В отличие от всех своих предшественников в министерстве религий в течение 47 лет, решил зам.министра по делам религий раввин Эли Бен-Даган официально признать Храмовую Гору в качестве святого места для евреев. Это происходит почти полвека после того, как параграф 4 Закона о святых местах ("Министр религий ... имеет право, посоветовавшись с представителями религий, имеющих отношение к месту, или по их предложению и при согласии министра юстиции, принять постановления по всем вопросам, касающимся реализации этого закона") не был задействован по отношению к самому святому месту в мире. В духе указаний этого параграфа зам.министра Бен-Даган уже подготовил постановление по этому вопросу. Мы еще не получили полный текст, но из запроса в канцелярию зам.министра следует, что постановление призвано упорядочить индивидуальную (еще не коллективную) молитву евреев на Храмовой Горе.
Заявление Бен-Дагана по этому поводу очень разозлило министра внутренней безопасности Ицхака Ароновича. На радио "Решет-Бет" отношения между ними были определены как "новый политический кризис, угрожающий коалиции". Аронович использовал пресс-конференцию в Фурейдисе по случаю граффити "таг мхир" на прошлой неделе, чтобы заявить, что он не позволит воплотить в жизнь план Бен-Дагана. Вот кусочек из того, что сказал Аронович: "Я не позволю изменить статус-кво. На Храмовой Горе сохранится статус-кво для евреев и арабов. Я заявляю это решительно. Это ясно, и я буду воевать за это. Я не позволю такое изменение, которое пытаются провести за моей спиной".
Бен-Даган отреагировал со своей стороны с сарказмом в интервью радио "Коль Исраэль": "Я рекомендую министру Ароновичу позаботиться в первую очередь о функционировании его министерства. В последнее время мы видели, как семьи, поднявшиеся на Храмовую Гору, были изгнаны оттуда залпом камней, как полицейские также были изгнаны оттуда камнями. То, что его подчиненные не могут навести там порядок, - это позор для государства".
Представитель газеты "Макор ришон" обратился в канцелярию министра внутренней безопасности в попытке понять причину, по которой министр противится изменению статус-кво, также Ароновичу была послана просьба отреагировать на ролик, в котором видно нападение арабов на харедимных детей на Храмовой Горе. Министр отказался ответить на оба запроса. Тем временем зам.министра по делам религий Бен-Даган продолжает продвигать принятие постановления. По этому поводу мы послали ему несколько вопросов.
- Почему надо поднимать эту тему именно сейчас?
- Я не знаю другого пути упорядочить законодательно молитву евреев на Храмовой Горе, помимо постановления в соответствии с Законом о святых местах. Первый этап - объявление Храмовой Горы святым местом. К нашему большому сожалению, государство еще не сделало это. Следующий этап - принятие постановления. По моему, в постановлении надо упорядочить поведение там и арабов, и всех поднимающихся на Гору.
- Как Вы объясняете, что из всех министров религий со времени Шестидневной войны никто не сделал то, что Вы намерены сделать?
- Я не знаю. У меня нет права объявить Храмовую Гору святым местом без согласия главы правительства, потому что Храмовая Гора и Котель - в компетенции министерства главы правительства, а не моего министерства. Министерство по делам религий может принять постановление. Я полагаю, будет не просто утвердить его в правительстве, но пришло время сделать это.
- Министр Аронович выражает энергичное сопротивление этому. Не означает ли это, что Вы воюете с ветряными мельницами?
- Мне не понятно сопротивление министра Ароновича, тем более напора, с которым он это выставляет. Хоть полиция на протяжении лет утверждает, что есть опасения по вопросу Храмовой Горы; но полиция противилась многому, связанному с Храмовой Горой, в том числе возобновлению доступа евреев в 2003г.; несмотря на возражения полиции, тогдашний министр Цахи Анегби открыл ворота Храмовой Горы для евреев и ничего драматичного не произошло. Мы привычны к этим угрозам, они раздавались и во время принятия закона о распространении израильского суверенитета на Голанские высоты и при решении об объединении Иерусалима.
