И если поначалу в Хайфской мэрии к деятельности этих странных «русских» отнеслись настороженно, долго пытались понять, какие же корыстные мотив ими движут, что сегодня местные чиновники охотно с ними сотрудничают. Да и различные политические силы в городе тоже совсем не прочь приобрести их поддержку на грядущих муниципальных выборах. Ну, а планы у самих основателей «Мишмар Хейфа» грандиозные: от создания на его базе престижного молодежного клуба до перерастания движения во всеизраильское – с целью способствовать возвращению в израильское общество тех самых базовых гражданских ценностей, которые оно в последние годы утратило. Для того чтобы познакомиться с теми, кто составляет ядро нового движения, я и отправился в Хайфу.
Над всем Адаром синее небо…
- Идея создания нового движения пришла к нам в конце прошлого года, в связи с резко участившимися случаями нападения на стариков в районе Адар, - рассказывает Кирилл Бузков. – Об этом, а также о действующих на Адаре так называемых неонацистах много писалось в прессе, так что пересказывать все эти истории не буду. Адар – это вообще проблемный район Хайфы с очень пестрым населением.
Так как здесь были относительно низкие цены на квартиры, то ШАБАК скупил их для сотрудничавших с ним палестинцев. Но ведь на сотрудничество с Израилем нередко идут наркодельцы и уголовники – в обмен на прощение ШАБАКом совершенных ими преступлений. И, понятное дело, перебравшись в Израиль, они продолжают вести привычный образ жизни. С другой стороны, та же дешевизна жилья и сомнительные соседи привели к тому, что в квартале стали селиться не сумевшие устроиться в Израиле, малообеспеченные «русские» семьи. Тот, кто встает на ноги, спешит переехать в другой район города, но старикам-то переезжать некуда. Вот они и остаются, становясь жертвами уголовников и наркоманов... Словом, мы начали думать, что с этим можно сделать, и решили организовать сопровождение для стариков, направляющихся в банк. Бросили клич, собрали пару десятков добровольцев, и в течение довольно короткого времени число ограблений стариков резко уменьшилось.
- Дело в том, что уже сам факт, что пожилой человек идет не один, а в сопровождении другого человека снижает вероятность нападения на него до нуля, - объясняет социолог и по совместительству тренер по рукопашному бою Александр Мнацаканов, он же – автор инструкции для тех, кто «сопровождающих». – Но, разумеется, мы учитываем возможность самого различного развития ситуации. К примеру. Наши ребята знают, что сопровождать пожилого человека они должны определенным образом, так чтобы потенциальный грабитель не мог подобраться к сумочке. Должны они уметь и оказывать первую помощь – как-никак речь идет о глубоко пожилых людях.
- Ну, а что они должны предпринимать, если на них все-таки нападут? – спрашиваю я. – Попытаться захватить преступника?
- Ни в коем случае! – отвечает Мнацаканов. – Они должны вызвать полицию и дождаться ее приезда на место происшествия…
Сейчас в этом проекте организации своеобразной «народной дружины» на Адаре задействовано около 20 человек. Полиция и мэрия отнеслись поначалу к новоявленным «дружинникам» настороженно, явно опасались, что их появление приведет к дополнительной напряженности во взаимоотношениях между «русскими» и арабами. Однако, увидев, как эти ребята поставили работу и, убедившись, что никакой дополнительной напряженности в квартале не наблюдается, дело скорее, обстоит наоборот, начали постепенно оказывать «Мишмар Хейфа» поддержку. Даже выделили деньги на униформу - желтые майки для «сопровождающих». А эмблему движения, в котором буква «хет» превратилась в изящно изогнувшегося кота, разработала Лиля Гойзман. И хотя безусловно, о глобальном изменении криминальной обстановки на Адаре, говорить пока не приходится, определенные изменения все же есть.
- Как показывает опыт, само присутствие на улице наблюдателей, значит очень много, - говорит Кирилл Бузков. – Порой достаточно поговорить с человеком, чтобы решить проблему. Ну вот, к примеру, есть там одна детская площадка, через которую все время ездят мотоциклисты. Я остановил одного такого мотоциклиста, поговорил с ним, и он дал слово, что больше он через эту площадку ездить не будет. И, думаю, он и в самом деле не будет. Во-первых, потому что оказался вполне вменяемым парнем, а во-вторых, по той причине, что он знает: я запомнил его номер и если он не сдержит своего слова, передам его в полицию.
