Почти каждый еврей сталкивался в своей жизни с проявлениями ненависти.
Антисемитизм прошёл сквозь многовековую еврейскую историю и имел место
практически во всех странах, где жили евреи. О его причинах высказывают
самые разные мнения, часто прямо противоположные. По мнению одних, евреев
не любят за то, что они богачи, капиталисты, банкиры и биржевики. По мнению
других – их не любят за бедность или участие в коммунистических движениях.
Евреев могут не любить, как за равнодушие к судьбам стран, в которых они
живут, так и за чрезмерное участие в жизни этих стран.
Евреям часто приписывали прямо противоположное тому, что они на самом
деле делали. Так, употреблявшие кровь (в мясе, кровяной колбасе и т. д.)
народы обвиняли евреев в употреблении “христианской крови”. Сейчас очень
часто СМИ обвиняют Израиль в терроризме, расизме и других грехах, которые
совершают его критики или сочувствующие им.
Макс Нордау в своей речи на первом сионистском конгрессе в 1897 г. весьма
точно подметил: “Если вы решили утопить собаку, сначала объявите её бешеной.
Люди приписывают евреям всевозможные пороки, чтобы оправдать свою ненависть
к ним. Но главным чувством здесь всё же является ненависть”.
КНУТ ВСЕВЫШНЕГО
Слова М. Нордау приближают нас к религиозной точке зрения, которая рассматривает
антисемитизм, как кнут Всевышнего, используемый Им для того, чтобы вернуть
евреев на путь выполнения божественных заповедей. Вот отрывок из книги
Иова: “Разве растёт папирус там, где нет болота, а тростник – там, где
нет воды?” (Иов, 8). Также и Израиль не может существовать без Торы и соблюдения
законов Всевышнего. Тора предупреждает евреев в нескольких местах о том,
что в случае отхода от союза с Всевышним их постигнут изгнание и др. бедствия.
Вот, например, отрывок из главы Торы “Экев” (11: 13-17): “И вот, если послушаетесь
заповедей моих, которые я заповедую вам сегодня, чтобы любили вы Бога,
Всесильного вашего, и служили Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей,
то дам Я дождь стране вашей в срок: дождь ранний и дождь поздний, и соберёшь
ты хлеб твой, и вино твоё, и дам Я траву на поле твоём для скота твоего,
и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше,
и не сошли вы с пути, и не служили богам чужим, и не поклонялись им, -
чтобы не возгорелся гнев Бога на вас, и замкнёт он небеса, и не будет дождя,
и земля не даст урожая своего, и исчезнете вы быстро из страны хорошей,
которую Б-г даёт вам”.
В книге “Сифра”, комментирующей третью книгу Торы “Ваикра”, написано,
что евреи, изгнанные со своей земли, захотят жить как народы, среди которых
они рассеяны. Это не раз подтверждалось на протяжении еврейской истории.
И раньше, и сейчас есть евреи, желающие ассимилироваться. Причём, в отдельные
периоды таких евреев было очень много. Нимало их и сейчас. Однако еврейскому
народу никогда не дано будет полностью раствориться среди других народов.
Ибо именно евреи должны выполнять функцию, возложенную на них Всевышним:
совершенствовать мир под властью Б-га и быть моральным примером для других
народов. “И не бывать задуманному вами, тому, о чём вы говорите: “Будем,
как другие народы, служить дереву и камню”. – “Жив Я, - говорит Господь,
- рукою твёрдой и десницей простёртой, и яростью изливающейся воцарюсь
над вами. И выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых рассеяны
вы...” – эти слова вложил Всевышний в уста пророка Иехезкеля (Пророки,
20:32-33).
Антисемитизм как раз и способствует тому, чтобы евреи в галуте не растворились.
Другими словами, антисемитизм является средством против ассимиляции. Если
бы не было антисемитизма, то я мог бы и не узнать, что еврей, или
узнать об этом значительно позже, т. к. вырос в светской ассимилированной
семье. Когда же, будучи ребенком, услышал во дворе слово “жид” и спросил
родителей о значении этого слова, во мне впервые начало зарождаться еврейское
самосознание.
Приведу слова раввина Меира Кахане,
да отомстит Всевышний за его кровь: “Антисемитизм ужасен, но в то же время
он служит спасению миллионов евреев от ассимиляции. Если бы не было ненависти
к евреям со стороны неевреев, сколько бы ещё евреев мы потеряли?” (The
Voice of Judea, Dec-Jan, 2000; пер. авт.). И ещё: “Сталкиваясь с непримиримым,
нетерпимым и ненавидящим его гоем, еврей остаётся евреем, потому что у
него нет другого выбора” (там же, пер. авт.).
А вот цитата из комментария рава Ицхака Зильбера, да будет благословенна
память праведника, к главе Торы “Ки Таво” (Рав Ицхак Зильбер, “Беседы о
Торе”, 2-е издание, Иерусалим, 2000 г.): “Существует разновидность насекомых
(богомол), самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Нечто
подобное происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении
оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них своё ядовитое жало”.
