Кому, какой группе еврейского населения, выгодно сейчас продолжение сионистского проекта? Светскому ашкеназу, живущему в Тель-Авиве, местечковой пародии на европейский город, и мечтающему об Америке, где его недооцененные таланты могли бы проявиться в полной мере? Сефарду, владельцу фалафельной лавки, завидующему своему родственнику – парикмахеру в Париже?
Многое удивило меня в Израиле, когда я впервые попал в Страну. В том числе, частое употребление
термина «проект». Термин применялся, казалось, к совершенно разнородным понятиям: выпуск нового сорта
«бейгалэ» - проект, биржевая спекуляция – проект, строительство жилья для новоприбывших – проект, завоз
проституток из-за границы – проект... Спустя некоторое время я нашел для себя объяснение – в израильской
интерпретации «проектом» называется любое предприятие, сулящее значительный денежный куш его
участникам.
Сионистское предприятие, безусловно, было проектом. Отец-основатель сионизма Теодор Герцль в
своем труде «Государство евреев» (почему-то обычно называемом «Еврейское государство») соблазнял :
«Еврейские предприниматели и промышленники только диву дадутся от тех надежд и оборотов, которые там
(в государстве евреев – Б. А-Л.) откроются им». А остальные? Их, в идеале, не должно быть вовсе.
Поскольку «теперь же чуть не стыдятся сознаться в такой банальной истине, но если бы мы все были
исключительно предпринимателями, нам не нужно было бы совершенно земледельцев».
В современном Израиле пока не все мы предприниматели, но земледельцев нам уже не нужно - только
два процента работающего населения, включая арабов, заняты в сельском хозяйстве. Эта цифра - следствие не
потрясающей воображение эффективности призводства, а того что евреи не хотят копаться в земле. Поскольку
арабской рабсилы не хватает, сельхозрабочих завозят из-за границы.
Пока не все мы предприниматели по основному роду занятий, но по духу, по мировоззрению – все. Для
предпринимателя главным явлется решить: выгодно – невыгодно, рентабельно – нерентабельно, стоит
продолжить проект или закрыть его. Какие-либо идеологические или моральные принципы, а также эмоции
не должны оказывать влияние на принятие решения, хотя ссылка на них может быть использована для
обоснования окружающим правильности принятого решения.
Кому, какой группе еврейского населения, выгодно сейчас продолжение сионистского проекта?
Светскому ашкеназу, живущему в Тель-Авиве, местечковой пародии на европейский город, и мечтающему об
Америке, где его недооцененные таланты могли бы проявиться в полной мере? Сефарду, владельцу
фалафельной лавки, завидующему своему родственнику – парикмахеру в Париже? Иерусалимскому
йешиботнику: «Вот в Манчестере йешива – это да!»? Поселенцу в вязаной кипе? После «размежевания» в
Гуш-Катифе поселенческая газета «БеШева» публиковала заметки о судьбе «несчастных изгнанников». На
вопрос журналиста не пострадал ли он из-за потери источника дохода, бывший поселенец Х отвечает
отрицательно – он преподаватель науки о Земле Израиля и любви к ней, а этоту предмету можно обучать где
угодно. Бывший поселенец Y рассказывает, что последние пять лет целыми днями колесил по Гуш-Катифу,
собирал информацию о текущих событиях, делал фотографии и помещал все это на специально созданном им
сайте. Приятная работа. На вопрос, пострадал ли он из-за потери источника дохода, Y отвечает положительно
– ведь он фермер. Интересный фермер – не месит сапогами навоз, а развлекается Интернетом, работают же на
него иностранные батраки.
По всему выходит, что никто не заинтересован в сионистском проекте. Или почти никто. Не
удивительно, что уже 15% израильских евреев живут за границей. В автобусе я разговорился с женщиной.
Пятилетним ребенком ее привезли из Ленинграда в Израиль. Через несколько лет семья перебралась в США.
