Все, что представлялось американской внешней политикой, основывалось на фантастическом предположении, что Путин является партнером в достижении стабильности в Сирии, Иране и вообще на Ближнем Востоке. Может, сейчас, после того, как Путин вторгся в Украину, пока Обама читал мораль Израилю, Вашингтон проснется к новой действительности
Сейчас я лучше понимают крик отчаяния министра обороны Яалона: "Джон Керри действует из непонятной обсессии и мессианского ощущения". Трудно сохранить такое ощущение в отношении поведения гос.секретаря в тайне. Это высказывание Яалона вытекает из искренней обеспокоенности, которая на этой неделе выявилась оправданной. Что значит, что гос.секретарь обсессивен и вкладывает так много ресурсов, времени и энергии для продвижения переговоров между Израилем и ПА? Это значит, что в один день неожиданно взорвется ему в лицо нечто вроде Украины, а он даже не будет знать, откуда это пришло. Эксперты в американских разведслужбах сделали свои оценки и постановили, что русские не задействуют силу и не вторгнутся в Украину.
Чем больше американцы дают задний ход - по модели нереализованного ультиматума Сирии - тем больше они вредят вопросу, в который впряглись Обама и Керри, - решению палестинско-израильского конфликта. Можно добавить к нелогичному распределению ресурсов Керри и длинное интервью президента Обамы Джефри Гольдбергу. Совет национальной безопасности собирается для обсуждения ситуации на Украине, а президент отсутствует.
У него есть более важное дело - поговорить с журналистом "Атлантик магазин" и сети "Блумберг" Джефри Гольдбергом. Объяснить через него правительству Израиля и стоящему во главе его, каковы национальные интересы Израиля и как те вещи, которые переводят ему из одной из израильских газет, могут изменить Израиль. Якобы Израиль собирается ввести ограничения для израильских арабов. А израильские арабы - самые несчастные на Ближнем Востоке, если не во всем мире. Обама озабочен их свободой передвижения, потому что организация "Адала" распространяет выдумки о якобы готовящемся трансфере бедуинов Негева.
И Обама выставил себя в смешном виде, когда интервью было опубликовано на следующий день после вторжения России в Крым. В это время США должны были стать во главе международного сообщества. Путин заявляет, что Россия выступила в защиту русских в Крыму. Обама в ответ не ставит его на место, вскрывая российскую ложь. Он говорит миру и Путину, что в интересах России присоединиться к международному сообществу в поддержании стабильности на Украине. Но поддержание стабильности там - это последнее, чего хочет Путин.
То, что события на Украине и поведение "партнера"-Путина в реализации "программы мира" на Ближнем Востоке оказались сюрпризом для Обамы, - это беспокоит. Даже несколько пугает. Любой израильтянин может представить себе, какие еще сюпризы могут быть. Например, Иран. Американская разведка, неспособная понять, что и как думают российские лидеры, тем более неспособна предположить, что приходит в головы Хаменаи и его подельников. В интервью, опубликованном в сети "Блумберг" 2 марта, было несколько вещей, свидетельствующих о том, что американцы называют слабостью и безответственностью их президента. Обама пытался довольно смехотворным образом доказать Джефри Гольдбергу, что иранцы всерьез относятся к его военной угрозе. Он говорил о подлодках, крейсирующих вдоль берегов Ирана, и о том, что его военная угроза Сирии убедила Асада и Путина уничтожить сирийское химическое оружие.
"Я хочу прояснить", - продолжил Гольдберг в том интервью, - "Вы не думаете, что иранцы перестали воспринимать всерьез Вашу угрозу, что в отношении иранского ядерного проекта "все опции на столе"?
Обама: "Я знаю, что они относятся к этому серьезно".
v
Гольдберг: "Почему Вы думаете, что они воспринимают это всерьез?"
Обама: "Мы уверены, что когда иранцы видят 35 тысяч американских солдат в регионе, постоянно проводящих учения под контролем президента, который уже доказал свою готовность предпринять военные меры, то иранцы должны воспринимать это всерьез. А также американцы, израильтяне и саудовцы".
