Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эфраим и Менаше – сыновья Иосифа наконец-то дождались в прошлую пятницу (11-01) давно обещанных им мною гостей (см.http://mangupli.livejournal.com/28408.html). Холодрыга ночью предвещала хороший день. Ясное небо, прохладное утро со вкусным, как холодный лимонад, пузырящимся солнечными брызгами, воздухом, влажная мягкая дорога и молодая трава, теплое Солнце просыпающегося дня – все это встретило нас уже на дороге из Карней Шомрона к Элоней Шило, новому «маахазу», прилепившемуся над Нахаль Кана - одному из красивейших ущелий Шомрона и носящему имя одного из жителей соседнего Карней Шомрона, старшего сержанта Шило Леви, погибшего в אסון המסוקים (известном крушении десантных вертолетов). Первоначальное название маахаза- «Ноф Кана» не требовало комментариев – пейзаж ущелья и окружавших его гор говорил сам за себя.
Здесь можно было совершенно материально ощутить связь прошлого и настоящего. Для меня каждая такая встреча с землей, не которой я живу вот уже 20 лет - все равно ПЕРВАЯ….


Забавно (и грустно), что как раз ранним утром этого дня я взглянул на комментарии читателей «Ха Арец» на вполне приличную статью Надава Шрагаи об этом поселении (http://www.haaretz.co.il/hasite/pages/ShArtSR.jhtml?itemNo=730950&objNo=59679&returnParam=Y). О читателях, пышущих «праведной злобой» на монстров- поселенцев, про которых автор почему-то не написал, как они, спрятавшись подальше от мировой общественности среди кустов и ущелий, сосут кровь палестинских детей – говорить вообще не хочется (а и такие комменты были). Но характерна еще одна очень популярная нота : «Читал-читал-перечитал…и так и не понял, что же они там ищут, что они там забыли?». Интересно – если бы граждан с явными проблемами в «hаванат ха никра» (бедные их учителя литературы) привезти сюда, неужто единственно, что изменилось бы в их комменте, было бы «Смотрел-смотрел и не увидел, не понял….и т.д.»? Впрочем, вопрос о заманивании арабских детишек на предмет … (каждый продолжит в силу воображения…) получил бы, наверное, весомое подтверждение: детские площадки с горками, веселенькие цветочки и человечки, которыми были разрисованы стенки шатких «караванчиков», наверняка были частью злодейского плана, живущих здесь 20 семей и нескольких десятков девушек, учащихся в «Мидрешет Шилат» и мужчин - в "Бейт-Мидраш ле Тора ве hораа". Все это ужасно напоминало мне мой Кдумим Цафон осенью 1988, в котором мы были всего лишь "нумером 15" на холме пониже высотой.







(см

Неожиданно, приятно, и снова - грустно, было видеть на стенах мидраши табличку, со словом «Норвегия». Сразу пошли к-то нехорошие ассоциации... Но на этот раз речь шла о «Институте Кармель» в Норвегии: норвежских христианах, помогающих поселенческому движению, понимающих, что именно значит для нашего народа наша Земля и не задающих идиотских вопросов.
А мы затаили дыхание, взглянув вниз и вокруг, и слова из 17 главы Книги сами стали накладываться на зеленый холмы, поросшие густым заповедным лесом Маакудия, реликтом тех средиземноморских лесов, из-за которых роптали на результаты жребьевки по наделению землями сыны Иосифа. И словам Иеhошуа : «И гора будет твоей, а так как лесиста она, то расчистишь ее, и будут для тебя отроги ее, ибо ты изгонишь кенаанея, хотя колесницы железные у него, хоть и силен он. (17;18)» вторили детские голоса за спиной и лужайки возле караванов и новое здание миквы. Впрочем, округа так просторна и малозаселена, что для того, чтобы поселиться тут, вообщем-то, не надо никого изгонять (если сами на рожон не полезут) – всем хватает места : евреям на склонах Нахаль Кана, где создался большой поселенческий блок (Карней_Шомрон, Гиннот Шомрон, Маале-Шомрон, Неве- Менахем, Нофим, Якир, Ревава, Иммануэль, маахазы), а арабам – в примыкающей к дороге на Шхем полосе и в глубине Центрального Хребта. И надо сказать, что до недавнего вмешательства наших «анархистов» и «миролюбцев» из Швейцарии, приводящих туда крикунов из «фатахлендных деревень» в глубинке и провоцирующих столкновения в районе Маале Шомрон, а также заваливающих «органы», вплоть до Верховного Суда потоком жалоб на объедение еврейской козой нижних веток оливок на участке очередного дежурного страдальца (на этот раз это Хамед Уде из Кфар Тулус), вряд ли кому из приходящих вниз ущелья, к плодородным землям, орошаемых родниками, растящих там лимоны и апельсины, пасущих коров и живущих в сезонных хибарках на местах древних поселений и крепостиц арабским крестьянам из Дир -Истии, Джинсуфута, пришло бы в голову, что белеющие на верхушках склонов караванчики принесут что-либо кроме потенциальных покупателей на их фрукты.
Нахаль Кана помнит многое – раздел Земли Израиля между коленами, древний караванный путь от моря вглубь горного массива Шомрона, путь в «Эрец Амалек»- Заиорданье, и начало подсечного земледелия (да простят меня экологи….кушать-то надо было!) и банды Азад-дин-эль Касама.

