Зехер Цадик лиВраха
Опубликовано 15.06.2001. Дарка шель Тора. N.479. http://www.kahane.org
(Беседа по главе Торы "Шалах", читавшейся на прошлой неделе. История
греха разведчиков – руководителей израильских колен, которые были посланы
разведать Землю Израиля перед вступлением евреев и испугались народов,
обитавших в ней. Этот страх по возвращении из разведки они передали и всему
народу Израиля. За трусость и неверие евреи были наказаны сорокалетним
скитанием по пустыне - прим. перев.)
В чем корень греха разведчиков? Грех в недостатке веры. Руководители
Израиля пошли разведать землю. Землю, о которой столь много было обещано;
землю, которая была мечтой многих поколений порабощенного народа. И вот
руководители народа, праведные руководители, разбивают эту мечту
вдребезги. Они отказываются верить, что Всевышний, который обещал им Землю
Израиля, в состоянии выполнить свое обещание, потому что на обещанной земле
живут сильные люди, великаны, а кто может противостоять великанам?
Страх говорит их гортанью.
"И были мы кузнечиками в их глазах, и в собственных глазах были мы
ими" - это одно из предложений, объясняющих и выявляющих источник греха.
Насколько тяжело положение, если руководители Израиля встают и заявляют
всему народу: мы, главы общины были в собственных глазах как кузнечики!
Поймите, как малы мы! Но откуда вы знаете, какими они видят нас? Может
быть, наоборот, они боятся нас! Может, заслышав о нас, улетучатся все кнаанские
жители? Но нет, страх говорит их гортанью, недостаток веры правит их поведением.
Понимаем ли мы смысл происходящего? Всевышний, создавший Небо
и Землю, Повелитель истории, по слову которого все свершается, обещал нам
нечто, а мы не верим его обещаниям.
В Его возможностях благословить нас! А нам кажется, что какой-нибудь
Ог или Сихон ( цари народов, с которыми евреи воевали во время странствий
по пустыне – прим. перев.) сильнее Его, могут воспротивиться Его воле.
Может ли быть большее поношение! Только вникнув в глубину происшедшего
можно понять всю тяжесть греха разведчиков и причину, по которой этот грех
остался в памяти поколений как один из самых тяжелых грехов в нашей истории.
"Галахическое постановление": Сихон сильнее.
Недостаток веры. Главы народа, праведники по словам наших мудрецов,
не поверили в возможности Всевышнего. Несомненно, каждый день они педантично
изучали "тринадцать принципов веры"; проповедовали в йешивах важность
"веры"; считали необходимым исполнение предписывающей заповеди, изложенной
в "Началах галахот оснований Торы" Рамбама, – верить, что Он есть первая
Реальность и т.д. Однако, когда потребовалось действовать, когда нужно
было реализовать то, о чем говорили каждый день, когда их вера должна была
пройти испытание вопросом: кто сильнее, Владыка мира или Ог с Сихоном,
преимущество однозначно отдали Огу, Сихону и 31-му царю Кнаана. Вывод был
закреплен в "галахическом постановлении", которое довел до народа
Израиля БАДАЦ (Высший религиозный суд в настоящее время – прим. перев.)
из глав десяти колен израилевых.
Грех возвращается – и в еще большей степени.
По-видимому, грех отвращения от Земли Израиля в наше время еще тяжелее,
чем во времена скитаний по пустыне. Ведь мы уже находимся на этой земле,
мы уже покорили ее "со знамениями и чудесами". Нам уже не требуется
столь сильная вера для осознания, мы еще помним то, что видели собственными
глазами в многочисленных войнах. Фактически наша вера уже была реализована!
Но некоторые раввины и главы йешив присоединяются к современным "разведчикам"
и издают галахические постановления (!): у Арафата и других гоев больше
силы, чем у Владыки мира и просто невозможно выполнять заповедь покорения
и заселения Земли Израиля. Еще раз! Это грех недостатка веры. Недостатка
веры не только у маленьких людей, но и у больших людей. Это то, о чем говорили
наши мудрецы в трактате Сота вавилонского Талмуда (лист 48): "Кто
заставил праведников опозорить свои столы для прихода Машиаха? Малость
(Малость веры, поясняет Раши), которая была в них".
Перевод Б.Новака.