В ходе обсуждения мы сформулировали, что здоровое и достойное общество имеет в своей основе и руководствуется следующим:
В нынешнем Израиле все эти критерии перестали быть основополагающими для существования общества, что ставит под угрозу не только личное, но и общинное (национальное) существование евреев в государстве, как и само существование еврейского государства Эрец-Исраэль.
Для изменения создавшегося положения можно предложить следующие возможности:
От секторальности – к общинности
Идеальное общество не может быть секторальным, так как секторальное мышление приватизирует ценности, превращая их в интересы узкой группы людей, как правило без учета интересов и ценностей других групп и без взаимного уважения. Сектор руководствуется формулой «Как бы мне что урвать от государства», т.е. эгоистический посыл, тогда как община видит себя интегральной частью общества, как органа в едином организме, сознающего, что его собственное процветание не должно происходить за счет остальных частей и целостности. Как один инструмент в оркестре, община сознает, что она должна созидательно взаимодействовать в другими и что без «другого» и его благополучия не может образоваться ничего полноценного.
Переход от секторальности к общинности требует преодоление ментальной секторальности на личном и коллективном уровне. Преобразование секторального общества в общинное происходит на уровне сознания и на поведенческом уровне (поведение в общественной и в политической плоскостях).
Общины реализуют себя не в ущерб другим, на основе взаимной ответственности и уважения. Община по своему характеру и предназначению несравненно более гибкая, динамичная и творческая структура, чем монолитный и ригидный сектор. Что касается восприятия извне, то монолитность и ригидность сектора вызывает стереотипное, негативно обобщенное к нему отношение, тогда как община, как ячейка открытая и гетерогенная, помимо остальных вышеперечисленных её достоинств, вызывает к себе другое отношение.
Однако общинность тоже может быть только переходным этапом к более целостному и единому обществу, строение которого можно назвать «сферным». Сферность значает разделение на 3 основные сферы деятельности: духовную, государственную и хозяйственную.
Иначе говоря, общество и государство не должны мешать человеку развиваться, ибо все начинается с индивидуума. Именно от него зависит преобразование секторального общества в общинное, равно как и в достойное. Только он своим личным примером может способствовать трансформации общественно-политического климата.
Сегодняшнее израильское общество живет в соответствии с психологией краткосрочного выгадывания. Нынешний климат – климат нравственный, психологический, безопасности, еврейства и комфортности – многих не удовлетворяет.
Переоценка ценностей и приоритетов должна способствовать переориентации общества на среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также на «очищение» этого климата.
Необходим переход от отношения к власти, как права (на льготы) – к власти, как ответственности. А также переход от власти формального большинства к власти разумного согласия (например, путем изменения политической культуры на ментальном уровне и системы выборов на политической).
Решения существующих проблем возможны в нескольких плоскостях:
--Координатор темы - Анна Данилова