Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Чтобы лучше понять причудливые повороты, которыми хамасовская война против Израиля изобиловала в течение последней недели, стоит взглянуть на текущую ситуацию в Пакистане. Создаётся полное впечатление, что и администрация Буша, и правительство Ольмерта-Ливни-Барака действуют в точном соответствии со сценарием, написанным президентом Пакистана Первезом Мушаррафом.

Майкл Лейтер (Michael Leiter), директор национального центра США по борьбе с терроризмом, в радиоинтерью на этой неделе отметил, что аль-Каеда сейчас сильнее, чем была два года тому назад. По мнению Лейтера, это следствие решения Мушаррафа подписать мирное соглашение с Талибаном в расположенных вдоль границы с Афганистаном районах проживания местных племён, управляемых из федерального центра.

Первые соглашения с Северным и Южным Вазиристаном были подписаны в сентябре 2006 г. Они включали вывод пакистанских вооружённых сил из этих районов, а также освобождение из пакистанских тюрем 2,500 членов Талибана и аль-Каеды.

Вазиристанское соглашение создало для Талибана и аль-Каеды первое безопасное убежище со времени ведомого США вторжения в Афганистан в октябре 2001 г.Избавившись от необходимости защищать себя от пакистанской армии, Талибан и аль-Каеда немедленно направили всё внимание на Афганистан. Спустя всего несколько недель после церемонии подписания соглашения, количество рейдов боевиков в Афганистан утроилось.

Отсюда и начался убийственный отсчёт. Систематические нарушения соглашения со стороны Талибана постоянно игнорировались, зато любые антитеррористические операции пакистанских или американских войск в Вазиристане или любом другом районе Пакистана встречались с жесточайшим сопротивлением.

В недавнем интервью CNN, глава национальной разведки США Майкл МакКоннелл вторил мрачной оценке Лейтера. МакКоннелл отметил, что из своего логова в Пакистане аль-Каеда вновь утвердилась как центральный командный пункт глобального джихада. «У них опять появились лидеры. Они восстановили руководителей среднего звена и аппарат инструкторов. И они очень активны в наборе новых рекрутов», - сказал он.

Эти американские признания последствий «мирного процесса с Талибаном» по-Мушаррафу слишком запоздали. Подписывая соглашения, Мушарраф делал вид, что Талибан не является их участником; договор, якобы, заключался только с «лидерами племён».

Заявления Мушаррафа были очевидной ложью, однако США решили притворяться вместе с ним. В сентябре 2006 г. пресс-секретарь Государственного Департамента Ричард Бучер (Richard Boucher) сказал: «[Вазиристанское] соглашение имеет реальные шансы на успех… Талибанизация не будет разрешена в районах или городах вблизи регионов, находящихся под контролем племён».

Невозможно оправдать то доверие, с которым Государственный Департамент относился к Мушаррафу, поскольку на момент выступления Бучера Мушарраф уже освободил из тюрем 2,500 заключённых Талибана и аль-Каеды.

Однако американское восхищение Вазиристанским соглашением не заканчивается Бучером. Президент Буш также выразил ему свою поддержку.

После Вазиристанского договора, в период между мартом и августом 2007 г., представители Мушаррафа подписали аналогичные капитулянтские соглашения в Баджуре, Свате и Мохманде. Некоторые комментаторы, как например Давид Гартенстайн-Росс (Daveed Gartenstein-Ross) уверяли, что оказанная США поддержка этим договорённостям проистекала из нежелания администрации критиковать Мушаррафа в связи с опасениями, что иначе он мог быть смещён со своего поста.

А сейчас, когда Талибан и аль-Каеда осуществляют контроль обширных районов Пакистана, Мушарраф готовится сдавать бразды правления. И новое правительство гражданской коалиции уже ясно заявило о своём намерении прекратить все проводимые Пакистаном военные операции против Талибана.

Чтобы почувствовать вкус будущей политической атмосферы, приведём факт резкого протеста Пакистана в прошлый четверг по поводу американской воздушной атаки на территории Вазиристана, в ходе которой погибли пять гражданских лиц. По сообщению агентства АП (Associated Press), тысячи людей вышли в четверг на улицы с криками «Смерть Америке» и «Всякий, кто друг Мушаррафу – предатель».