Затем: "Если есть у нас какой-то шанс гарантировать, что у Ирана не будет ядерного оружия, если у нас есть шанс привести к ликвидации иранской ядерной опции или сократить ее до монимума, чтобы можно было жить с ней, то мы должны использовать до конца дипломатические возможности".
Можно сказать, что он не убедил Гольдберга, вновь и вновь повторявшего свои вопросы. Иранцы видят также, что происходит со страной, вроде Украины, согласившейся 20 лет назад ликвидировать свой ядерный арсенал. Пришло время повторить то, что трудно понять: Обама не знает, что такое американские национальные интересы. Он "знает", каковы израильские интересы. Но не американские. Для него существуют только интересы поддерживающих его групп и его избирателей. А для них Украина не существует. А "палестинский вопрос" занимает высокое место в их извращенной идеологической повестке дня. Т.е. "палестинцы" для Дем.партии это уже часть внутренней американской политики. Обама всегда действует, чтобы удовлетворить его группы поддержки. Отсюда следует и его ограниченная поддержка Израиля.
Не дотягивает до Картера
Трудно предсказать, как украинская встряска последней недели повлияет на американское общественное мнение. Мне кажется, что это повлияет так, как первые недели 2-й интифады повлияли на израильское общественное мнение и на судьбу Эхуда Барака. Это был шок. Израильская публика была в шоке от выявившейся слабости руководства страны, выражавшейся в дряблой реакции на начало интифады, включая линч в Рамалле.
Надо полагать, что нечто подобное происходит сейчас с американским общественным мнением. Часть комментаторов сравнивают Обаму с Джимми Картером в начавшемся в 1979г. конфликте с Ираном. Но сомнительно, что Обама достигает щиколоток Картера, который все же пытался изменить направление политики вследствие советского вторжения в Афганистан и истории с заложниками в посольстве. Обама зациклен на "социльном изменении" и "строительстве нации" в Америке. Возможно, что он и его приближенные чувствуют, что больше не представится такого шанса лево-радикальной власти в Вашингтоне. А поэтому - к черту Украину. К черту Европу. И еще одну страну на Ближнем Востоке. Надо поддерживать доллар, чтобы тратить доллары внутри Америки и увеличить национальный долг до чудовищных размеров.
Сейчас видится, что Ближний Восток будет одним из регионов, на которые повлияют вторжение Путина в Крым и слабость Обамы. Все, что представлялось как американская политика, основывалось на фантастическом предположении, что Путин - партнер в достижении устойчивости в Сирии, Иране и по всему региону. Надо помнить высказывание министра ин.дел Лаврова о премьер-министре Нетаниягу во время визита в Москву перед началом переговоров с Ираном о промежуточном соглашении. Лавров высмеивал "фантазии" Нетаниягу, который противился умиротворению Ирана. Ясно, что Нетаниягу был прав. Тот, кто своей слабостью предоставляет России центральную роль на Ближнем Востоке во время "сирийского лета", обнаруживает во время "украинской зимы", что Россия - не партнер по достижению мира. Вся политика умиротворения Сирии и Ирана основывалась на "российском партнерстве". сейчас не только иранцы делают выводы из американской слабости, но и "российский партнер" усиливает их.
Любая американская инициатива в регионе явится мишенью для русских. Невозможно просто заявить, что США не будут играть в шахматные игры холодной войны (слова Обамы). Холодная война уже здесь. "Оставленный американцами вакуум подорвал стабильность в мире", - заявил бывший министр обороны Дональд Рамсфельд. То, что на этой неделе он вновь часто приглашается в СМИ, свидетельствует, что этот ястреб заново получает легитимацию там и даже ностальгируют по нему. Когда флегматичный Чак Гейгель шатается в седле, люди хотят видеть Рамсфельда или Шварцкопфа с патронташем в зубах.
Мысль, что Обама выставит красную черту и начнет холодную войну, как Джон Кеннеди во время Кубинского кризиса, кажется сейчас дикой фантазией. Тогда была решительность и готовность идти до конца, приближение к мировой войне. Верно, сейчас 21-й век. Но, как в физике, реальные силы по-прежнему действуют. Тот, кто вспоминает о Кубинском кризисе, может вспомнить и о 1914г.
