Вероятно, процесс трансизраильского протезирования уже необратим и биться головой об стену сращенных капитала, прессы и политики
бесполезно, хотя все мы знаем - что история порой творит со всевозможными преградами, стенами и заборами...
"Живой журнал" annadan
Когда лет шесть назад началось активное обсуждение строительства разделительного забора на границе «маленького» Израиля с Иудеей и
Самарией, я лечила зубы. Наверно потому первое пришедшее мне в голову сравнение явилось в стоматологическом образе:
«Строить
забор при нерешённой проблеме террора – это все равно, что одевать коронку на гнилой зуб: мало того, что корень не прочищается, так ещё и
– что гораздо опаснее - создается иллюзия решения проблемы. Но под искусственной эмалью проблема лишь усугубляется, альтернативные
варианты лечения не ищутся, а возможности для последующего относительно безболезненного вмешательства убывают. Не говоря уже о силах,
времени и средствах, растраченных в лучшем случае впустую, а в нашем – на создание опасной иллюзии».
С
тех пор утекло много бетонной смеси, протянулись километры колючей проволоки. Забор строился и частично разрушался, чтобы возродиться
вновь – на новом месте, за (и под) новым углом.
И вот недавно стоматологический аспект заборостроения всплыл вновь. Про
уязвимость забора «сверху» мы уже сами давно поняли, ознакомившись (к сожалению, знакомством все более личным и навязчивым) с траекторией
ракетного полета. А некоторое время назад ЦАХАЛ поведал нам об уязвимости
забора «снизу»: об опасности подкопов и тоннелей чуть ли не по всей его протяженности. Через такие дырки (по профессиональному – каналы),
если их тут же не запломбировать, бактерии из прогнившей части могут просачиваться в относительно здоровую и заражать её, как это
происходит на границе с сектором Газы.
Что же касается мифа нерушимости забора, то за период строительства мы сами же его
неоднократно разрушали…
Не секрет, что в основе проекта трансизраильского протезирования лежат Большие Интересы («Быть
богатым») и Большая Мечта («Быть красивым »). Интересы, понятное дело, у интересантов – заказчиков и подрядчиков протеза, а Мечта – у
мечтателей о мире или хотя бы спокойствии.
В Израиле против забора громче всех выступают арабы, зеленые и левые радикалы от
пост-сионистов до анархистов. У каждого свои мотивы, но один общий Интерес и одна общая Мечта. Тоже - «Быть богатым и красивым». Но, по-
своему. Арабы хотят сохранить свои угодья и дорогу на работу, зеленые – сохранить природу, наши радикалы с ихними террористами –
сохранить возможность превратить всю Эрец-Исраэль в «Палестину». В какой-то момент они объединяют усилия, подстегиваемые сторонниками
извне, но даже в своем единстве остаются маргинальной группой на фоне широкого прозаборного консенсуса. По крайней мере, согласительного
молчания.
Душой и сердцем я горю -
Забору славу я пою,
Который стойкостью своей
Являет нам пример,
Который крепок и силен,
Который верен, словно слон,
Надежен, словно милиционер.
« Гимн забору»
А.
Макаревич.
Процесс превращения как минимум бессмысленного трансизраильского протеза в нечто само собой разумеющееся и
необратимое протекал по известной схеме:
Заказчики нанимают подрядчиков;
Подрядчики делают деньги, на проценты от
которых финансируют нужных политиков и прессу;
Пресса формирует нужное общественное мнение;
Общественное мнение диктует свою
волю тем политикам, которые лишены поддержки подрядчиков и СМИ, и потому ради выживания вынуждены подстраиваться под мнение общественное,
делая вид, будто не знают, что исходит оно от оппонентов, у которых оно от подрядчиков, исполняющих волю заказчиков.
Примечательно, что со стороны правых и поселенцев антипротезный протест был каким-то глухим и невнятным, если вообще. Понятно, что
этому лагерю пришлось в последние годы непросто: борьба за борьбой, на все фронты не поспеешь. Но все же: почему? От занятости? От
усталости? От осознания бесполезности противостояния надвигающейся лавине? От признания её неизбежности и смирения с её неотвратимостью?
От того, что против – враги из Гааги и Билаина? От того, что «Пока не болит – и ладненько. Вот заболит – тогда и полезем на стену…»? От
всего вместе или чего-то другого?
С политиками, похоже, все ясно: про них было выше. С официальным поселенческим руководством
– тоже. Оно уже давно дало понять, что готово откупиться задними зубами, чтобы спасти передние. О широкой улыбке, конечно, нужно будет
забыть, ну да ладно, - её заменит вполне себе миленькая скромная улыбочка. А что жевать будет нечем – не страшно. На крепкие орешки не
претендуем, а для кашек с пюре хватит того, что останется.