С «народной дружины» на Адаре, которой и сегодня продолжают активно заниматься Кирилл Бузков, Эли Рухлис, Саша Мнацаканов и др., и начала, по сути, свой отсчет деятельность нового движения. И вот теперь, наверное, самое время сказать об одном из создателей и лидеров «Мишмар Хейфа» Александре Непомнящем. Имя Непомнящего наверняка знакомо многим читателям в качестве одного из лидеров организации «МАОФ» и одного из активистов «русского» крыла партии «Ликуд». Однако он сам утверждает, что новое движение к политике никакого отношения не имеет.
- Понимаешь, - говорит Непомнящий, - жизнь убедила меня, что сегодня крайне трудно подвигнуть людей к какой-либо социальной активности с помощью той или иной идеологии, политических лозунгов, призывов хранить верность идеалам сионизма и т.д. Но вместе с тем любой человек обеспокоен средой своего обитания; тем, насколько безопасно и комфортно место, где он живет для него и его детей… Через этот личный интерес нам бы и хотелось разбудить у людей, причем, прежде всего, у молодежи, чувство гражданской ответственности, сопричастности с историей своего народа, желание делать что-то на пользу обществу. При этом я опять-таки сознаю, что только словами этой цели не добьешься. Ну, сколько человек ты можешь увлечь призывом бескорыстно сопровождать стариков в банк и из банка домой?! Ну в лучшем случае, несколько десятков! Но вот если подобные добрые дела будут сопряжены с членством в неком элитарном молодежном клубе, в котором проводятся различные интересные встречи; если членам этого клуба в обмен на оказываемую ими помощь городу будут предоставляться некие скидки на билеты в музеи, театры, концертные залы и т.д., то вероятность того, что люди к нам потянуться очень и очень увеличится.
- Ну, хорошо, - говорю я, - каким образом вы собираетесь наводить порядок в городе, я более-менее понял. А как вы намереваетесь будить интерес и чувство сопричастности с историей?..
- Поехали на кладбище! – отвечает Непомнящий.
Забытое кладбище
Не знаю, как вы, а я до этой поездки и не подозревал, что недалеко от Хайфского порта существует старое еврейское кладбище, на котором покоятся великие раввины и мудрецы еврейского народа, включая и упоминаемого в Талмуде рава Авдими из Хайфы, жившего во 2 в. н.э. Рассказам Талмуда о раве Авдими и считается, оказывается, первым достоверным историческим сидетельством о существовании Хайфы…
- По всей видимости, Хайфа как еврейский город, жители которого занимались, в основном, рыболовством, существовал вплоть до появления здесь крестоносцев, - рассказывает Непомнящий. – Последние, вероятно, вырезали всех живших в Хайфе евреев, а затем город начинает постепенно заселяться арабами. Однако подлинная история Хайфы как города начинает свой отсчет с начала ХХ века, когда здесь появляется с группой переселенцев из Белоруссии инженер Шмуэль Певзнер, ставший, по сути дела, первым еврейским мэром Хайфы. Он закладывает основы многих местных предприятий, создает Технион и Хайфское реальное училище, городскую библиотеку и планирует новые еврейские кварталы города. При нем значительно выросло как еврейское, так и арабское население Хайфы – арабы приезжали сюда в поисках рабочих мест. Во время Шмуэля Певзнера и было решено возродить это старое еврейское кладбище. Здесь был похоронен его отец Йосеф Певзнер, а затем и он сам. Здесь же находится братская могила еврейских портовых рабочих, ставших жертвами погрома 1929 года. Здесь лежат многие видные деятели города и сионистского движения в целом. И это кладбище до нашего прихода пребывало в совершенном запустении – его территория поросла травой, была закидана мусором, и никто уже не помнил о том, кто здесь похоронен.
