Maof

Thursday
Apr 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
{nomultithumb} История еврейских домов арабского квартала Старого города развивалась по следующему сценарию. В конце 19 века в Иерусалим приезжали евреи из России и Восточной Европы, которые стали покупать здесь дома. Они устраивали в них ешивы, синагоги и просто квартиры, которые быстро начали заселяться. В первой четверти 20 века в мусульманском квартале бурлила еврейская жизнь. Несколько десятков ешив, синагоги, многоквартирные дворики, в которых жили еврейские семьи... Все это продолжалось вплоть до погрома 1929 года, когда евреи вынуждены были оставить эти места. Потом часть из них вернулась, и была попытка возобновить здесь нормальную жизнь. Но тут грянул погром 1936 года, после которого еврейская жизнь в этом районе прекратилась.
В 1967 году, после освобождения Иерусалима, правительство не предпринимает никаких шагов для того, чтобы возвратить евреям их имущество. Несмотря на то, что списки домов имелись и юридическая сторона дела сомнению не подвергалась. В конце 70-х годов была создана амута, которая занялась приобретением утраченной еврейской собственности. Многие дома были заново выкуплены, в них вселились семьи.
Как сейчас живут евреи в мусульманском квартале? Вместе с нашим замечательным экскурсоводом Ицхаком Фишелевичем мы отправились на прогулку по еврейским дворикам старого Иерусалима.

Вот как выглядел в тот день Иерусалим:


Мы заходим в город через Яффские ворота и начинаем петлять по улочкам арабского рынка. Вдруг наш экскурсовод останавливается у неприметной двери. Она, как оказалось, ведет в еврейский двор – חצר ויטנברג .



Интересна история этого места. В 1882 году в Иерусалим из Витебска презжает хабадник рав Витенберг. Он хочет купить дом, готов заплатить за него большие деньги, но тут вмешивается латинская патриархия, которая предлагает хозяину более высокую цену. Необходимо договориться с патриархом, но тот, увы, говорит только по-французски. И тогда Витенбергу приходится обратиться за помощью к Лазарю Перельману, этому апикойресу , взявшему себе псевдоним Элиэзер Бен-Иегуда, но при этом свободно владевшему французским языком. Лазарь Перельман с радостью берется за порученное дело, садится на осла и торжествоенно едет в патриархию. Переговоры закончены, дом остается у евреев, а Элиэзер Бен-Иегуда отказывается брать от Витенберга вознаграждение за местерски проведенное дело. «Это – мой вклад в возрождение Эрец Исраэль, -говорит он. – Не надо лишать меня возможности исполнить эту заповедь».

Вид с верхней площадки еврейского дворика. Кругом – крыши арабских домов.


В одной из квартир двора Витенберга поселилась в 1921 году молодая пара – Нехемия Рабин и Роза Коэн. Через год у них родился сын - Ицхак Рабин.

На фотографии увидеть заложенную дверь, которая когда-то вела в квартиру, и сверху – высеченый в камне номер квартиры – יט - 19


Квартиры под самой крышей:


Потом мы посетили ешиву – ישיבה עתרת ירושלים . В конце 19 века здесь находилась одна из самых крупных ешив Иерусалима, תורת חים. Когда в 1936 году начался погром, служитель синагоги перенес все вещи (шкафы, столы, парты) в одну комнату, запер ее на ключ и ключ передал знакомому арабу на хранение. Тот через какое-то время передал его своему сыну, и, когда в 1967 году в Иерусалим вошли еврейские солдаты, ключ был отдан одному из них – солдату Зераху Эпштейну. Комнату открыли и обнаружили, что все имущество бейт-мидраша сохранено в целости и сохранности.
Сейчас в этой ешиве учится 200 учеников.

Еще одна синагога – בית כנסת חזון יחזקאל . В середине 19 века здесь была община грузинских евреев:


А в 1982 году это место покупает рав Нахман Кахана, чтобы основать свой бейт-мидраш . Он вывесил в еврейском квартале объявление об открытии новой синагоги в мусульманском квартале, и приглашал прийти на первую молитву встречи Субботы в эту новую синагогу. Результат превзошел все его ожидания: на молитву пришли несколько сот человек, всем не хватило места в маленьком помещении.

А потом был еще один дворик. Откуда, кажется, рукой подать до Храмовой горы:


Здесь жил рав Менахем Мендель Ранд, богатый еврей из Галиции, в 1900 году купивший этот двор. Про него существует легенда о том, что он рыл тоннель на Храмовую гору. Рав Ранд, коэн, хотел оказаться на Храмовой горе раньше других коэнов, чтобы начать службу, когда Храм будет восстановлен...

А потом был двор, который в 1848 году купил рав Гиршензон, основатель газеты הצבי. Здесь же вскоре селится еврей из Галиции, и двор получает название חצר גליציה . Сюда евреи вернулись в 1980 году.

חצר גליציה :


А потом было еще много других дворов, и легенд, и рассказов. И в одном из дворов нас встречала местная жительница, любезно предоставившая нам теплое помещение и горячий чай.

Любезная хозяйка:


Внутри еврейского дворика:


Ну и конечно – снег... Он придал незабываемое очарование этой прекрасной прогулке.

Снеговики в еврейских дворах:





Огромное спасибо Шломит Заславской и Леониду Вайсфельду за прекрасные фотографии!!!