-
Информация о материале
-
Автор: Ури Мильштейн
-
Категория: История
Pезюме книги на иврите (1993) о Войне Судного Дня (октябрь 1973), раскрывающей
связь между
крушением израильской армии в 1973 году и её крушением сейчас. Без
глубокого понимания этого, нет надежды остановить сейчас уничтожение Государства
Израиль, вне связи с тем, кто победит на грядущих выборах.
Ури Мильштейн 15 января 1999 года.
Эта книга описывает провал израильской оборонной доктрины в первые дни
Войны Судного Дня (6 октября 1973) и, особенно, на третий день войны
- 8-го октября. Израильские лидеры и высшее военное командование полностью
не осознали значения этого провала и не извлекли урок из него. Как результат,
система безопасности Израиля продолжала отказывать и потерпела фиаско в
войне в Ливане
1982 года, во время интифады, начавшейся в 1987 году и в борьбе с Хезбаллой
в южном Ливане. Эти продолжающиеся неудачи в течении последних 20 лет тотально
изменили чувства, испытываемые многими израильтянами по отношению к территориям
Западного Берега реки Иордан - Иудеи, Самарии, сектору Газа и к возможности
создания там палестинского государства.
Так созрели условия для встречи Рабина и Арафата в Вашингтоне и Каире
в сентябре и октябре 1993 года и для создания палестинского государства.
Такая политика представляет собой радикальное отступление от сионистской
идеологии. Как утвеждал Д. Бен-Гурион после арабского восстания 1936-1939
годов: "Не должно быть палестинского государства между Средиземным морем
и рекой Иордан."
В своей книге д-р Мильштейн тщательно анализирует ту спорадическую манеру
в которой израильские лидеры вырабатывали оборонную стратегию без полного
понимания её смысла. На шестой день войны 1967 года Израиль был способен
разгромить, между прочим, армии четырёх арабских стран (Египта, Сирии и
Иордании и Ирака), угрожавшие ему с юга, севера и востока. Он атаковал
первым, для того чтобы сорвать готовящееся нападение и отвести опасность
от своих границ. Израиль тогда не подготовил свою
армию для полного разгрома на поле боя сил врага и полного изменения
стратегического баланса в регионе. Этот результат достигнутый, несмотря
на плохое функционирование верховного командования, которое не контролировало
ситуации, поразил израильских лидеров не менее всего остального мира.
Возможно, вследствие этого, после войны израильские лидеры и высшее
командование серьёзно не проанализировало причины этой военной победы и
не извлекло необходимых уроков из сопутствующих компании недочётов. Ослеплённые
её результатами, они верили, что война однозначно доказала полное израильское
превосходство над объединенными силами арабских стран и что это положение
будет превалировать в обозримом будующем. Эта наивная (и иногда не такая
наивная) вера была переработана
идеологической машиной армии и правящего истаблишмента в мифы о превосходстве
израильских солдат и мудрости руководства страны. Промывание мозгов этими
мифами на национальном уровне стало частью гражданской и военной культуры
в Израиле и повлияло также на общественное мнение за границей. Эта, казавшаяся
самым большим успехом правящего истаблишмента, фальшивая пропаганда о событиях
войны 1967 года, имела также свои изъяны, состоявшие в том, что её организаторы
стали верить ей тоже. Извращение военных событий, лживые утверждения и
необоснованные предположения имели только негативные последствия.
В результате этого, израильское руководство стало полагать, что лидеры
арабских стран прониклись страхом к израильской армии и поэтому не стоит
ожидать от арабов военной инициативы как минимум до середины 80-х годов.
На случай их атаки, армия была снабжена планами и снаряжением, необходимым
для немедленного пересечения Суэцкого канала, чтобы разбить египетскую
армию (более многочисленную и сильную) на её собственной территории. По-видимому
израильские лидеры верили, что вооружённые силы
смогут оккупировать, или, как минимум, угрожать Каиру и таким образом
навязать мирное соглашение арабским странам на своих условиях, удерживая
все территории, занятые в Шестидневную Войну.
Д-р Мильштейн посвящает целую главу в своей книге развитию Израилем
оборудования для форсирования водных преград и тактике форсирования их
под огнём. Он анализирует недостатки в процессе этого развития, имевшие
результатом полный провал израильской тактики в начальный период войны
1973 года.
Другая часть посвящена теории и истории быстрого преодоления водных
преград армиями в войне, от пересечения коленами Израиля под руководством
Моисея Красного Моря, форсирования водных преград войсками Александра Македонского,
воинами Ислама, японскими самураями, Наполеоном, американскими колонистами
против англичан и до форсирования рек Меза и Вислы немецкой армией в начале
Второй Мировой войны и пересечения объединенными силами союзников канала
6-го июня 1944 года. Тезис автора
состоит в том, что человек, являющийся сухопутным существом, всегда
оказывается заново застигнутым врасплох пересечением враждебной водной
стихии и что войска обороняющие водные рубежи могли легко уничтожать наступающего
противника как тогда, так и теперь. Он утверждает, что Б-г по настоящему
открылся евреям не на горе Синай, но при пересечении Красного Моря и что
польская военная катострофа в сентябре 1939 г. и разгром Франции в мае
1940 г. были следствием необоснованной веры в то, что реки Висла и Мез
являются непроходимыми преградами, способными сами по себе остановить германские
танки. По его мнению, Гитлер не атаковал бы Францию, если бы его армии
не удалось форсировать Вислу и, конечно, ход Второй Мировой войны был бы
другим, если бы англо-французским силам удалось остановить германское наступление
на Мезе.