С рядовыми поселенцами и их сторонниками из центра страны –
сложнее. Среди них есть такие, которым не заболит, и которые на стену не полезут с верой в полезность протеза для их собственного
здоровья. Это те жители внутри-заборных поселений, которые относятся к жителям за-заборных, как жители центра к поселенцам вообще: «Меня
это не касается, а откуплюсь ими – не коснется и в будущем».
Есть и такие, которым заболит, и которые точно полезут, но
только когда заболит – а там уж как получится. А есть и такие, которым заболит или не заболит, и которые полезут или не полезут – в
зависимости от обстоятельств.
И другие тоже есть.
Эвфемизм «забор безопасности» успокаивает и обнадеживает. И
хотя покой все реже даже снится, а надежды все чаще разбиваются, грандиозность проекта и его внушённая «историческая детерминированность»
не оставляют иного выбора, кроме - в лучшем случае - упования на Авось, в худшем - подведения под абсурд логической базы. Мол, решение
“естественно” – надо ж разделяться, “практично” – чем разделяться, если не перегородками, и в конце концов “неизбежно” в силу мощных
стоящих за ним финансово-идеологических рычагов. А главное – психологический момент: «Хоть что-то делается!».
И опасения с
тревогами горохом отлетают от стены.
Снимите шляпу с головы:
Перед забором все равны,
А если дверь найдете в
нем -
Заприте на запор!
И днём, и ночью - в час любой,
Храня священный ваш покой,
Стоит Его Величество Забор.
« Гимн забору»
А. Макаревич.
Конечно, у коронки на гнилом зубе есть свои преимущества, которые,
если очень захотеть, можно назвать пользой. Например, сиюминутная защита от внешних раздражителей с соответствующим замедлением процесса
гниения и распространения заразы, видимость внешнего благополучия, позволяющая на какое-то время забыться и отвлечься, и надежда.
Надежда.
Забор спасет от разных бед,
Он - на любой вопрос ответ,
Он вечно делит все на две
Различных
стороны.
И если мы протянем в ряд
Заборы, что вокруг стоят,
Они легко достанут до Луны.
« Гимн
забору»
А. Макаревич.
Бетонный трансизраильский протез во многом олицетворяет наше нынешнее бытие с его
цеплянием за сиюминутные косметические краткосрочные решения от неверия в способность найти, принять и воплотить другие; с его
самоуспокаивающе-самооправдательным поиском в них рационального зерна; с его обреченным «хоть что-то, хоть так».
И ещё тем,
что проходит по сердцу страны и угрожает её животу, а отношение такое, будто все это где-то далеко, очень далеко…
В населенных
пунктах, прилегающих к сектору Газы, борются за бронирование крыш. Правительство выделяет деньги. А недавно появилось сообщение, что группа жителей Петах-Тиквы из товарищества
«Петах-Тиква – это я» предложила, чтобы вместо трамвайной линии в их городе построили метро. Причина – опасение, что трамвай может статью
мишенью ракетного террора из Самарии.
В конце концов, правительство ведь строит себе подземную дорогу в аэропорт…
Каким будет следующее рацпредложение в области протезирования? Строить дома вглубь, а не ввысь - по системе Кнессета и страуса. Раздать
людям противоракетные зонтики? Натянуть над страной противобомбовый тент? А тем временем – продолжать позволять вырывать себе зубы, а то
и вовсе вырывать их себе сами. А там глядишь – теоретики Нового Человека начнут убеждать нас в возможности протезирования головного мозга
и возведут это в очередной мирный проект…
Вероятно, процесс трансизраильского протезирования уже необратим и биться головой об
стену сращенных капитала, прессы и политики бесполезно, хотя все мы знаем - что история порой творит со всевозможными преградами, стенами
и заборами.
Возможно, ещё наступит мир, и два народа заживут в добрососедстве, и не будет между ними иных преград, кроме
серой железобетонной стены.
Но удручает, с какой легкостью сомнительное выдается за само собой разумеющееся и с какой
легкостью потом за таковое принимается.
Забор всегда непобедим,
Сердца трепещут перед ним,
Он - наша слава и
позор
Векам наперекор.
И если хочешь на земле
Оставить память о себе,
Тогда построй еще один забор.
« Гимн забору»
А. Макаревич.
Почему я решила писать об этом сейчас – не знаю. Могу только догадываться:
потому, что про забор и заборную стоматологию данный поток сознания ровно в той же мере, в какой и не про них.