Последствия талибанизации пограничных с Афганистаном районов Пакистана оказались столь значительны, что даже ООН признала необходимость усиления и повышения эффективности военных акций НАТО в этом регионе. Выступая в Совете Безопасности в среду, заместитель генерального секретаря ООН Жан-Мари Гуехенно (Jean-Marie Guehenno) сказал: «Мы имеем дело с повстанцами, которые показывают значительно большую изворотливость, чем мы ожидали, и гораздо большую жестокость, чем мы когда-либо могли себе представить».

Как предупреждали наблюдатели, специализирующиеся по Пакистану, - такие как военный аналитик Билл Роджио (Bill Roggio), - последствия мушаррафовского «мирного процесса» были вполне предсказуемы. Однако администрация Буша в упор не желала их видеть. Администрация, которая основывала свою стратегию отношений с Пакистаном на полной поддержке Мушаррафа, предпочла скорее позволить Талибану и аль-Каеде восстановить свои силы, чем признать тот факт, что её ставка на Мушаррафа провалилась.

В наши дни, политика администрации Буша в отношении правления Хамаса в Газе следует той же схеме. Отбив у Фатха контроль над полосой Газы в июне прошлого года, Хамас, эта спонсируемая Ираном джихадистская организация, превратила её в убежище и базу местного и мирового терроризма. Сегодня в Газе, наряду с Хамасом, Исламским Джихадом и Фатхом, размещаются также аль-Каеда, Хизбалла, Корпус Стражей Иранской Революции и сотрудники сирийских разведывательных служб.

Для Израиля, единственным способом свергнуть хамасовский режим и изменить нынешний статус Газы как центра глобального джихада является захват этой территории. Однако такая операция противоречила бы принятой администрацией США стратегии, направленной на помощь палестинцам в их войне против Израиля. Эта стратегия, разумеется, состоит в продвижении палестинской государственности путём поддержки Фатха и её лидера, президента Палестинской Автономии Махмуда Аббаса.

Со времени захвата Газы Хамасом Аббас не переставал твердить, что возврат туда Израиля ослабил бы его позиции в среде палестинцев, подавляющее большинство которых поддерживает Хамас. И поскольку поддержка Аббаса – это единственный план, имеющийся у администрации, она готова признать власть Хамаса в Газе.

Эта политика ещё раз нашла своё подтверждение на этой неделе, когда, по следам последнего раунда хамасовской ракетной войны против Израиля, США открыто поддержали усилия Египта провести переговоры о временном прекращении огня между Израилем и Хамасом. Такой договор был бы репликой Вазиристанского соглашения и на неопределённый срок снял бы с повестки дня возможность израильского вторжения в Газу, тем самым гарантировав Хамасу неприкосновенность и сохранение контроля над этой полосой. В то же самое время, администрация оказывает открытое давление на Израиль, выжимая из него немыслимые уступки Фатху в Иудее, Самарии и Иерусалиме с целью «усилить Аббаса» и создать палестинское государство в Газе, Иудее, Самарии и Иерусалиме до конца этого года.

Высказывалось мнение, что Мушарраф подписал соглашение с Талибаном, потому что он опасался своих политических оппонентов в Исламабаде, которые требовали положить конец его диктатуре, больше, чем передачи контроля над обширными территориями Пакистана в руки Талибана. Представляется, что в своих переговорах с Хамасом и Фатхом правительство Ольмерта-Ливни-Барака следует тому же анализу выгод и потерь. Его гораздо больше пугает политическая оппозиция в лице Ликуда и перспективы выборов, которые оно наверняка проиграет, чем угроза безопасности жителей южного Израиля, отданных на милость Хамаса и Ирана, и чем последствия их обещания сдать Иудею, Самарию и Иерусалим в руки Фатха-Хамаса-Ирана.

Ну, а поскольку подавляющее большинство израильтян не разделяет этих взглядов, правительство просто врёт насчёт своей политики. В понедельник оба Эхуда, премьер-министр Ольмерт и министр обороны Барак, громко отрицали, что Израиль проводит переговоры о прекращении огня с Хамасом. А во вторник неназванный высокопоставленный правительственный чиновник признал, что такое соглашение с Хамасом уже достигнуто. В тот же день Ольмерт посетил в госпитале израильтян, раненых хамасовскими ракетами, и поведал им, что не существует никакой возможности защитить их.

Во вторник, израильский корреспондент канадской газеты «Свободная Пресса Виннипега» Сэмюэл Сегев (Samuel Segev) предложил другое логичное объяснение американо-израильскому решению пересмотреть свой отказ от признания Хамаса. Сегев писал, что в ходе визита Госсекретаря США Кондолисы Райс в Каир на прошлой неделе, египетский президент Хосни Мубарак от имени Египта и Саудовской Аравии угрожал снять так называемую «Саудовскую мирную инициативу», если США и Израиль не согласятся принять факт правления Хамаса в Газе и вести с ним переговоры о прекращении огня.

