(28.03-08) Муктада аль-Садр, одиозный шиитский лидер имеющей сильные позиции на юге Ирака Армии Махди, решил развить «народный бунт», охвативший регион, до масштабов всенародного иракского противостояния.
Лидер призвал своих сторонников по всему Ираку устраивать сидячие забастовки, протестуя против действий властей. Его призывы уже нашли отклик в Багададе и других регионах страны.
В столице Ирака проходят демонстрации шиитов с требованиями прекратить бои в Басре и выпустить из тюрьмы заключенных сторонников аль-Садра. В районе Садр-Сити, где проживают около двух миллионов человек, боевики армии Махди потребовали от полиции и военных уйти с улиц.
Всего в боях между иракскими военными, армией Махди и другими военизированными группировками, продолжающимися в Басре, погибли, как минимум, 50 человек. Агентство Reuters, со ссылкой на очевидцев событий сообщает, что в городе постоянно ведется стрельба, в том числе и из артиллерийских орудий. Задействованы также военные вертолеты.
При этом представитель иракских властей заявил, что операция в Басре не направлена против сторонников аль-Садра, которые соблюдают условия заключенного в августе прошлого года перемирия. По его словам, военные действия направлены против боевиков, незаконно владеющих оружием и угрожающим мирным жителям.
В районе Басры находятся значительные запасы нефти, а также единственный в стране нефтеналивной порт. Басра была передана под контроль иракских властей в декабре 2007 года. До этого она находилась в руках британских военных.
Комментарий
Басра – город Синдбада-морехода. Морские ворота Багдада – столицы арабского халифата. Город восточных базаров, заморских купцов и сказочных богатств. Так было когда-то, а потом была нефть. Ее оказалось невероятно много под самой Басрой и под ее окрестностями…
Несмотря на такое энергетическое изобилие, проблемы с этим важнейшим центром мировой нефтедобычи у войск коалиции начались с самого начала иракской компании.
Зимой 2003 – 2004 годов, английский и американский спецназы, после нескольких месяцев боев, с огромным трудом установили формальный контроль над городом, сумев преодолеть открытое вооруженное сопротивление шиитской армии Махди.
Контроль удалось установить только формальный. Функции обеспечения безопасности в городе и одноименной провинции были возложены на силы национальной милиции, сформированной из бойцов все той же армии Махди.
Однако, силам коалиции и иракскому правительству удалось вывести нефтедобычу в регионе на полноценный уровень и восстановить работу порта. В то же время, даже о минимальном уровне спокойствия в регионе речь и не заходила. Басра, была и остается горячей точкой. В городе и его окрестностях взрывы и обстрелы не прекращались.
Видимо, британских «коммандос» в первую очередь интересовала нормальная работа порта, нефтяных вышек и трубопроводов, а борьбу с исламским экстремизмом и обеспечение безопасности, европейские прагматики фактически возложили на плечи упомянутой выше народной милиции.
Такой позиции английского военного командования в Ираке, резко негативную оценку дал сенатор США от штата Аризона и фаворит президентской гонки Джон Маккейн, неожиданно посетивший Ирак во время своего ближневосточного турне. Он отметил, что, передислоцируя воинские части в район аэропорта, британцы оставляют город фактически беззащитным, перед лицом неконтролируемых Багдадом частей народной милиции.
Свою озабоченность по этому поводу Маккейн лично высказал премьер-министру Великобритании Гордону Брауну. Видимо, позиция «пока не президента США», не произвела должного впечатления на британского премьера. По крайней мере «коммандос» в бои, начало которых почти совпало с пятой годовщиной иракской войны, не вступают.
Возможно, командование коалиции дает возможность показать себя, так сказать проявить мужество в бою молодой иракской армии. Но на этих маневрах погибло уже достаточное количество людей, для того чтобы их можно было бы и прекратить. Однако, этого не происходит.
И не надо забывать, что Басра – нефтяные ворота Ирака. А представитель иракской Южной нефтяной компании заявил: «Если бои будут продолжаться до конца недели, то нефтяники не смогут продолжить работу, не смогут добраться до месторождений, и это нанесет удар по нефтедобыче».
Нефтяники в провинции Басра работают вахтовым методом, 24-часовыми сменами. Смены не было со вторника, когда началась военная операция против боевиков шиитской «Армии Махди».
На нефтяных полях Басры добывается около 2 млн баррелей «черного золота» в день, 1,5 млн из которых экспортируется легально. Ирак получает большую часть своих экспортных поступлений от продажи нефти с южных месторождений. Нефть в Ираке объявлена национальным достоянием. Известный принцип: «Все кругом народное, все кругом мое», приводящий в действие мелкособственнические инстинкты, способен столкнуть интересы разных заинтересованных сторон.
В первую очередь, сторон, непосредственных участниц конфликта. Их несколько, во-первых, армия Махди, во-вторых, соперничающие с ней в регионе бригады Бадра, а также вступившая в конфликт свежеиспеченная иракская армия. Другие участники, пока не вступающие в бой, - вооруженные силы Великобритании и США.
На данный момент, можно понять, что делят армия и местные иракские группировки – нефтяные поля Басры. Но, что делят силы, не участвующие в перестрелках, понять не так просто.
Великобритания собирается значительно сократить свое присутствие в Ираке. Видимо, в кабинете Гордона Брауна интересы внутренней политики на данный момент превалируют над интересами внешней политики.
Американцам такое поведение исторически сложившегося союзника явно не по душе. Но что они могут сделать?
Перспективы
Установит ли иракская армия контроль над Басрой - вопрос спорный. Вероятно, в регионе еще очень долго будет сохраняться высокая напряженность. Смогут ли британцы начать вывод войск из Ирака в такой обстановке, - зависит в первую очередь от настойчивости и целеустремленности их руководства.
Американцам, крайне не выгодно отступление англичан, - так как в этом случае их контингент останется единственным крупным иностранным воинским формированием в стране. А это выставит их в неприятном свете в глазах мирового сообщества, занимающего вовсе не проамериканскую позицию по этому вопросу.
С другой стороны, во многом благодаря Басре и ее нефтяным полям, США удается поддерживать относительно низкие цены на горючее на внутреннем рынке. Что, в условиях перебивающейся от кризиса к кризису экономики страны, совсем не маловажно. Белый дом не может допустить длительной остановки нефтедобычи, которой пугают иракские нефтяники.
В конце концов, исход сражений в Басре и судьба месторождений будет решаться не на уровне разборки местных бандформирований. Кто будет контролировать нефть южного Ирака, решат вашингтонские политики, тщательно взвесив и проанализировав все за и против. За – дать возможность британцам покинуть Ирак и остаться там, в гордом одиночестве под гнетом общественного недовольства влиять на нефтяное ценообразование. Против – постараться задержать союзников в Басре, сохраняя видимость коалиции и возлагая ответственность за свою дешевую нефть на партнеров.
Материал сайта www.evrey.com