Тогда устроил Йеошуа жертвенник
Господу, Б-гу Израилеву, на горе Эйваль, как заповедал Моисей, раб Господень,
сынам Израилевым, согласно написанному в книге Закона Моисеева,
- жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и
принесли на нём всесожжение Господу, и совершили жертвы мирные. И
написал Йеошуа там на камнях список
с закона Моисеева, который написал он пред сынами
Израилевыми. А весь Израиль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи
его стали с той и с другой стороны ковчега против священников и левитов,
носящих ковчег завета Господня, как пришелецы, так и коренные жители - одна половина напротив горы Гризим, а другая
напротив горы Эйвалъ, - как прежде повелел Моисей, раб Господень,благословлять
народ Израилев.И потом прочитав Йеошуа все слова закона, благословение
и проклятие, как написанов книге закона; Из всего, что Моисей заповедал
Йеошуа, не было ни одного слова, которого Йеошуа не прочитал бы пред всем
собранием Израиля, и жёнами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди
них. Книга Йеошуа, 8,30-35.
С давних пор многие археологи стремились
отыскать легендарный жертвенник Иешуа бин Нуна (Исуса Навина), воздвигнутый
приемником Моисея и предводителем израильтян возле древнего Шхема, на самой
высокой горе Самарии - горе Эйваль. В соответствии с
еврейской традицией, алтарь символизировал добровольное
принятие всем народом Израиля Моисеева Закона - Торы. Поиски эти ни разу
не увенчались успехом, поэтому среди многих учёных сформировалось мненение
о том, что вся история со
строительством жертвенника не имеет под собой реальной
основы и является лишь легендой.
В конце 80-х годов один из сторонников
этой концепции, хайфский археолог Адам Зарталь, занимаясь описанием археологических
памятников Самарии, проводил раскопки на одном из склонов горы Эйваль и
натолкнулся на руины непонятного строения.
Первоначально Зарталь, уверенный в том,
что предание о жертвеннике является вымыслом,
решительно отверг предположение, что им найден легендарный
алтарь Йеошуа Бин-Нуна, но затем год за
годом, продолжая раскопки, к своему крайнему изумлению
стал всё больше и больше убеждаться в
верности фантастического предположения.
Сначала он понял, что раскапываемое им
строение, судя по его внешнему виду а также обилию
обожжёных костей животных, имело исключительно ритуальное
значение. Затем стало ясно, что алтарь был еврейским, а не языческим, ибо
все найденные кости принадлежали животным, используемым, согласно ТаНаХу,
в ритуальных целях исключительно евреями. Наконец потрясённый археолог,
благодаря найденным при раскопках предметам -
в том числе перстню-печати из Египта эпохи Исхода евреев и
методу радиоуглеродного анализа доказал, что время строительства и использования
алтаря совпадает с указанным в ТаНаХе. Стало понятным,
что распространённая концепция, согласно которой предание о строительстве
алтаря не имело под собой реальной основы, оказалась ошибочной.
В дальнейшее развитие событий вмешалась
политика. Признать, что на горе Эйваль возле Шхема
найдена одна из важнейших еврейских святынь, подтверждающая
к тому же историчность описываемых
в ТаНаХе преданий, было не по силам ни стремящемуся
поскорее избавиться от "ненавистных территорий" правительству, ни господствующим
в сфере гуманитарных наук левым радикалам. Наоборот,
последний восприняли
подтверждение об историчности одной из историй ТаНаХа
как личное поражение в их борьбе против еврейской истории Эрец Исраэль
и ещё одну преграду на пути "мирного
процесса".
Адам Зарталь, признанный израильский
учёный, вместо почёта первооткрывателя
сенсации,
превзошедшей по своей значимости открытие Мосады Игалем
Ядином, обнаружил себя выставленным за пределы круга израильских археологов.
Его перестали приглашать на научные конференции, прекратили
ссылаться на его работы. Начались беспочвенные обвинения
в предвзятости - например в том, что учёный проводил раскопки по заказу
религиозных кругов, что особенно возмутило его - бывшего члена
пионерского движения "Ха-шомер ха-цаир", и ныне проживающего
в кибуце.
Жертвенник, по традиции символизирующий
единственный за всю историю раз, когда весь еврейский народ собрался вместе
в Земле Израиля, был передан как район для распашки жителям соседней
арабской деревни Ацира ас-Самалия. Это произошло,
сразу после ареста группы террористов - жителей этой деревни, организовавших
взрывы в Иерусалиме на рынке "Махане Иеуда" - как видно, в виде компенсации
за причиненное неудобство и для успокоения страстей.
Всё же стараниями жителей соседних поселений
Кдумим, Алон-Море и Швей Шомрон жертвенник удалось защитить от уничтожения.
Сегодня борьба за спасение жертвенника развернулась в направлении
привлечения общественного мнения к проблеме.
В планах энтузиастов создать исторический
комплекс — реконструировать жертвенник, устроить экспозицию археологических
находок. Но сегодня алтарь оказался в зоне, предназначенной для передачи
под контроль Арафата. Очевидно, последний не станет
сохранять долго еврейскую святыню.
Фактически в трёхстах метрах от жертвенника
расположена территория израильской военной базы -
достаточно распостранить область суверенитета всего
на 300 метров, чтобы спасти памятник. "Необходимо всего лишь присоеденить
район жертвенника к расположенной рядом военной базе, и тогда памятник
вернётся под израильский контроль, - говорит адвокат Нехемия Перельман,
руководящий сегодня работами по спасению алтаря, - Если мы отступим, Арафат
камня на камне не оставит от жертвенника. Мы знаем, что десятки памятников
древней еврейской истории, находящиеся в зонах подвластных террористу,
уже уничтожены."
Планы у Перельмана очень широкие. Нехемия
верит, что впоследствии ему удастся основать на склоне горы Эйваль город.
"Здесь будет новый город, - говорит он, оглядываясь на склон горы Эйваль,
- он будет называться Шхем Элит (Верхний Шхем), и это будет самый красивый
город Самарии."
В последнее время со всей страны организуются
поездки, паломничества и путешествия на гору Эйваль, к месторасположению
жертвенника. Усилия защитников жертвенника направлены на то, чтобы привлечь
общественное внимание к проблеме и вернуть еврейскую святыню пол израильский
суверенитет. Рядом с жертвенником проложена новая дорога, соеденившая поселения
Шавей Шомрон и Алон Морэ и позволившая экскурсионным автобусам и автомобилям
подъезжать прямо к памятнику.
Точка в этой истории пока ещё не поставлена, надо
думать, время рассудит.
Кропотливая работа, связанная с поддержанием еврейского
присутствия на горе Эйвалъ требует, разумеется, огромных затрат. Желающие
оказать посильное участие в этом, могут внести пожертвования товариществу
"Бней Эмуним", которое ведёт работы по спасению этой еврейской святыни
на горе Эйвалъ. (09-7921424 - 972-9-7921424).
фотография А. Энтовой