(опубликовано в еженедельнике ХАБАДа «Восхождение» 15 Элуля 5766г. – 8.09.06, недельная глава «Таво»)
Век живи… Много лет подряд натыкался я, читая Танию, на эти строки и никак не мог понять, на кого они
рассчитаны – на людей или на ангелов.
Вот что написал Ребе Шнеур-Залман, первый глава ХАБАДа:
«Любимые мои братья и друзья, в которых – вся душа моя!.. Да не будут евреи подобны сынам других народов,
которые обеспечивают пропитание и хорошую жизнь своим женам и детям, руководствуясь лишь природным
инстинктом любви к ним…»
Всякий раз я спрашивал, смущенно и не вслух:
«Ребе, да чего Вы хотите от евреев? Разве наш «балабос» не снимет последнюю рубашку, чтобы все, кто живет
под его крышей, были под присмотром и жили в достатке?
Разве «а идише мамэ» не является символом всепоглощающей, не знающей границ любви к своим детям?! И от
этих людей Вы требуете, чтобы они относились к своим близким, как ко всем остальным? Да разве так надо, да
разве они смогут?..»
Было ощущение, что Алтер Ребе слишком высоко поднял планку. Для нас, поколения «пятки Мошиаха», - это
выше крыши, это чересчур…
На дворе Элул, месяц тшувы. Надо извиняться, если кого обидел. Япришла пора извиниться перед Танией.
За эти два года мы повидали и пережили много. Я помню «месяц Гуш-Катифа», когда юноши и зрелые мужи
нехотя признавались: «Да, я стоял в оцеплении, когда их выселяли. Но в третьей линии, на всякий случай. А на
крыши, чтоб достать демонстрантов, лезли спецназ, полиция…»
Нельзя ли было избежать соучастия?
Они пожимали плечами: «Тогда меня выгонят с офицерских курсов, а мы с Наоми хотим через полгода
пожениться…» Или: «Жена сидит без работы. Если меня выгонят из полиции, наши дочки останутся без куска
хлеба…»
Известно, что нечистая сторона этого мира играет с нами в подкидного, швыряя козыри с двух рук. В одном
рукаве припрятаны черствость, равнодушие и прочий холод. А из другого – жар и солнце: нежность к жене,
беспокойство за теплый родной комочек, что ворочается в пеленках.
И поэтому вышибали поселенцам кувалдой двери, тыкали дубинку между ребер, если плохо шел…
Алтер Ребе прав: «природного инстинкта любви» оказалось мало, чтобы пожалеть детей в чужих колясках,
чтобы подумать о безработице, которая ждет фермеров из Гуш-Катифа.
Поэтому глава ХАБАДа пишет: «Даже в своих повседневных делах евреи призваны раскрывать абсолютное
единство Вс-вышнего в этом мире…»
Чтобы не было сомнений, где причина, а где следствие, через год в пост 17 Тамуза начался «месяц катюш».
Треть страны оказалась под ракетным дождем. Ни одно из обещаний военных, ни одно из предсказаний
политиков не сбылось.
И тогда, пережив шок первых дней, евреи взялись за штурвал сами. Десятки тысяч семей предоставили свой
кров беженцам. Караваны добровольцев шли на север, раздавая еду и лекарства людям в убежищах. Потоки
любви изливались на совершенно незнакомых, чужих, далеких людей. На евреев.
И оказалось: если идешь с Б-гом, то идешь, а не топчешься на месте. И обрели реальность строки Тании: «В
наше время, перед приходом Мошиаха, основное служение Вс-вышнему – это помлщь нуждающимся…»
Итог последней ливанской войны: для нашего поколения эта планка оказалась «не чересчур».
Век учись…