Maof

Tuesday
Dec 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Материал сайта www.evrey.com

(5.03-07) Сегодня жители Иерусалима отмечают веселый праздик Пурим, прошедший вчера в других местах. Праздник, связанный с чудесным спасением евреев от козней Амана – потомка Амалека, служившего при дворе персидского царя Ахашвероша более 2300 лет назад. (О традициях и особенностях праздника вы можете прочесть http://www.evrey.com/sitep/purim/index.php3).
В этот день в синагогах и еврейских домах читают Мегилат Эстер – свиток Эстер, в котором запечатлены события того времени. Помимо чтения свитка, укоренилась традиция в этот день устраивать карнавалы и показывать веселые скетчи, в которых евреи высмеивают не только своих врагов, но и самих себя.

Комментарий
Это очень важно – уметь посмеяться над собой. Проанализировать свои поступки и показать их в смешном свете, чтобы в дальнейшем не повадно было следовать ложными путями. У юмора есть одна важная особенность – проявляться в намеках и ассоциациях. Чем тоньше, тем острее и интересней.
Потому-то так популярны при диктаторских режимах анекдоты. Напрямую сказать нельзя. Вот и приходится изобретать различные тонкие аллюзии – всем понятно, а придраться не к чему – потому и смешно. В свободном обществе открытой информации намеки не нужны. У юмористов жизнь, конечно, значительно безопаснее, но реализовывать свое искусство им труднее. Настоящая сатира и буффонада требуют высокой степени профессионализма, чтобы не скатиться на плоские и пошлые шуточки.

Но в этом году израильским сатирикам не повезло. Реальность политики и общественной жизни страны настолько сатиричны сами по себе, что даже самым талантливым юмористам такого нарочно не придумать. Степень абсурдности происходящего во всех сферах оставила далеко позади самые смелые задумки буффонады.

Начиная с выборов Кнессета, которые в прошлом году почти совпали с праздником Пурим и, видимо, поэтому так напоминали карнавал (см. материал от 9.03-06 http://www.evrey.com/sitep/analysis/arkhiv1.php3?menu=03-06/9.htm), и кончая бесконечной чередой разного рода разоблачений представителей властей на всех уровнях, радующих нас в последние месяцы.

Если по началу народ возмущался и расстраивался, то теперь беспрерывно смеется.
То оказалось, что президент государства, человек в возрасте с многолетним стажем депутатства в Кнессете, является серийным насильником. То настоящий насильник совершает побег непосредственно на глазах стражей порядка.
Среди депутатов Кнессета трудно уже найти фигуры, которые не были бы замешаны хоть в каком-нибудь скандале. Если не непосредственно в коррупции, то уж обязательно в подлоге. Нескончаемый карнавальный маскарад проходит среди высших чинов полиции, и среди судей Высшего суда справедливости. Маски меняются с такой быстротой, что уже нет смысла их запоминать – все равно скоро выяснится, что новая маска оказалась неподходящей.

Ну, как тут написать текст традиционного Пуримшпиля, когда любая лента новостей напоминает комический сценарий. Попробуйте придумать что-нибудь смешнее, чем министр обороны, рассматривающий государственную границу через закрытые окуляры бинокля. Ионеско отдыхает.

Перспективы
Помните старую притчу, про правителя, изнурявшего народ поборами. Когда слуги вернулись к нему со словами: «Народ смеется», - он сказал, что значит у людей, действительно, ничего не осталось. Судя по всему и нам ничего в этой ситуации не осталось, кроме смеха. Что ж, когда ситуация дошла до полного абсурда, появляется шанс, что у людей откроются глаза.

Уже очевидно, что вопрос не в выборе того или иного политика или голосовании за ту или иную партию. Вопрос в той системе по которой выстроено государство Израиль. Ужасное, гротескно коррумпированное государство, построенное в удивительно прекрасной стране.

Но праздник Пурим тем и хорош, что напоминает нам не только о веселье и чуде, но и о том, что чудо происходит, когда сами евреи берутся за ум. В те времена евреям Персидской империи удалось спастись благодаря тому, что Мордехай сохранял традиции, что Эстер ради своего народа согласилась рисковать своей жизнью, что евреи поддержали ее и Мордехая.

Не один раз в еврейской истории происходили чудеса, когда народ обращался к своим корням и традициям. Не для того ли нам явлена вся комичность ситуации, к которой приводит отказ от своего пути. Ну не подходят евреям западные образцы. А путь Мордехая и Эстер проверен временем. Не пора ли ступить на него?