(опубликовано в «Бе-аhава уве-Эмуна»)
На первый взгляд, евреи, как оставшиеся в СНГ, так и репатриировавшиеся в Израиль или переехавшие в
страны рассеяния, не большой еврейской общины со своим особым историческим прошлым, характером,
париоритетом ценностей и интересами. Но это не так. Сегодня, как в Израиле, так и в странах рассеяния, нас
объединяет не только русский язык, ставший основным языком общения, но и опыт сохранениянационального
достоинства во враждебной антисемитской обстановке. Мы росли и получали воспитание в семьях,
сохранявших еврейский колорит или, по крайней мере, гордость своим происхождением. Еврейские круги
отличались теплотой, братством, взаимовыручкой и гораздо более высоким нравственным, этическим и
культурным уровнем, чем окружающая нас среда. Неприкрытый государственный и бытовой антисемитизм не
только унижали нас, но и пробуждали желание добиться успеха в учебе и работе, чтобы заставить уважать себя
и наш народ. Потомки погромщиков и пособников нацистов, подогреваемые оголтелой ненавистью к
государству Израиль, преследовали нас – выросших на рассказах о героизме отцов и дедов на фронте, о их
преследовании в сталинское время, о их бесследном исчезновении на захваченной немцами территории. Об
этих рассказах можно было говорить только в узком кругу семьи и друзей. Слово «еврей» не упоминалось ни в
книгах, ни на скромных памятниках жертвам фашизма. На них писали «Здесь похоронены советские граждане»
или сравнивали их с землей и разбивали на их месте парк. Мы видели наших отцов, приникших к
радиоприемникам, чтобы сквозь рев глушителей услышать несколько слов «Голоса Израиля». Ненависти и
издевательству мы противопоставляли юмор. Мы хранили мечту о возвращении на Родину и каждый
по-своему боролся за воссоединение со своим народом. Мы не слышали слов «Тора», «мезуза», «талит» и даже
«кадиш», но все еврейское грело душу и притягивало к себе. Перестройка всколыхнула огромные пласты
нашего народа, разрушила все инфраструктуры, заставила пересмотреть систему ценностей и во многом
дезориентировала людей, в особенности, молодежь. Упавший железный занавес и представившаяся свобода
выезда сдвинули с места целый народ. Имея об Израиле идеалистические представления и не понимая всех его
проблем, прежде всего – культурно-идеологического плана, мы не смогли осознать необходимости сохранения
того опыта, культурной бызы и особых черт характера, которые присущи выходцам из бывшего Советского
Союза. Мы не осознали необходимости построения общины, которая будет отстаивать наши интересы не
только в области права на жилье и пособие репатрианта, но и в области образования, создания и развития
культурной базы.
Но объединить нас и вернуть нам наше достоинство мсожет только осознание общенациональной задачи,
стоящей перед еврейским народом на данном этапе нашего продвижения к будущему времени, котрое
ознаменуется настоящим освобождением от чуждого нам влияния, как в нрсударственной, так и в
религиозно-культурной сфере жизни. Достижение целостности Земли Израиля, сохранение еврейского лица
государства невозможно без воспитательной и широкой образовательной деятельности, направленной на
обретение религиозного сознания всеми слоями еврейского населения. С другой стороны, воспитательная и
образовательная деятельность, игнорирующая актуальные проблемы, не является правильной ни с какой точки
зрения, в том числе, и с точки зрения Торы.