Возьмём древний Египет. Когда евреи захотели стать похожими на египтян
и перестали делать обрезание, египтяне заставили их трудиться до изнурения.
В книге Судей (10:6-16) рассказывается о том, как на евреев напали филистимляне,
обложив Израиль непосильной данью. Случилось это после того, как евреи
стали поклоняться филистимскому богу Дагону. Засилье филистимлян длилось
до тех пор, пока евреи не вернулись на путь Торы. В периоды правления царей
Иегошафата, Хизкиягу, Йотама, Узиягу, когда народ возвращался к Творцу,
наступали времена мира и процветания. Когда же у власти были цари-идолопоклоники,
начинались войны и голод. Во времена Первого Храма евреи начали поклоняться
ассирийским и вавилонским идолам. Это привело к тому, что сначала ассирийцы
изгнали из Эрец Исраэль десять колен Израиля, а затем вавилоняне изгнали
два оставшихся колена – Иегуды и Биньямина. Позднее, во времена Второго
Храма, многие евреи прониклись эллинизмом. Это привело к тому, что греки
начали успешно подчинять себе евреев и искоренять иудаизм. Только благодаря
поднявшимся на борьбу и верным Всевышнему евреям во главе с Йегудой Макковеем
была одержана победа над греками. И, наконец, после разрушения Второго
Храма почти все оставшиеся евреи были изгнаны из Эрец Исраэль и начался
период 2000-летнего рассеяния. Талмуд говорит о том, что Второй Храм был
разрушен за напрасную вражду между евреями, которая находится в противоречии
с заповедями Торы.
В дальнейшем евреи-вероотступники создали новую религию – христианство,
от которой впоследствии еврейский народ многократно страдал. В период расцвета
немецкой гуманистической философии (XVIII-XIX века) евреи начали преклоняться
перед “культурной” Германией. Именно здесь возник реформистский иудаизм
и начался процесс массовой ассимиляции, а затем и принявшее широкие масштабы
добровольное крещение. Именно отсюда начал распространяться на Западную
Европу, Польшу и Россию отход евреев от Торы. И именно в Германии зародился
нацизм, который, стал поражать в начале евреев Германии, а затем и других
европейских стран. В период расцвета коммунистической идеологии многие
евреи стали её приверженцами, а затем и жертвами.
Как видим, отход от выполнения заповедей Всевышнего всегда приводил
к бедствиям, предсказанных Торой, а антисемитизм народов, среди которых
жили евреи и образ жизни которых они пытались копировать, являлся инструментом
Всевышнего для возвращения народа к Торе.
ИУДАИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ
В наше время у многих евреев появился новый идол: современная западная
демократия. Похоже, теперь и этот идол запускает в евреев своё “ядовитое
жало”. Уже во многих странах, причисляющих себя к западному цивилизованному
демократическому миру, антисемитизм достиг невиданных масштабов со времён
Холокоста.
Демократия и в самом деле имеет нимало привлекательных черт. Сама идея
демократии происходит из Торы. Об этом пишет, в частности, раввин Адин
Штейнзальц: “Я утверждаю, что вера в демократию имеет обоснование, о котором
умалчивают политики и социологи. Оно основано на Торе, является чисто теологическим
и исходит из недоказуемого, но известному каждому “религиозному экстремисту”
факта: у каждого человеческого существа есть душа – реалия, не поддающаяся
оценке и измерению. Поэтому можно утверждать, что в определённом смысле
все души равны” (А. Штейнзальц, “Взгляд”, изд. Института изучения иудаизма
в СНГ, Москва, 2002 г.).
Таким образом, демократия не чужда Торе. Чужда Торе процветающая сегодня
во многих странах неразборчивая демократия, пронизанная моральным релятивизмом.
Особенно опасна такая демократия для Израиля, где наравне с лояльными гражданами
на жизнь страны существенное влияние оказывают враждебно настроенные арабские
граждане (чья нелояльность, между прочим, противоречит понятию “гражданство”).
Вот, что пишет об этом проф. П. Эйдельберг в своей статье “Функция
антисемитизма” (адрес статьи на Интернете: article.php3?id=1002&type=f&sid=402):
“Это политическое равноправие является ничем иным как проявлением моральной
уравниловки, той самой, которая заставляет европейцев ставить на одну доску
арабских террористов и их еврейские жертвы! Это становится очевидным для
всё большего числа евреев. С каждым днём растущее число евреев видит, что
мерзость моральной уравниловки, по сути, заложена в фундамент политической
системы Израиля, основанной на эгалитарном принципе “один взрослый – один
голос”.
Таким образом, антисемитизм заставляет евреев понять, что государство
Израиль, базирующееся на принципе моральной уравниловки (а этот принцип
находится в явном противоречии с Торой, но соответствует ценностям современной
западной демократии – прим. авт.), должно исчезнуть...”.