Теперь эта женщина приехала в Израиль. Русский язык забыла почти полностью. Я поинтересовался, как ей
удалось в Америке сохранить прекрасный иврит. «Ничего удивительного. В том районе Чикаго где мы жили,
языком общения был иврит, а не английский: там все жители - эмигранты из Израиля».
Сейчас модно говорить о достижениях передовой израильской индустрии. Но если присмотреться,
картина получается не столь радужной. Основу промышленности составляют мелкие преприятия, работающие
по устарелым технологиям или вообще без оных. Пример – строительство. О «Хай-Теке». Компьютерные
фирмы – это либо местные, второстепенной важности, отделения крупных иностранных корпораций, либо
субподрядчики таких корпораций. Амбициозные работники хай-тека предпочитают не дожидаться реализации
маниловской мечты о превращении Израиля во вторую Силиконовую долину, а перебираться в первую. Цель
владельцев стартаповских компаний – не превращение их в крупные фирмы, а изобретение чего-нибудь такого,
права на владение чем можно продать, а на вырученные деньги заняться биржевыми операциями. Вообще,
биржевые спекуляции - любимый вид спорта в Израиле. Пожалуй, единственной крупной компанией
мирового класса является фармацевтическая фирма «Тева». После Шестидневной войны начала весьма
успешно развиваться военная промышленность, но со времени прекращения разработки
истребителя-бомбардировщика «Лави» ее еще более успешно удушают, превращая в некий ремонтный
придаток иностранных компаний.
Говорят, возможно так оно и есть, что финансовая помощь правительства США Израилю не нужна. Она
относительно невелика и идет, в основном, на закупки американского оружия. Без нее Израиль легко обошелся
бы. Но из Америки, Европы и всех других континентов идут непрерывным потоком деньги из частных
источников. Вот без них Израилю никак не обойтись. «Идут деньги» не совсем верное выражение. Их изымают
шнореры. (Согласно «Еврейско – русскому словарю» М. Дрора, «шнорер» - «попрошайка»). Зародившись
когда-то в еврейских общинах галута, для Израиля шнор стал важнейшей отраслью экономики. Шнорят на
личные и общественные нужды. На религиозные учебные заведения и на борьбу с религией. На больницы,
университеты, помощь «городам развития», финансирование радикальных еврейских организаций и
радикальных антиеврейских организаций. Шнору обучают на специальных курсах, пишутся учебные пособия
по шнору. Воистину, Израиль - страна шнора.
Мне кажется, что серьезной (может быть самой серьезной) проблемой, явлется то, что материальное
благосостояние народа Израиля слабо (в лучшем случае) связано со владением Землей Израиля. Возник даже
любопытный феномен: человек живет в Израиле, а работает в США- неделя дома, неделя в Нью-Йорке.
Еврейской энергии не хватает ограниченного пространства и ограниченных возможностей. У «Государства
евреев» Герцля есть подзаголовок «Опыт новейшего разрешения еврейского вопроса». Под «еврейским
вопросом» Герцль подразумевал антисемитизм западной цивилизации, современной ему, а не нам : «Только
гнет приводит нас к прежнему состоянию, только ненависть наших соседей заставляет нас чуждаться их,
только притеснения побуждают нас составлять ту историческую группу, которую так легко узнать по роковым
ее признакам». То есть, «Опыт новейшего разрешения еврейского вопроса» представляет собой столетней
давности план избавления от антисемитизма: «Наш план в сущности таков: если бы нам дали достаточную
территорию на началах сюзеренства для нашей справедливой необходимости, предоставив обо всем
остальном позаботиться уже нам самим, то все создалось бы само собой». «Куда идти в Палестину или
Аргентину? Союз Еврейский будет благодарен за каждый клочок земли, который ему дадут»
Но на клочке земли и получается все клочковато. По крайней мере, у евреев. Что будет? Б-г весть.