...И цепочка кровавых событий не прекратится, пока в народном сознании
не утвердится прочно аксиома, что в еврейском народе «крайних» нет. Все
несут ответственность за всех, и беда даже самой маленькой группы, самого
презренного сектора выливается в исторической перспективе в национальную
катастрофу. Последняя неделя ознаменовалась для жителей ультраортодоксальных районов
Иерусалима Меа Шеарим и Бейт Исраэль десятками, если не сотнями трагедий.
По свидетельству очевидцев и самих пострадавших, полицейские и служащие
ЯСАМ нападают на прохожих и зверски избивают их (в том числе одиночек –
то есть, не в процессе разгона демонстрации), направляют струю водомета
максимальной мощности в окна жилых домов (то есть, разбивают все окна,
портят всю мебель и большую часть прочего имущества, и лишь чудом нет пока
человеческих жертв), врываются в квартиры по ночам и избивают граждан на
глазах у детей, поджидают жертву в темных подъездах... Такова дикая, выходящая
за рамки логики и любых норм цивилизации реакция полиции на бурные демонстрации
протеста ультраортодоксов против проведения в Иерусалиме очередного «парада
гордости». Разумеется, в нашей «просвещенной» стране никому и в голову
не придет обвинить в уличных беспорядках тех, кто их из года в год сознательно
провоцирует – представителей «сексуальных меньшинств», которым нетерпится
пройти в гордом марше победителей по последнему шаткому оплоту мировой
Чистоты – святому для всех народов городу Иерусалиму. Они, по самоубийственной
логике «просвещенной демократии», имеют на это полное право, хотя плюют
тем самым в лицо девяноста процентам жителей города и туристов. И до такой
степени имеют право, что возмущенные налогоплательщики еще и должны финансировать
охрану этого шествия и обеспечение порядка в городе, чтобы ничто не помешало
его проведению.
Но все-таки что-то сейчас случилось такое, что не укладывается даже
в рамки такой «просвещенной демократии». Полиция и ЯСАМ не только с жестокостью
подавляют демонстрации и акции протеста, они с яростью набрасываются на
все гражданское население ультраортодоксальных районов. Не останавливаются
ни перед чем – старики, инвалиды, дети, невесты, уважаемые раввины в списке
пострадавших. Газетные комментаторы в смятении ищут причину – может, это
потому, что начальник областного отделения полиции «ницав» Илан Франко
скоро уходит в отставку? Может, это потому, что заместителем начальника
полиции Иерусалимской области избран печально знаменитый Нисо Шахам – тот
самый, который в период демонстраций по поводу выселения Гуш Катифа заявил
о себе как «специалист по этим пейсатым», указывая подчиненным не жалеть
дубинок и водометов? Нет сомнения, что оба эти факта внесли свою лепту
в развитие событий. Но есть еще одна, и возможно, самая важная несущая
ось происходящего, которая уводит нас глубоко в историю...
Да, нечто подобное уже было. Было не так, не с такими подробностями,
и очень давно – три тысяч лет тому назад. И с тех пор повторяется регулярно,
потому что еврейский народ не сделал выводов – и будет повторяться до тех
пор, пока эти выводы не будут сделаны.
Что же произошло три тысячи лет назад? Некто Миха соорудил идола и организовал
у себя на дому капище, пригласив в качестве священника парня-разгильдяя
из семьи левитов. Об этом рассказывает Книга Судей. Однажды группа воинов
из колена Дана в поисках новых земель проходила мимо этого импровизированного
«центра богослужения», переманила к себе левита, прихватила идола и все
предметы культа (возмущенному Михе сказали: «Не кричи громко, будет хуже»)
и пошла обосновываться на севере страны, на новом месте. Эти бравые ребята
прошли через всю страну, и ни один город, ни одно колено не сказали им
– «вы совершили грабеж, вы поклоняетесь идолу!» Даже соседи Михи не собрались,
чтобы ему помочь против ограбления посреди бела дня, а установка официального
капища в северной области колена Дана и вовсе никого не смутила.
Прошло совсем немного времени, и на Биньяминовой высоте была замучена
до смерти наложница одного проезжего левита. Преступление совершили местные
жители, люди из колена Биньямина, и местный суд выказал полную солидарность
с преступниками, отказавшись их выдать. Тут народ поднялся как один человек!
Все города, все колена прислали ополчение, и колено Биньямина было примерно
наказано. «Негодяи, какая мерзость! – возмущались старики. – Такого не
было в нашем народе со времен выхода из Египта!»
Но на этом история не закончилась. Обнаружилось, что в наказании колена
Биньямина не принимала участие одна область – Явеш Гилад. Просто решили
– «моя хата с краю», какое нам дело до какой-то наложницы. Негодованию
народа не было предела, в области устроили погром, оставшиеся в живых жители
стали объектом презрения. Прошло несколько десятков лет, и эту презренную
область осадили полчища Нахаша Амонейского. Ультиматум захватчика был краток:
«Сдавайтесь, и тогда мы всего лишь выколем всем вам один глаз. На размышление
– неделя». Без малейшей надежды на сочувствие братьев, жители Явеш Гилад
все-таки решили послать письма во все концы страны с просьбой о помощи.
И неизвестно, какова была бы их судьба, если бы не только что помазанный
на царство Шауль. Именно он, первый «машиах» (помазанный царь), вдолбил
своим современникам в головы, что беда любой части народа, даже одной семьи
– это наша общая беда, и справиться с ней можно только силами абсолютно
всех.
Какая связь между этой цепью древних событий и тем, что происходит сегодня?
Комментаторы говорят: если бы не было равнодушия всей страны во времена
«идола Михи», который вроде бы не задел лично большую часть народа, то
не было бы истории с наложницей на Биньяминовой высоте. А если бы жители
Явеш Гилад вместе со всеми вышли на войну с мерзостью и скотством в колене
Биньямина, то им не пришлось бы искать спасения от Нахаша Амонейского.
И только полное единодушие народа в войне с амонитянами за спасение презренной
Явеш Гилад прекратило страшную цепочку кровавых событий.
Сын моей знакомой сидит в тюрьме. Его арестовали на одной из демонстраций
против парада сексменьшинств. Пожилые родители с тревогой ждут суда, но
рассказывают об аресте сына не без скрытой гордости – сын не побоялся пойти
на открытый конфликт с властями, получить побои за святость города, за
религиозные ценности. А два года назад они меня отчитывали: «Тот, кто ходит
на демонстрации против выселения Гуш Катифа – не признает власти Небес!
Небеса так постановили, надо принять это и не протестовать!» Почему же
с одной мерзостью надо смириться, объявив, что такова воля Небес, а другую
мерзость надо не допустить любой ценой?! Неужели только потому, что первая
совершается далеко от нашего дома, или с представителями другого сектора?!
Да, назначение Нисо Шахама символично, и непосредственно связано с преступлениями,
совершаемыми в эти дни полицией в кварталах «харедим». Эта фигура замкнула
цепь, связав в сознании обывателя два таких далеких, казалось бы, события
– и по времени, и по сути – как выселение Гуш Катифа и «парад гордости»
в Иерусалиме. Ультраортодоксы пожинают плоды равнодушия и даже злорадства
перед лицом беды своих братьев, «вязаных кип». И цепочка кровавых событий
не прекратится, пока в народном сознании не утвердится прочно аксиома,
что в еврейском народе «крайних» нет. Все несут ответственность за всех,
и беда даже самой маленькой группы, самого презренного сектора выливается
в исторической перспективе в национальную катастрофу.