В другой своей статье “Арафат – наш учитель” (адрес статьи на Интернете
article.php3?id=868&type=f&sid=402)
проф. П. Эйдельберг писал: “Кровавый деспот Арафат – это плеть, которую
использует Проведение, чтобы пробудить еврейский народ. Господь дал Израилю
лучшего врага, которого нельзя купить ценой отказа от территорий. Иными
словами, Арафат учит евреев, что никакие территориальные уступки не смогут
удовлетворить аппетиты арабов, а значит успех политики “территории в обмен
на мир” (политики, которая также находится в полном противоречии с Торой
– прим. авт.) метафизически невозможен”.
Многие научные труды рассматривают демократию как самодавлеющую ценность.
Авторы подобных работ рассматривают проблемы избирательных систем, политических
компромиссов, демократических институтов и многие другие, не поднимая,
в то же время, важнейшую проблему демократии в сочетании с моралью. “К
концу 20-го века стало очевидно, что те, кто старались превратить демократию
в самодавлеющую ценность высшего порядка, были в своём большинстве людьми,
оставившими веру, источником которой была религия, и искавшими замену ей
в гуманизме”, – справедливо утверждает профессор Даниэль Эльазар в статье
“Иудаизм и демократия на современном этапе” (сборник “Иудаизм и демократия”,
изд. “Амана”, 1994 г.).
Демократия не нужна ради себя самой. Она нужна ради достижения более
высоких целей: ради создания справедливого и милосердного общества. Именно
об этих ценностях неоднократно говорится в ТаНаХе. Демократия может служить
лишь инструментом для их достижения. Причём высокие моральные ценности
не могут быть достигнуты с помощью современной неразборчивой демократии.
По мнению профессора Эйдельберга иудаизмом может быть адаптирована
классическая или нормативная демократия, примером которой могут служить
системы правления в древнегреческих городах-государствах, ярким представителем
которых являлись Афины. Важно то, что в таких античных городах-государствах
основные решения принимались на городских собраниях (прямая демократия)
отнюдь не всеми жителями (их было значительно больше, чем граждан),
а лишь гражданами, по определению и по существу, лояльными своим городам-государствам.
Подобные демократии не страдали моральной уравниловкой – основным бичом
демократических систем нашего времени и не противоречат духу Торы. Адаптация
классической демократии к иудаизму возможна. “Приспособление демократии
к Торе даст Израилю возможность преодолеть отсутствие еврейской государственной
мудрости и еврейской ориентации”, - заключает П. Эйдельберг (“Еврейская
государственная мудрость: чтобы Израиль не погиб, изд. ACPR, Иерусалим,
2000”). При этом очень важно подчеркнуть, что речь не идёт об адаптации
иудаизма к демократии. Речь идёт именно об адаптации классической нормативной
демократии к иудаизму.
Возобладание еврейских ценностей позволит изменить отношение к Земле
Израиля, будет способствовать налаживанию еврейской жизни и возвращению
многих евреев к Торе. И сбудутся тогда слова седьмого любавичского ребе
Менахема М. Шнеерсона: “Когда евреи будут исполнять закон Торы, исполнится
обещание: “Нет силы, кроме Торы” – Земля Израиля и её население будут в
полной безопасности” (см. сайт http://chassidus.ru/).
ГЛАВНОЕ – ТШУВА
Есть нимало замечательных людей, выросших и воспитанных в секулярных
условиях, и активно участвующих в самых разнообразных мероприятиях в защиту
Израиля и против антисемитизма (демонстрации, митинги, марши, выступления
в печати, на семинарах и конференциях, сбор пожертвований жертвам террора
и антисемитизма и т. д.). Существуют серьёзные организации, борющиеся с
антисемитизмом, такие, например, как Центр Симона Визенталя, Антидиффамационная
лига и другие. Однако, каков результат их усилий? Несмотря на заметное
противодействие и отдельные успехи этих организаций в их деятельности,
антисемитизм не затихает, а, напротив, продолжает расти, причём в последнее
время, быстрыми темпами. Хочу отдать должное вышеперечисленным организациям
и отдельным еврейским активистам. Они делают полезное и нужное дело.
Однако, приоритет следует отдать возвращению евреев к своему наследию.
Народ Израиля был создан и сохранён с помощью Торы в отличие от других
народов, ставших народами ещё до того, как они стали последователями той
или иной религии. Создание еврейского народа произошло на духовном уровне.
Именно получив своё замечательное духовное наследие – Тору, еврейский народ
стал народом ещё до овладения им заповеданной Землёй Израиля. Антисемитизм
тоже возник на духовном уровне. Об этом, в частности, свидетельствует его
иррациональность. Такое универсальное явление как антисемитизм, прошедшее
через большую часть истории человечества (начиная от праотца нашего – первого
еврея Авраама и до наших дней) не может быть объяснено с помощью обычной
светской логики. Несомненно, что его причины гораздо глубже и лежат за
пределами секулярного понимания истории. ТаНаХ дал нам ответ о причинах
антисемитизма. Только зная причину болезни, можно эффективно лечить её.
В данном случае лекарство очевидно. Это лекарство называется “тшува” –
возвращение евреев к своим подлинным корням.
“Еврейский меридиан”, №35, 11 Тишрей 5766 (14 октября 2005 г.)