Вопрос: Слова уже были у меня на кончике языка. Я должен был ответить на утверждения соседа в автобусе, что проживание в Иудее и Самарии подвергает опасности солдат и граждан. Я приготовился объяснить ему простой факт, который видит даже слепой, что если мы не будет владеть горной частью, то вся прибрежная равнина в опасности. Но в последнее мгновение сказал себе: ведь мои убеждения следуют из Торы, что мы должны владеть всеми районами Земли Израиля. Если так – может, предпочтительнее, объяснить ему прямо и не прятаться за оборонными объяснениями?
Ответ:
Рав Мордехай Гринберг, глава йешивы «Керем бе-Явне»
Практические объяснения исходя из внутренней связи
Базовое правило в объяснении – собственная убежденность. Вопрос «как» объяснять следует только после «что» объяснять. Невозможно убедить других, если существует идейное смятение и сомнение в правоте своего пути у убеждающего. «Коах маасав игид леамо латет лаэм нахалат гоим» (из комментария РАШИ к первой главе книги Берешит) - прежде всего надо сказать народу почему он получил землю и только после этого отвечать на утверждения других, говорящих «листим атем».
Внутреннее убеждение придет только из прямого и сущностного объяснения, а не из внешних практических соображений. Этому учил нас рав Кук (Да будет благословенна память праведника!), что невозможно понять благо и особенность Эрец Исраэль рациональным изучением – «Эрец Исраэль – не только собственность народа, средство для достижения цели, какой бы возвышенной она ни была, не надежное убежище для еврейского народа и даже не духовный центр». Такое объяснение неправильно, потому что у всякого средства есть замена.
«Эрец Исраэль связана жизненной связью с народом» - только такое понимание соответствия между избранностью народа и избранностью Эрец приводит к убеждению, что как человек не может жить в месте, где нет воздуха, и рыба не может жить вне воды, так еврейский народ может жить цельной жизнью только в Эрец Исраэль.
Только после собственного убеждения и ясности мысли об особенности и ценности Земли Израиля, можно обратиться к другим, и тут можно использовать и другие доводы. «Лев Элиягу» в комментарии к недельной главе «Вайеце» говорит о Б-жественном приказе Яакову выйти из Харана и вернуться в Эрец Исраэль, и удивляет, что Яаков, обращаясь к женам, не ограничивается передачей Б-жественного послания, но предваряет речь и объясняет, что «лицо Лавана не как вчера-позавчера, и что он обманывал его и менял ему плату десятикратно», и лишь в конце открывает им, что Вс-вышний, Благословен Он, сказал ему вернуться в Эрец Исраэль. И они ответили ему также, вначале – «он проел наши деньги», и только после этого – «а теперь все, что сказал тебе Вс-вышний, делай». «Теперь», после всех претензий, что есть у нас, стоит слушать голос Вс-вышнего. И задает вопрос в комментарии: а что – если бы не менял десятикратно плату, они не должны были бы слушать глас Б-га?!»
Отсюда учим, что и после приказа Вс-вышнего надо попытаться понять и дать убеждающее объяснение, что в самом деле приказ Вс-вышнего хорош и с точки зрения этого мира, хотя, конечно, мы бы выполняли его и без объяснения.
Поэтому есть место для разяснения важности Эрец Исраэль для еврейского народа и логическими доводами, следующими из ТАНАХа, израильской истории, из экономических соображений и из доводов безопасности, доводов, которые обращаются к людям, не привычным к терминам бейт-мидраша, а лишь к рациональному мышлению. Но при этом нельзя забывать главный довод, что Вс-вышний избрал Сион и что это наше наследие от праотцев. Не может быть такого, чтобы наши враги использовали духовные объяснения, а мы бы стеснялись их!
Рав Узиягу Шербеф, глава колеля «Шальхевет тхият а-Арец», Хеврон
Искупление земли – наше искупление
Стих «Ве-им ло торишу эт йошвей а-Арец мифнейхем… вецареру этхем аль а-Арец ашер атем йошвим ба» комментрирует Ор а-Хаим а-Кадош: «Смысл, что они не только будут удерживать часть земли, которую вы не взяли, но и за часть, которую вы взяли и поселились на ней, они будут враждовать с вами, говоря: поднимитесь и уходите отсюда» (Бамидбар 33:55).
Т.е. безопасность Израиля является прямой функцией от состояния Эрец Исраэль. Поэтому не может быть никакой картины спокойствия и безопасности, пока основное усилие в спасении народа без приложения усилий для освобождения Земли Израиля. Это установление Торы, которое подытожил рав Давид Лида одной фразой: «Наше освобождение зависит от освобождения Эрец Исраэль и в ее порабощении – наше порабощение!» (книга «Ир миклат»)
Также постановил рав Цви-Иегуда Кук: «Владыка мира уготовил эту землю для нас и нас обязывает заповедь «И освободите ее, и живите на ней»… И за это обещано нам благословение Вс-вышнего. Выполним заповедь и преуспеем (а не как тот, кто утверждает, что нет возможности преуспеть в деле освобождения Эрец Исраэль, так как еще не весь народ вернулся к традиции и он не может понять это)… Это факт,что порядок Геулы: в освобождении всей Эрец от неевреев заключается и полное освобождение народа» (Торат а-Геула, часть 4, стр. 34)
Если мы не возвратим Земле Израиля ее достойное положение, то (не дай Б-г) и безопасность Израиля и его достоинство могут быть раздавлены! РАМБАН (Книга мицвот): «Нам заповедано вызволить Эрец из рук гоев, не оставлять е в их руках, иначе и мы будем проданы гоям». И поясняет в книге «Эм ле-баним смеха»: «Если постараемся освободить Землю Израиля из их рук, то, в заслугу за это, и мы выйдем на волю, и это истинно и ясно».
Те же боль, и сожаление, и старания, что прикладываются в выкупе пленных, должны быть и в отношении освобождения тех частей Земли Израиля, которые еще в плену у гоев. При упоминании бед Эрец Исраэль вспомнятся перед Вс-вышним и несчастья еврейского народа.
Перевел Яков Халфин
МАОФ
Иллюстрация Борис Эренбург