Накануне праймериз в Ликуде телеканал кнессета решил устроить дискуссию между представителями двух претендентов на пост председателя партии. Первый представитель – ликудник "по рождению", кругленький, лысеющий мужичек из Петах-Тиквы. Второй – худощавый парень с большой ермолкой на голове; он казался несколько "порхающим", и вообще далеким от привычного образа члена Ликуда. Ведущая усадила типичного представителя Нетаниягу на более почетное место – рядом с собой, тогда как явному фейглинцу пришлось сидеть поодаль. Началась трансляция, и тут обнаружилась ошибка: оказалось, что ликудник с непокрытой головой – член "Еврейского руководства", а религиозный парень в большой ермолке, наоборот, пришел, чтобы представлять лагерь Нетаниягу. Замешательство в студии чувствовалось до конца дискуссии.
В Хайфе подсчитывают голоса. Нерелигиозная женщина осуществляет контроль от фракции "Еврейского руководства", а мужчина в вязанной ермолке контролирует подсчет от лагеря Нетаниягу.
В Иерусалиме агитатор-ультраортодокс убеждает супружескую пару проголосовать за Фейглина. В конце концов, муж голосует за Нетаниягу, жена – за Данона.
На юге Израиля координатором от "Еврейского руководства" был парень с волосами, обильно смазанными модным "джелем". Он уговаривал членов партии отдать свой голос за верующего кандидата. А на севере за Фейглина агитировал известный раввин.
На этих праймериз мы стали свидетелями разрушения стереотипов. Не было понятно, кому "принадлежат" религиозные, светские или ультраортодоксы. Все эти ярлыки потеряли смысл. Разделительная черта между лагерями проходит где-то гораздо глубже. Нечто очень важное происходит и набирает обороты.
Поздно ночью перед нами захлопнулись ворота "Ганей тааруха". Меньшинство, бегущее от своих корней, то самое меньшинство, которое задает пока тон в израильском обществе, существует и верховодит в Ликуде. Идеи возвращения Страны ее народу, лозунги о приходе к власти еврейского большинства пугают его до смерти. Подобных тенденций они боятся как в Ликуде, так и за его пределами.
Речь идет не о личном или политическом противостоянии, но о куда более серьезных и глубоких процессах. Они предпочли опозориться, но не дать нам войти внутрь. Светские предлагают взять ворота штурмом, религиозные об этом и не помышляют. Я решил уйти подальше от ворот. Нет, силой мы ничего брать не будем. Пусть старое спокойно догнивает, не будем вмешиваться в этот процесс.
Но важно и интересно, что в Израиле возникла новая общность – не "религиозные" и не "светские", а просто евреи. Просто евреи.
NRG-Maariv, 20.08.2007
Перевод сайта "Курсор"