(опубликовано в еженедельнике ХАБАДа «Восхождение» 6 Тамуза 5767г – 22.06.2007, недельная глава «Хукат»)
80 лет назад, весной 1927г., Ребе Йосеф-Ицхак был арестован в Ленинграде. Его отвезли в Шпалерную тюрьму. Ребе обвиняли в контрреволюционной деятельности. Статья широкая, как Черное море, позволявшая вынести смертный приговор. И он этот приговор получил.
Немало сказано, какая буря поднялась в защиту главы ХАБАДа, и как Вс-вышний отменилсуровый указ. Расстрел заменили ссылкой, потом пришла бумага об освобождении. Осенью того же года Ребе с семьей покинул страну большевиков.
Доносится ли эхо той мрачной эпохи до наших дней? Да, перестали сажать евреев «за Тору», но теперь преследуют за желание заселять Святую Землю.
Раньше «воинствующий атеизм» был пропуском к спокойной жизни. Теперь вместо коммуниста у классной доски наших детей караулит большая теле-радио-печатная индустрия. Не тратя времени на дискуссии, он просто транслирует по всем каналам свой образ жизни.
Поэтому нам хочется сказать душе предыдущего главы ХАБАДа, отдавшего всего себя до капли борьбе за еврейство: «Ребе, поделитесь опытом!»
Его отец, Ребе Шолом-Довбер, ушел из этого мира в 1920 году. Он оставил сыну письмо-завещание. Там есть такие строки: «В наше время очень важно укреплять в евреях «пнимиют», т.е. умение быть человеком внутренним, человеком души. Все, что может помешать душе, все «внешние» побуждения и желания нужно отодвинуть полностью…»
Вот как это было исполнено.
1. Ребе Йосеф-Ицхак понял вот что: если речь идет о воспитании «внутреннего человека» не в узком кругу любимых учеников, а на широких полях российского еврейства, то требуется соединить алгебру с гармонией, то есть кроме вопросов сугубо духовных решать также вопросы организационные и денежные.
Ребе Йосеф-Ицхак установил связи с еврейскими организациями Америки и Европы и стал выплачивать зарплаты шойхетам, меламедам, раввинам во всех концах советской страны: от Смоленска до Самарканда, от Минска до Кутаиси.
2. Выражаясь современным языком, он создал «Альтернет»: параллельную, самостоятельную систему еврейского образования, еврейской жизни вообще. Эта система включала заботу и о материальном положении евреев – например, покупку машин для мастеров-надомников, помощь в организации еврейских поселений в Крыму. Общая формула: всюду, где есть евреи, они наши. Нужно помочь и спасти.
3. Для этого требовались особые люди, под стать революционерам, только с другого берега. Поэтому главная черта, которую прививали в Любавичах ученикам ешивы «Томхей тмимим», была «месирут нефеш», самопожертвование ради еврейства и Торы. Главная цель: быть «шалиахом», посланником, и появиться там, где большевики тебя не ждали, где твои братья придавлены к земле.
Бар-Кохба был уверен, что может разбить римлян. Он просил только об одном – чтобы Всевышний не помогал нашим врагам. Мудрецы считают, что это молитва гордеца.
Ребе Йосеф-Ицхак обладал смирением. Он делал все и сделал все, чтобы спасти еврейство Торы, пронеся его сквозь все бури 20-го века, а часть этой работы оставил для нас.
Он показал и доказал, что «человек души» – это не тот, кто отвернулся от мира и забыл о нем. Сила еврея в том, чтобы поставить вещи земные и внешние на службу Торе и Творцу.
Теперь наш черед заняться этой работой, несясь в потоке неугомонного настоящего времени.