(опубликовано в еженедельнике ХАБАДа «Восхождение» от 7 Хешвана 5768г (19.10.07), недельная глава «Лех леха»)
Приступая к законам «Шмиты», нужно усвоить два основных принципа:
1. В седьмой год на Святой Земле нельзя заниматься полевыми работами: пахать, сеять, окучивать деревья и пр. Исключение составляют случаи, когда без помощи человека растению грозит гибель, а хозяину – большой убыток.
2. В седьмой год все, что выросло в ваших владениях, является «эфкер», ничейным имуществом. Плоды можно сорвать для еды, но ни в коем случае нельзя торговать ими.
По поводу «сеять – не сеять», «есть – не есть» имеются три подхода:
«Этер мехира». Если еврейский фермер продает (скажем, с правом выкупа) свой участок нееврею, то он может, на правах арендатора, обрабатывать эту землю и собирать с нее урожай. Однако большинство авторитетов считают, что нееврей изначально не имеет права владеть земельным участком в Эрец Исраэль. Поэтому тот, кто хочет исполнить законы шмиты «бехидур», строже и красивее, воздержится, придя в магазин, от покупки плодов с такого поля.
«Урожай нееврея». Гой, живущий в Эрец, не обязан «держать шмиту». Поэтому многие авторитеты советуют в год шмиты покупать урожай у неевреев. Сотни лет этому правилу следует Бейт-дин Иерусалима.
«Оцар бейт-дин». Раввинский суд назначает фермера своим посланцем (точнее, еврейский фермер на год передает свою землю в распоряжение суда, а сам работает на этой земле в качестве наемного работника, а не владельца). Он соберет «ничейный» урожай с поля, привезет на склад суда, получив деньги за работу. Суд распределяет эту продукцию – иногда за деньги, чтобы покрыть расходы, иногда бесплатно. Это нужно, чтобы евреи не бродили по полям, собирая ничейные финики, а занимались своими делами.
Кроме этого, есть варианты – «урожай шестого года» (сохраненные овощи прошлого года), гидропоника, "маца менутак" и овощи и фрукты, выращенные за границей.