Будет ли Сирия нападать на Израиль? Об этом, вероятно, в данный момент не знает никто, включая президента Асада. И если с точки зрения безопасности страны эта ситуация не внушает оптимизма, то для политики она чрезвычайно удобна. Ибо сирийскую угрозу всегда можно использовать в идеологической полемике, обвиняя оппонентов в ее недооценке и замалчивании, или наоборот – в раздувании и спекуляции на ней.
Так, Эхуд Ольмерт и его тезка Барак в своих публичных выступлениях говорят о том, что Сирия воевать не собирается. Поэтому лучшее, что может сделать Израиль – тоже постараться продемонстрировать свои мирные намерения. Ольмерт использует все дипломатические каналы, чтобы донести эту мысль до Асада. А Барак даже решил не раздавать пока противогазы жителям Севера, чтобы с сирийской стороны это не было истолковано, как подготовка к войне и не спровоцировало превентивный удар.
Неизвестно, как этот "жест доброй воли" истолкует Сирия, но в Израиле, особенно в северных районах, он воспринимается как признак полного равнодушия властей к вопросам безопасности населения. У жителей Хайфы, Крайот, Кирьят-Шмона уже есть печальный опыт предыдущей войны, во время которой правительство проявило редкостный непрофессионализм и безразличие. Возможно, никто бы не вспомнил о противогазах, чья способность защитить людей от всех современных видов химического оружия у многих вызывает сомнение, но заявление Барака, растиражированное в СМИ, вызвало бурю справедливого возмущения. Одного этого факта достаточно, чтобы заранее предсказать: если случится новая война, народ, оказавшийся под обстрелом, снова будет предоставлен сам себе.
Просчетом Барака не замедлили воспользоваться его оппоненты. Юваль Штайниц (Ликуд) уже сравнил нынешнюю ситуацию с кануном войны Судного дня, когда Моше Даян отказался проводить мобилизацию резервистов, чтобы не раздражать Сирию и Египет. Последствия этого шага всем известны.
Между тем, детально изучая действия Дамаска, Израиль мог бы воспользоваться примером сирийцев, которые наглядно воплощают в жизнь старую истину: хочешь мира – готовься к войне. Правда, печальный опыт Ближнего Востока вносит в это правило коррекцию: к войне надо готовиться всегда, независимо от своих и чужих намерений, потому что отсутствие этой подготовки и есть главная провокация к нападению врага.
В Израиле этого так и не поняли, а вот в Сирии сделали необходимые выводы. Разведка постоянно сообщает о передислокации и учебных маневрах сирийских войск, о закупках новейших вооружений – от ракет "земля-воздух" до новейших зенитных установок. Причем в Дамаске не скрывают, что перестраивают свою армию для противостояния с "сионистским агрессором", используя уроки Второй Ливанской войны, и не боятся тем самым "спровоцировать превентивный удар" со стороны Израиля. Сирийские политики, которых у нас принято представлять не очень умными, справедливо полагают, что при желании и намерении повод для нападения найти нетрудно, и к этому моменту стране лучше быть готовой.
Противники этой оборонной доктрины традиционно возражают: ружье, висящее на стене в первом акте, в третьем непременно должно выстрелить – так что уж говорить о сотнях ракетных установок! Но для израильского правительства этот тезис должен быть не оправданием "сдержанности", а сигналом тревоги: ведь оружия у Сирии становится все больше, а следовательно, растет шанс, что оно все-таки выстрелит. И нашим аналитикам почему-то не приходит в голову та же очевидная мысль: Сирия найдет повод напасть на Израиль, если захочет, и не станет этого делать, если не решится воевать.
Проблема в том, что на израильско-сирийские отношения влияет множество факторов, и большинство из них не зависят от Иерусалима. Так, существует вполне реальная возможность военного переворота в Сирии при поддержке Тегерана. Уже сейчас в сирийском руководстве провоенное лобби, связанное с иранскими кругами, обладает изрядным влиянием. Его сторонники считают войну необходимой для сплочения страны, поскольку режим Асада слаб и неустойчив. Они внушают президенту, что Израиль не будет проводить наземную операцию, а ограничится воздушными ударами, к отражению которых Сирия готовится все активнее. Сомнения в успешности такой войны для Сирии, разумеется, существуют, но оборонная "сдержанность" Израиля внушает сирийским ястребам изрядный оптимизм. Что касается Ирана, он заинтересован в этом противостоянии при любом исходе: поражение Сирии создаст почву для проиранского переворота или иранской военной интервенции.
Если Тегерану удастся создать провокационную ситуацию, война начнется независимо от стараний Израиля сохранить равновесие сил. Но и сам Израиль может ее спровоцировать своей нерешительностью, нежеланием укреплять оборону, политическими склоками и публичными спорами по вопросам безопасности. Для всех – а в особенности для врагов – очевидно, что страну, где нет консенсуса на тему защиты своих границ и своего народа, гораздо легче победить.
14.08.07
www.mignews.com