Более того, саудовцы и египтяне потребовали, чтобы прекращение огня проложило путь для восстановления единого хамасовско-фатховского правительства, сформированного в Мекке в марте 2006 г.

Возможно, что именно в рамках подготовки к повторному братанию с Хамасом Аббас сделал недавно ряд заявлений, прозвучавших как издевательство над его предполагаемой приверженностью мирному сосуществованию с Израилем. В своём последнем по времени пароксизме антиизраильского подстрекательства, Аббас назвал проведённый в среду антитеррористический рейд АОИ в Бейт-Лехеме «варварским преступлением». В ходе этой операции были убиты четверо главарей террористов, одного из которых, связного Хизбаллы Махмуда Шехада, сами палестинцы идентифицировали как организатора массового убийства на прошлой неделе восьми студентов иерусалимской йешивы Мерказ Ха-Рав.

Канцелярия Аббаса опубликовала это заявление в то время, когда сам Аббас выступал на 11-м саммите «Организации Исламская Конференция» в Дакаре, Сенегал. В своей речи, неделю спустя после того, как Шехада направил иерусалимца Ала Абу Дхаима убивать изучающих Тору еврейских студентов, Аббас обвинил Израиль в этнической чистке Иерусалима от мусульман.

Хамас играет свою партию неглупо и осторожно. Он называет прекращение огня с Израилем «тахадия», что переводится как временная приостановка военных действий, которая может быть прервана в любой момент.

Хамас также требует контроля над международной границей с Газой. Он заявляет, что разрешит представителям Фатха находиться на пограничных терминалах, но только тем, кандидатуры которых он сам одобрит. А это будут, разумеется, лояльные Хамасу боевики, одетые в униформу Фатха. Хамас также объявил, что позволит вернуться на пропускные пограничные пункты европейским наблюдателям, однако при условии, что они будут жить в Газе или Эль-Арише (пограничный с Газой курортный город в Египте. – Прим. переводчика), а не в Израиле, как было до их вывода в июне месяце. Называя вещи своими именами, наблюдателям будет разрешено вернуться в Газу, но только в качестве заложников Хамаса.

Наконец, Хамас настаивает на том, чтобы в качестве одного из обязательных условий прекращения огня были открыты каналы поставок через Египет а Израиль допустил свободное перемещение товаров и людей в Газу через свою собственную территорию. Тем самым, Хамас фактически требует, чтобы Израиль принял на себя ответственность за обеспечение бытовых нужд жителей Газы.

Также как и в случае, когда Мушарраф начал переговоры с Талибаном, так и с Хамасом в Газе, результат предопределён. Хамас будет попрежнему набирать силы в Газе, Иудее и Самарии. И всё больше и больше израильтян (да и палестинцев, не желающих жить в джихадистском халифате), будут расплачиваться за политику Ольмерта-Ливни-Барака-Райс своей кровью.

Пытаясь переключить внимание со своей политики, способствующей созданию в Газе заповедника для глобального джихада, США переводят разговор на другую тему. Райс уже вовсю занимается этим грязным делом, выступая с нападками на Израиль за то, что евреям дозволено строить дома в Иудее, Самарии и Иерусалиме, и при этом делая вид, - как она заявила, давая показания Сенатскому комитету по бюджетным вопросам в среду, - будто Аббас попрежнему привержен мирному процессу и что достижение мира с управляемым Ираном хамасовским анклавом в Газе вполне возможно.

Как и Мушарраф в Пакистане, так и правительство Ольмерта-Ливни-Барака в Израиле попросту пытается скрыть тот факт, что они откровенно лгут своему народу. Подобно Мушаррафу, премьер-министр Ольмерт, министр иностранных дел Ливни и министр обороны Барак льстят себя надеждой, что их ложь не вылезет на поверхность до следующих выборов.

Но они, несомненно, ошибаются. Ложь, используемая в качестве дымовой завесы для стратегии капитуляции перед лицом джихада, не сработала для Мушаррафа. Не поможет она и им.

Оригинал на английском опубликован на сайте http://www.carolineglick.com/e/ и на сайте газеты «Джерусалем Пост»  13 марта 2008 г.

Перевод с английского – Росс Ганз, МАОФ.

Март 2008 г.

Иллюстрация pan-zuzia

Статья на английском