"Гаарец" в Уганде
Одна израильская газета уже полгода гладит Кремль. Сейчас выясняется почему
Верные читатели газеты "Гаарец" обратили внимание, что последние полторы недели редакционные статьи занимались любыми вопросами, но не буйством Путина и не вторжением в Крым. Особенно выделялась забота этой газеты о гомосексуалистах в Уганде и озабоченность тем, что израильское правительство игнорирует эту проблему. Более того: ни одна публицистическая статья ни одного видного колумниста этой газеты не была направлена против Путина и его неистовства. Даже не против опасных последствий кризиса на Украине на "шансы на достижение мира".
Их интересуют гомосексуалисты в Уганде. Может, я упустил что-то, но уже полгода Путин ведет кампанию преследования гомосексуалистов в России. Особенно в контексте олимпиады в Сочи. Об этом были нейтральные репортажи в газете "Гаарец", но не было позиции редакции. А ведь это одна из важнейших тем "избирательного округа" этой газеты.
В прошлом Путин был символической фигурой, получавшей враждебное освещение в газете "Гаарец". В последние полгода-год чувствуется изменение редакционной позиции. Это было и в истории с Сирией. Даже Башар Асад - тремпист Путина - удостоился снисходительного отношения этой газеты.
Поведение "Гаарец" удивляет - по крайней мере тех, кто не разделяет обсессии этой газеты по "палестинскому" вопросу и не разделяет ее антиизраильскую позицию. Возможное направление мысли - Леонид Невзлин, владеющий частью акций газеты, что дает ему влияние на редакцию. Он не может сказать: пишите так или освещайте эдак. Но он может передавать мессиджи в духе "об этом не говорят".
Когда 3 месяца назад был освобожден бывший партнер Невзлина Михаил Ходорковский, было,ощущение, что раскрылась тайна. Нельзя сказать достоверно, но надо полагать, что Невзлин знал, что дело Ходорковского лежит на столе Путина, он не хотел злить Кремль. Кстати, это можно понять - речь шла о судьбе человека. Но все же удивляют соображения редакции, когда влиятельный диктатор вследствие этого получает предпочтительное отношение - больше, чем премьер-министр Израиля, например.
После поездки Ходорковского в Израиль в январе газета "Санкт-Петербург Таймс" сообщала о словах Невзлина во время того визита: "Бизнесмен Леонид Невзлин сказал, что продолжит судебную борьбу против российского правительства за имущество нефтяной компании Юкос стоимостью в 100 миллиардов долларов. Это в отличие от его делового партнера Михаила Ходорковского, пообещавшего недавно не участвовать в иске. Невзлин сказал, что решение суда по иску владельцев акций к Кремлю ожидается к марту 2014г."
Российская газета пишет, что "политические аналитики выдвинули предположение, что президент Путин освободил Ходорковского, чтобы гарантировать, что тот не будет участвовать в судебном иске и не будет помогать истцам, ведь этот иск может нанести сильный удар Кремлю и привести к конфискации имущества правительства России за границей. Невзлин сказал, что намерен победить в суде и получить компенсацию за свое имущество".
Мы не знаем подробностей игр и соотношения сил между Путином и Невзлином, который бежал в Израиль из России 11 лет назад, где он разыскивался властями. Но ясно, что идет силовая борьба и что подвешены судьбы дополнительных людей, приближенных к Невзлину. Если Украина топчется медвежьим сапогом, то надо полагать, что Невзлин слабее дивизий Буденного в Донских степях. Когда он ведет решительную борьбу за свое имущество, он будет очень осторожным по отношению к Путину. Возможно, даже захочет задобрить того.
Является ли газета "Гаарец" пропагандистским рупором Путина? И почему это важно? Потому что эта газета претендует на то, чтобы быть международной (прим.перев. - их сайт имеет английскую версию, куда помещают часть статей в переводе) . Потому что эта газета имеет влияние на часть американских евреев - из тех, что окружают президента США. Просмотрите еще раз интервью с Джефри Гольдбергом.
("Макор ришон" 7.03.2014)
Перевел Яков Халфин
МАОФ