- Учитель, учитель! - теребил за рукав рабби Шломо бен-Ицхака маленький Мордехай. - Вы рассказывали нам сегодня о еврейских общинах Востока... Неужели правда, что им там живется гораздо лучше, чем у нас, в Вормском гетто?
- Я не смогу дать тебе точного ответа, - признался раввин. - Нельзя сравнивать обычаи мусульман с обычаями христиан... Арабские завоеватели, как тебе известно, были кочевниками. Вторгаясь на чужие земли и захватывая все новые и новые территории, они думали и о будущем, ибо ничего не умели делать, кроме как пасти скот, путешествовать по пустыням, торговать и воевать. А как раз евреи и христиане обладали теми навыками, которые оставались чуждыми для многих кочевников - среди них было немало отменных земледельцев и искусных ремесленников. Важно было привлечь этих людей на свою сторону... Потому арабы долгое время сохраняли веротерпимость, да и сегодня относятся к евреям без той враждебности, которая присуща некоторым окружающим нас христианам...
Раввин говорил тихо, осторожно и внимательно поглядывая по сторонам: мало ли кто мог услышать его рассуждения - в случае чего, любые слова можно трактовать по разному. И всем известно, куда способна привести "оригинальная трактовка"...
Еще во времена первых халифов был определен так называемый статус зимми, под который попадали все евреи и христиане, оказавшиеся на "территории ислама" и намеревавшиеся жить на ней и впредь. Считается, что основа данного статуса была выработана во времена халифа Омара, второго преемника Мухаммеда.
Перед евреями ставилось шесть главных условий (их выполнение считалось обязательным) и шесть желательных или дополнительных (за нарушение которых следовали штрафы и иные мелкие наказания).
Главные: зимми не должны подвергать критике и осмеянию Коран, им нельзя искажать либо трактовать его текст; им запрещено говорить о Пророке лживые и презрительные слова; они не могут порицать ислам или сомневаться в его силе; зимми запрещено дотрагиваться до мусульманской женщины либо жениться на ней, не приняв ислама; им также категорически запрещается подвергать мусульманина сомнению в его вере или пытаться склонить его к переходу в другую веру, а также посягать на жизнь мусульманина либо его имущество; они не смеют оказывать помощь врагам ислама или укрывать их от справедливого возмездия воинов Аллаха. Дополнительные: зимми предписано носить отличительный знак желтого цвета (это правило распространялось исключительно для евреев, христиане носили голубые отметки); им запрещено строить более высокие дома, чем у правоверных; они не будут громко читать свои священные книги, смущая мусульман, а также выполнять публично иные обряды, вызывающие смятение; нельзя в присутствии мусульман пить вино, соблазняя его видом правоверных, как и есть прилюдно непотребную пищу; зимми должны хоронить умерших в тишине, дабы правоверные не услышали их траурных молитв и рыданий; им запрещено пользоваться лошадьми, заменяя их мулами либо ослами.
Кроме того, зимми должны были платить два налога: основной и подушный, взимаемый с мужчин, носящих бороду.
* * *
Маленький ученик давно ушел домой, а рабби Шломо бен-Ицхак все сидел и думал о его вопросе. Он припоминал многое из истории, связанное с совместным проживанием двух народов - евреев и арабов. И о том, что в Коране отводится немало стихов, посвященных прославлению патриархов и пророков, а также царя Соломона, и о высказывании великого Рава, основателя академии Суры: "Лучше быть под Исмаилом, чем под чужаком!", и о предписываемых самому Пророку словах, в которых тот утверждал, что обидевший евреев обидит его самого... Но, с другой стороны, и на Востоке евреи подвергались преследованиям и гонениям, и там их унижали и предавали презрению, и в тех краях пылали костры, в которых горели евреи...
Можно ответить мальчику, пытающемуся разобраться в странных тайнах мира, но что ты ответишь самому себе? Если Всевышний избрал свой народ, то какой смысл заключается в его многочисленных и страшных мучениях? Испытание? Кара? Очищение? Пример? Укор?
Раввин тяжело вздохнул и покачал головой. Есть мысли, которые нельзя держать в себе без ответа, а не то пройдет немного времени, и начнешь всерьез задумываться над сочинениями вольнодумца и еретика Вольтера...
Вот только каков будет этот самый, привальный, ответ?!
* * *
Вернувшись домой и, отужинав в кругу своей многочисленной семьи, рабби Шломо бен-Ицхак, оставшись один на один со своей женой, спросил у нее:
- Эстер, знаешь, где евреям живется лучше всего?
- Где? - спросила жена, понимая, что вопрос носит риторический характер и ее муж должен сам ответить на него.
- Там, где они живут в данный момент, - вывел раввин. - По крайней мере, никто в Вормсе не предписывает мне ездить исключительно на ослах, да и найти хорошего осла здесь проблема...
* * *
Мой дед, родившийся и живший в Средней Азии, припоминал, что в тысяча девятьсот тринадцатом году, оказавшись по служебным делам в Бухарском эмирате (имелось в те времена такое полусуверенное исламское образование, считавшееся сателлитом Российской империи) невольно обратил внимание на то, что местным евреям почему-то запрещено ездить на лошадях, носить пояса на халатах (их заменяли веревки) и ходить по центральным улицам...
Статус зимми в своей последней модификации в те годы еще продолжал действовать.
mnenia.zahav.ru