6 октября 1973 года армиям Египта и Сирии удалось застать Израиль врасплох,
начав Войну Судного Дня успешным форсированием Суэцкого канала и захватом
10 километровой полосы на удерживаемом Израилем восточном берегу. Д-р Мильштейн
утверждает, что само форсирование Суэцкого канала представляет стратегическую
победу Садата и Египта, доствточную для закрытия счёта 3000
летней давности между евреями и богами Египта. Этот иррациональный
аспект, лежащий в подсознании обоих народов, кажется оказал решающее влияние
на мораль обоих армий и, следовательно, на ведении войны. Успех Египта
так шокировал израильских лидеров и высшее военное командование, что они
просто перестали действовать после этого. Выяснилось, что боевые израильские
части не действуют так, как они действовали во время Шестидневной Войны
и даже во время тренировок.
Однако, в конце второго дня войны, 7 октября, израильские лидеры снова
начали верить, что армии удасться оправиться и преодолеть неудачи разведки
и тыловые неурядицы (вовремя введённые в бой резервы) и разбить врага.
Автор описывает в деталях процесс принятия решений и планирования операции
по захвату Египта и показывает как личные столкновения между высшими командирами
вынуждали их принимать решения, шансы на успех которых были равны нулю.
Далее, он описывает саму операцию, когда командир фронта генерал Гонен
не контролировал свои дивизии полностью. Командиры дивизий не контролировали
полностью свои бригады и командиры бригад не контролировали свои полки.
Из дивизии генерала Адана только два танковых полка были введены в бой
с промежутком времени в четыре часа. Первый полк под Адини почти преуспел
в своей миссии, но так как оба полка не были поддержаны ни артилеррией,
ни авиацией ни другими видами войск для атаки, египтянам удалось собраться
и разбить его полностью. Это вызвало дополнительный шок у командования,
чьи офицеры не знали деталей сражения и не полностью понимали его ход.
Без глубокого анализа, они пришли к заключению о низком качестве израильской
армии, отбросили опцию военного решения и вернулись к традиционной политике
сионистского движения: пассивной обороне и опоре на внешнюю защиту. Таким
образом, они упустили действительно реальную возможность решительного разгрома
египтян и сирийцев в октябре 1973 года.
Автор анализирует философское, историческое, политическое и военное
значение отказа от военной опции. Он описывает три судьбоносных события
в истории Земли Израиля: преследование библейским патриархом Авраамом северных
царей, преследование Иегошуа бен Нуном, библейским военачальником, царей
Эмореев и битва при Эммаусе между Иегудой Маккавеем и греческим полководцем
Салуки во время Хасмонейского восстания в середине II века до нашей эры.
По его мнению, человеческая цивилизация
пошла бы совершенно иными путями, если бы эти три еврейских лидера
не выбрали бы опцию военного решения.
Отход от этой опции 8-го октября объясняет дальнейший израильский отказ
от всего Синайского полуострова, произвольно отданного Британской Империей
Египту в 1904 году, ради мирного соглашения, в полном противоречии с ранее
декларированной политикой. Это объясняет оппозицию в Израиле по отношению
к Ливанской войне 1982 года, когда премьер-министр Бегин и министр обороны
Шарон
пытались разбить террористическую армию ООП, объясняет удержание армии
от подавления гражданских беспорядков (интифада) в их начале, в 1987 году.
Последнее необычно, поскольку премьер-министр Шамир считался большим ястребом,
чем Голда Меир, которая в 1970 году не колеблясь отдала приказ подавить
первую интифаду в Газе.
Для достижения этого договора, правительство Рабина было готово вернуть
Сирии критические с стратегической точки зрения Голанские высоты и создать
палестинское государство на территории Израиля, вопреки факту национального
консенсуса в вопросе аннексии Голанских высот и мнения о недопустимости
создания палестинского государства господствовавшего в обществе многие
годы. Эта книга д-ра Мильштейна опирается на новую теорию и методику
изучения армий и войн, разработанные им и описанные в другой книге "Общая
теория безопасности - Принцип выживания." ("The General Theory of Security
– The Survival Principle", на английском языке).
В настоящей книге д-р Мильштейн развивает своё главное положение, что
с тех пор как последние 10.000 лет человечество жило в муже-ориентированной
политически и мифологически военной цивилизации, не была затрачена интеллектуальная
энергия, чтобы проанализировать и объяснить фундаментальный феномен армий
и войн. Эта причина, по которой армии остаются, несмотря на их техническое
развитие примитивными системами, функционирующими максимально неэффективно,
подвергая угрозе свои
собственные государства, которые они призваны защищать. Иногда они
терпят неудачу в выполнении своей главной функции - обеспечение выживания
своего собственного государства. В этой книге, так же как и в своих других
книгах д-р Мильштейн утверждает, что такое диалектическое развитие вызывало
гибель государств в прошлом, угрозу выживания для Государства Израиль и
других стран в настоящем и может привести к концу цивилизованной жизни,
как мы её понимаем. Только вмешательство человеческого разума может замедлить
или остановить это развитие.
Перевод: Максим Цейтлин