“Но пока он говорит, ее (правду), что-то в мире не прервется. Не тем, что заставишь себя услышать, а тем, что
остался нормальным, хранишь ты наследие человека.”
Дж. Оруэлл. “1984”
Нам, русским евреям (ну и словосочетание, как израильский араб!), пришедшим из того мира, о котором
писал англичанин, очень трудно читать этот роман. Знаю людей, которых начинали мучить ночные кошмары
при чтении. Мы понимаем, что это не фантастика, что это предостережение. Но для большинства
западных интеллектуалов того, да и сегодняшнего времени это был роман-утопия. Сартр, блиставший своим
талантом, поддерживал сталинизм. О лагерях никто не хотел знать. От рассказов людей, освободившихся из
“застенков министерства любви”, с министром Берией, отмахивались, как от докучливых мух.
В год выхода в свет романа один израильтянин, вернувшийся из ада в Тель-Авив, пытался объяснить
жителям этого южного города, что есть на свете ад, и этот ад имеет свойство распространяться на юг, в
отличие от “нацизма” и немцев, которые уже не страшны евреям, но на которых тратилось всё, самое
«драгоценное чувство» - ненависть.
Звали его Юлий Марголин. Его близкие друзья отворачивались от него, просили не рассказывать этих
ужасов, не хотели знать. Он не просил верить, он просил проверять. Он бывал в комнате “101”, но его не
сломили. Дважды два осталось у него четыре. Тогда же он написал книгу, которую в Израиле до сих пор не
перевели на иврит, до сих пор эта книга вредит социалистическому духу людей, называющих себя элитой, и до
сих пор направляющих ненависть народа, уже не на немцев, а на свой же народ, вместо того, чтобы беречь эту
ненависть для социализма. Книга называется “Путешествие в Страну Зе-Ка”. Она вышла в 1952 в Нью-Йорке,
в издательстве имени Чехова. Переведена на многие языки, кроме языка страны, в которой жил и умер автор.
Марголин уважал Солженицына, его рецензии на первые книги молодого автора, в сборнике “Несобранное” -
тому подтверждение.
Но мне, как стороннему наблюдателю кажется, что “Путешествие” намного более глубокая книга, чем
“Архипелаг ГУЛАГ”. Не говоря о приоритете во времени.
Но еще более потрясающи статьи Марголина, и именно о них я хотел сказать здесь. Человек, который
помог мне опубликовать их в Интернете, Марк Лау, сказал, что они абсолютно современны. Но когда я стал
говорить о книгах Барри Хамиша, Бориса Хайнмана, он отмахнулся от меня, как от мухи. Благодушие, мягкая
улыбка, мол, что же Вы, мол, это несерьезно, какая угроза уничтожения? Какая CFR? Не верю я ничему такому!
В какой-то момент я почувствовал то, что ощущал Жаботинский в Варшаве в 1939 году, беседуя с раввинами.
Нет, это не мания величия, просто ощущение безвыходности ситуации, когда образованный, мыслящий
человек не хочет знать, что ему угрожает “распыление”, не хочет проверить, сопоставить факты, не может
смотреть боли в глаза. Надо еще тридцать лет, как статьям Марголина, чтобы понять, что Хамиш,
Хайнеман…… да что я говорю, Борис написал свою статью в 1984 году
(article.php3?id=1838&type=s&sid=18). Герой Оруэлла, Уинстон, глядя на четыре пальца
своего мучителя, готов был назвать любое количество, угодное своему мучителю, но у этого образованного,
благополучного человека нет мучителей!
Слава Б-гу, мне можно было убежать, повода искать не пришлось, т.к. машина мешала движению.
Ощущение, что я ненормальный, что все это бред, продержалось до вечера пятницы, но вечером как раз
у меня была встреча с профессором психиатрии, и как нельзя кстати.
Нет, он не лечил меня от моих болезней, мне просто было удивительно легко и спокойно оказаться в
обществе человека, без этой благодушной улыбки, человека, который видит и чувствует, куда мы катимся, не
поддающийся истерике, но и не зарывающий голову в страусовый песок благодушия. Кроме того, лучшая его
(по-моему) статья называется “Исчезновение таинственной улыбки” http://rjews.net/v_rotenberg/9p.html, а по этой
статье и сайт.
Но вернемся к роману Оруэлла “1984”. Говорить правду, чтобы сохранить наследие человека, это
страшно трудная задача. Правда, в большинстве случаев материально не выгодна говорящему её:
-Прогнись, - говорят, - Приласкаем,
Оденем, накормим, уложим,
Свобода, она такая, голодная,
Мы же можем, сделать тебя счастливым,
Богатым и обеспеченным!
- А я смотрел на маслины,
И я их очеловечивал.
В руках CFR сосредоточены огромные средства именно для этого, для того, чтобы говорить правду было
невыгодно. В руках этой организации оказались почти все средства массовой информации мира. Оруэлл сам
работал в ВВС и в комнате “101”, отдела вещания на Индию. Он уже тогда чувствовал, что происходит. И
предостерегал от благодушия.
Когда британский премьер-министр принимает Мицну, и не принимает Биби - мы возвращаемся в
эпоху Мандата, нам навязывают лидеров - и это правда. Когда нашими детьми, погибающими в автобусах,
расплачиваются за доходы от казино в “Йерихо”, а мы молчим - мы теряем связь с человеческим в нас.
12.01.2003. Кирьят-Арба.