном споре политических сил за страну, раз за разом «младенец» достаётся как раз той из «женщин», что не боится его разрубить. Поскольку судья, то есть царь Соломон, роль которого в таком раскладе, безусловно играет общество, давно и крепко спит. Оставаясь безучастным наблюдателем, народ продолжает снова и снова горько расплачиваться за авантюризм «фальшивой» матери.

Разбудить общество, сделать его судьёй происходящего, а не сторонним наблюдателем – в этом как раз и сосотоит задача тех, кто решил вспомнить о трагедии расстрелянного корабля.

На протяжении почти шестидесяти лет, события вокруг «Альталены» практически не обсуждались. Левые предпочитали замалчивать не слишком приятную для них историю, правые покорно смирились с этим. Лишь небольшая группа непосредственных участников и их близких регулярно собиралась на кладбище в годовщину трагедии. С каждым годом их становилось всё меньше.

В прошлом году ситуация изменилась. Инициативная группа провела церемонию, в которой приняли участие лишь несколько десятков человек. Однако, в этом году участников оказалось уже около ста.

И очевидец трагедии Йосеф Нахмиас, опуская на воду с борта прогулочного катера венок, не мог сдержать слёз. Слишком долго длились годы забвения и молчания. Мало кто из современников тех событий сумел дожить до этого времени.

И не случайно, наверное, большинство из участников церемонии – русскоговорящие жители страны. Кто, как не бывшие жители СССР хорошо знакомы с методами искажения истории и замалчивания правды.

А на повестке дня инициирование в Кнесете законопроекта о «Дне Альталены» - официального признания государством трагического события. Сбор подписей в поддержку инициативы уже начался. Может быть так наконец удастся разбудить царя Соломона? Дорогу, как водится, осилит идущий.

***
Корабль «Альталена», закупленый военной еврейской организацией Эцель, пришёл к побережью Израиля в разгар Войны за независимость с большим количеством оружия и новыми рапатриантами на борту. Он был расстрелян, под предлогом якобы исходящей от Эцеля угрозы военного переворота, по приказу лидера социалистов Бен Гуриона, опасавшегося резко роста популярности своих оппонентов накануне выборов в первый парламент страны.

Приказ был исполнен молодым офицером Ицхаком Рабиным. Погибло 19 человек - 16 бойцов Эцеля и 3 солдат противоположной стороны.

В свою очередь, лидер Эцель, Менахем Бегин призвал сторонников не отвечать на агрессию, чтобы не допустить развязывания гражданской войны посередине войны за независимость государства.

В последствии каждый из двух лидеров гордился своим поступком - Бен Гурион тем, что не побоялся расстрелять оппонентов, а Бегин – тем, что не дал сорваться своим сторонникам и вступить в бой с убийцами.

"Живой журнал" sashanep