Я надеюсь, что в ближайшее время правительство обсудит постановление по вопросу Храмовой Горы", - осторожно формулирует Бен-Даган. - "Одно мне ясно: общественный диалог о молитве на Храмовой Горе изменился. То, о чем мы говорим сегодня, несколько лет назад никто не мечтал сказать. Это происходит, потому что израильское общество - и в частности, религиозное общество - понимает, что нынешнее беззаконие на Храмовой Горе и то, что мы отдалили себя оттуда, привело к ущербу во многих областях. И верующая общественность понимает, что надо что-то менять. Широкая общественность понимает, что фактический запрет на молитвы евреев на Храмовой Горе создал ситуацию вакуума суверенитета. Это нездоровая ситуация, которую никто не собирался создавать.
При этом разумеется, надо напоминать, что надо восходить на Храмовую Гору только по галахическим правилам".
Параллельно зам.министра посылает успокаивающий мессидж: "Мы не собираемся нанести ущерб исламским учреждения там. Это существующая реальность. Мы всего лишь говорим о том, что любой еврей, поднимающийся на Храмовую Гору, сможет молиться там и читать Псалмы. Любой человек должен согласиться с этим.
Я также не подрываю этим компетенцию главного раввината. Я знаю, что главные раввины противились восхождению на Храмовую Гору. И многие верующие подчинились этому. Но нельзя игнорировать, что есть немало раввинов, думающих, что мужно подниматься на Храмовую Гору.
Главный ашкеназский раввин Давид Лау однозначно сказал мне, что главный раввинат не воспротивится восхождению евреев на Храмовую Гору в соответствии с правилами Галахи. Надо также помнить, что там находятся солдаты и полицейские, которые по мнениям всех раввинов - в том числе противящихся восхождению - находятся там с разрешения раввинов. Это их задача и долг и, разумеется, нелогично запрещать им молиться там".
- Уберете ли вы плакаты главного раввината у входа, говорящие, что евреям нельзя подниматься на Храмовую Гору?
- Евреи, восходящие на Храмовую Гору, делают это, проконсультировавшись со своими раввинами, и не нуждаются в указаниях плакатов.
- Если в любом варианте будут противящиеся политики, зачем ограничиваться малым - молитвой индивидуума - а не требовать право на общественную молитву и синагогу на Храмовой Горе?
- Это приведет к большему противодействию политиков. Я почти 7 лет возглавлял канцелярию главного сефардского раввина Мордехая Элиягу. Он написал статью и издал галахическое постановление, что надо построить синагогу в юго-восточной части Храмовой Горы. Все это известно, но и он - тогдашний главный раввин - знал, что это галахическое постановление будет трудно воплотить. Существует непростая действительность, требуется много терпения. Надо знать, что при всем нашем желании это займет время. И все же я чувствую, что общественный диалог изменился. Это само по себе благословенное изменение и я надеюсь, что это приведет к дополнительным изменениям.
- Есть ли противодействие со стороны раввинов?
- Я беседовал с раввинами на эту тему. Среди раввинов партии "Ткума" раввин Дов Лиор, разумеется, поддерживает, как и другие раввины этого направления. Есть поддержка.
- Почему почти не слышен голос главы Вашей партии Нафтали Беннета, который заодно является министром, ответственным за министерство по делам религий? По вопросу "нашот а-Котель" он был очень активен.
- Позиция фракции в Кнессете принимается после обсуждения. Все делается по согласованию с министром Беннетом. Я ответственнен за формулировку постановления, но на заседание правительства текст понесу не я, а министр Беннет. Потенциал находится в его руках, и я полагаю, что он найдет подходящий момент. Мы не собираемся бодаться с главой правительства. Мы хотим, чтобы готовящееся постановление было принято. Это длительный процесс, надо постепенно готовить общественное мнение и почву, а также позицию министров. Мы ищем удобное время для воплощения.
- Министр Ури Ариэль поддерживает это?
- Логично предположить, что министр Ури Ариэль, почти ежемесячно восходящий на Храмовую Гору, поддерживает постановление.
- Вы лично поднимаетесь на Гору?
- Как ученику раввина Цви Йегуды Кука, лично слышавшему его противодействие, мне трудно действовать против его слов.
("Макор ришон" 9.05.2014)
Перевел Яков Халфин
МАОФ
См.также
Без исправлений и постановлений
Запрещенная молитва, разрешенная молитва
Закрыто по случаю отговорок