И нисходила граница к потоку Кана, с южной стороны потока….. А граница Менаше – на северной стороне потока, и конец ее – у моря. (10) Что к югу – Эфраима, а что к северу – Менаше, и было море границей его…(17; 9).

Мы стояли на стороне Менаше, а сторону Эфраима решили ставить на следующую неделю (следите за объявлениями!). Уже начало спуска по небольшому ущелью (вади Ибраhим), выводящему нас главное русло Нахаль Кана, думаю, дал участникам ощутить на себе что такое «хореш ям-тихони». Слова типа «Sacropoterium Spina Christi» или «Calycotome villosa» я выговаривал с особым смаком и злорадством, проверяя, как хитрая латынь впивается в память вместе со впивающимися в руки и бока колючками оных характерных представителей здешней флоры….запоминалось, и вправду хорошо. По выходу на простор одна из участниц с мазохистстским смаком без моих подсказок, вытаскивая колючки из одежды, выговаривала снова и снова: Sacropoterium, Sacropoterium, Sacropoterium, изящно грассируя все наличествовавшие в слове R .
Но было очень здорово – окружающие нас скал, поблескивавшие на утреннем солнце мокрыми боками, лужицы чистой воды в камнях русла, легкий смолистый запах дикой фисташки, ностальгически напоминавшие российские дубы огромные рожковые деревья, и ничего не напоминающие «россиянам» настоящие здешние дубы ( אלון מצוי), отстаивающие свою родословную только диким количеством желудей и истоптанной кабанами землей под ними…





А потом распахнулось огромное окно самого Нахаль Кана, послышалось блеянье коз и козлят, приветливо пригласил нас на тропинку у его времянки старый араб, с которым мне быстро удалось прийти к взаимноприемлемому тезису, что вся красота вокруг «мин Алла».



И мы пошли на запад: мимо сторожевого поста Первого храма, развалин Хирбет Кана (по меньшей мере – Византия), окруженных всеми оттенками золота в оправе из изумрудов листвы – от сусального-лимонов, до червонного- апельсинов. И ждали нас маленькие «гевим» с зимней водой, высеченные в скалах поилки, одинокие харувим (рожковые деревья), красные крыши еврейских домов на вершинах, Солнце и свежий ветер, немного песен под мою гитару, традиционные «наркомовские 100 грамм» - и подьем через микро-деревеньку Кфар Кара к Маале Шомрон. Встреченный ее житель, ехавший на ослике, видимо не знал о том, что продохнуть ему от оккупантов решительно невозможно, и похвалился тем, что в древнем водосборнике, куда выводит «никва» родника, спрятанная в горе, слава Аллаху, есть вода ...взгляните, мол.

Харув



"Гев" в русле


Кфар Кара


"Никва"- исток родника


А вот и Авиталь с машиной, забирающая водителей на исходную точку, к их железным коням…еще небольшие посиделки на обочине …и кончилась короткая пятничная сказка, имя которой Нахаль Кана.
Впрочем - не кончилась… Обижать колено Эфраима не следует!!!! Теперь его очередь принимать гостей! В ближайшую пятницу , 18 января, я приглашаю всех посетить противоположный берег ущелья (на этот раз мы больше будем на плато вокруг него и на склонах, а не внутри). Там нас ждет потрясающая «хурва», вряд ли вам известная (חרבת שחדה ) - целый мир ( в том числе и, явно, еврейский) , снова – виды на очень красивые места, много зелени, снова лесистые склоны, еврейские ишувы Нофим и Якир (можно посетить местный зоопарк – «хайбар», попить кофе в кафешке в «мицпе Кана»,нависающем над обрывами.). Вечером я опубликую больше подробностей о месте и времени встречи .
Надеюсь, что Шомрон еще раз скажет вам «Здравствуйте!». И еще раз хочется открыть Книгу и прочитать снова и снова (может быть и для самого себя, когда уже совсем невмоготу от газетных заголовков …) : «И сказал Иеhошуа дому Иосифа, Эфраиму и Менаше так: народ многочисленный ты, и сила твоя велика….( 17;17)»

Хирбет Шахада


"Живой журнал"
mangupli