Мы начали с того, что стали очищать от мусора склеп Певзнеров. Тут выяснилось, что существует некая амута, получающая деньги от мэрии за содержание этого кладбища. Поначалу они отнеслись к нам очень настороженно, но затем, когда поняли, что мы на их деньги не посягаем, тоже стали с нами сотрудничать. По меньшей мере, они выкосили траву и теперь мы можем приводить в порядок могилы, обновлять надписи на них, начать устанавливать, кто именно и где здесь лежит. Эта наша работа уже вызвала интерес у членов Хайфского исторического общества – большинство его составляют, собравшие уникальные архивы и теперь не знающие, кому их передать…
Еще один исторический проект, которым сейчас занимается «Мишмар Хейфа» - приведение в порядок древнего еврейского захоронения, представляющего собой склеп с круглым подземным залом, от которого во все стороны отходят пещеры для захоронения. Думается, в этом месте вполне можно основать музей, который в равной степени будет привлекать и любителей еврейской истории, и просто романтически настроенных туристов.
У этой гробницы я и знакомлюсь с другими активистами «Мишмар Хейфа» - находящимся на каникулах совсем молодым профессором Нью-йоркского университета Ави Гольдштейном, Давидом Резниковым, Ильей Зусковичем, Машей Писецкой. Все они в той или иной степени связаны со всеми проектами, и вместе с тем у каждого есть свое специфическое направление.
- В сущности, пока основных направлений три, - говорит Непомнящий. – Первое – это формирование городской самообороны, помощь в наведении общественного порядка, усиление у людей чувства безопасности. Второе направление я бы назвал историко-экологическим. Тут и приведение в порядок исторических объектов, и еще ряд мероприятий, которые только в плане. Развиваем мы также и проект по оказанию социальной и юридической помощи – знакомим людей с их правами, помогаем разбираться с проблемами. Это – наше третье направление. Сейчас налаживаем работу клуба, для членов которого будут проводиться интересные встречи и уникальные экскурсии. Есть и еще масса разных дел, которыми мы занимаемся. К примеру, когда из квартиры одной семьи воры под видом грузчиков вывезли все имущество, мы обратились к людям с призывом оказать ей помощь, и в течение нескольких дней у этой семьи снова появилось все необходимое – от элементарной кухонной утвари до стиральной машины.
Еще мы провели для детей города праздник в честь 60-летия Израиля. Словом, всего, что мы сделали, вот так, навскидку и не упомнишь. Поэтому мы, в конце концов, и определили себя как «Движение за повышение качества жизни в Хайфе». И хотя мы существуем относительно недавно, нашим опытом уже заинтересовались Лоде, Беэр-Шеве, Араде, Мигдаль ха-Эмеке и ряде других городов. Там собираются организовывать «Мишмар Лод», «Мишмар Беэр-Шева» и т.д. Так что есть все шансы на то, что мы очень скоро перерастем из городского во всеизраильское движение, которое. Естественно, в итоге выйдет и за рамки русскоязычной общины.
Шоссе идеалистов
- А вам не кажется, - спрашивая я своих новых знакомых, - что вы просто инфантильные переростки, решившие в 25-35 лет поиграть в «Тимура и его команду»?
- Знаете, - отвечает Лиля Гойзман, - именно так я и сказала, когда мы все впервые собрались. Возможно, мы и в самом деле наивные идеалисты, и со стороны выглядим смешно. Но игра в «Тимура и его команду» - не самая плохая игра, а быть наивным идеалистом – тоже не самое плохое в жизни.
- Тем более что эта «игра» может перерасти в нечто очень серьезное, - добавляет Непомнящий.
Почему-то в этот момент мне вспоминается мой последний разговор с Евгением Евтушенко – он говорил о том, что мы живем в эпоху банкротства различных идеологий, и это хорошо. Но если человечество может прожить без идеологий, продолжил Евтушенко, то без идеалов, без каких-то базовых нравственных и духовных ценностей оно прожить не может. И «идеалисты» из «Мишмар Хейфа» как раз и пытаются вернуть израильскому обществу те самые базовые ценности, от которых по множеству причин это общество в последние десятилетия отступило и, как следствие этого, «Израиль стал другим».
Получится ли у них это?
Не знаю.
Но попробовать стоит.
"Новости недели" через "Мнения"