Дискуссию в национально-религиозном лагере вокруг выселения двух семей из домов на хевронском рынке отличает странная особенность. Правые защитники солдат-отказников ссылаются на действия израильских крайне левых!
Поселенческие раввины советуют солдатам ЦАХАЛа не выполнять приказы командиров? То же самое делали в свое время и левые "раввины". Например, ребе Амос Оз написал собственными руками следующие слова: "Если правительство вознамерится совершить трансфер арабов, мы не позволим! Вплоть до того, что сами ляжем под колеса грузовиков!" ("О демократии и дисциплине", 1990). А вот цитата из "главного раввина" Йоси Сарида: "День, когда поступит заведомо противозаконный приказ о трансфере станет днем отказа от выполнения приказа" (27.06.90).
"Чего же вы хотите от нас? – недоумевает пресс-секретарь еврейской общины Хеврона. – Ведь отказ признан легитимным средством борьбы самыми авторитетными леваками! Какая, по большому счету, разница между трансфером арабов и трансфером двух еврейских семей из их домов в Хевроне?"
"И чего все ополчились на профессора Гилеля Вайса? – вопрошает другой поселенец по телевидению. – Слова, которые тот сказал по адресу командующего Хевронской бригадой, – детский сад по сравнению с грязью, вылитой на ЦАХАЛ профессором Моше Цимерманом и его коллегами-постсионистами". "Солдатня" – так они называли бойцов, несущих службу в Иудее и Самарии. А профессор Йешаягу Лейбович пошел еще дальше: "иудо-нацисты". Почему же профессору Гилелю Вайсу запрещено то, что позволено профессорам Цимерману и Лейбовичу? Есть ли принципиальная разница между "солдатней" и "чтобы мать твоя надела траур, жена стала вдовой, а дети сиротами"?
Почему пристали к религиозным, не дающим покоя офицерам в ермолках, таким, как бывший главный раввин ЦАХАЛа Исраэль Вайс, генералы Яир Наве и Элазар Штерн? Пальма первенства и тут принадлежит левому лагерю. "Я был высокопоставленным офицером ЦАХАЛа. - рассказывал депутат кнессета Эфи Эйтам журналисту радиостанции "Галей-ЦАХАЛ". – Я хорошо помню развязанную левыми кампанию очернительства в мой адрес. Моя семья была беззащитной. То, что пришлось вынести моим детям, очень напоминает сетования Дорит (супруги генерала Штерна)".
Здесь аналогия уже явно переходит границы абсурда. Эйтам забыл (а Рази Баркаи ему не напомнил), что в отличие от супруга Дорит Штерн, его подозревали в нарушении приказов, когда он посылал солдат бригады "Гивати" избивать арабов. Те, кто послушался его, предстали перед судом, тогда как самому Эйтаму ничего не было. (прим.ред.сайта МАОФ – речь идет о событиях периода первой интифады, когда Рабин, бывший тогда министром обороны, проспал начало интифады, а когда она разгорелась, отдал приказ: ломать арабам руки и ноги, некоторые офицеры решили действовать согласно приказа, когда дело получило огласку, Рабин заявил, что его не так поняли – это был такой словесный оборот. Эфи Эйтам, бывший тогда командиром бригады Гивати, взял ответственность за действия своих подчиненных на себя и надолго остался полковником. Даже когда он был назначен комдивом, его не повысили в звании. Звание бригадного генерала он получил лишь “на прощанье“ – при уходе в запас. Автор статьи тут искажает события) После этого случая и началась критика в его адрес со стороны левых. И левые получили поддержку от тогдашнего начальника генерального штаба Эхуда Барака, который, в соответствии с рекомендациями военной прокуратуры, вынес Эйтаму строгий выговор и замедлил его продвижение по службе (13.07.92).
Позднее, когда Эйтам все-таки стал командиром дивизии, судья БАГАЦа Далия Дорнер в ответ на апелляцию написала, что "есть основания утверждать, что генерал ушел от ответа и представил главными виновниками своих подчиненных". Разве этот случай можно сравнить с нападками правых на Штерна, Вайса и Наве? Ничуть не бывало! Однако Эйтам считает аналогию вполне уместной. Мол, раньше левые нападали на офицеров ЦАХАЛа, теперь то же самое делают правые. Получилась якобы ничья.
Действительно ли это так? На самом ли деле есть связь между правым и левым протестом? Конечно, нет. Ни в характере отказов, ни в масштабах насилия, ни, разумеется, в степени нетерпимости к "своим предателям". Однако среднестатистический поселенец (простите за обобщение), скорее всего, оправдает свое сопротивление власти "левыми прецедентами", тогда как левые не нуждаются в легитимации со стороны противоположного лагеря.
Здесь дело отнюдь не только в риторических приемах. Поселенец воспринимает левых как элиту. Левые у нас суды, университеты, пресса, собственно, вся израильская культура. Поселенцы одновременно как бы просят разрешения у левых и бросают им вызов. Левые воспринимают себя по-другому. В своей политической борьбе они прекрасно обходятся без посторонней помощи. Тем более – со стороны правых.
"Гаарец", 17.08.2007
Перевод сайта "Курсор"