Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«И сказал Б-г Моше: иди к фараону и скажи ему: «Отпусти народ мой и будут служить мне».

Тора вечна и эти слова, как предупреждение о наказании, которое неизбежно обрушится на голову тех, кто останавливает процесс освобождения еврейского народа, должны звучать вечно. Вопрос только в том, кто готов произнести их перед сильными мира сего. Мидраш говорит, что Моше пошел к фараону вместе со старейшинами – представителями народа – но по мере приближения ко дворцу их оставалось все меньше и постепенно все они один за другим исчезли. Конечно, скажут многие, мы бы произнесли эти слова в уши правителей стран и империй, да они нас не услышат и не послушают. Но в разные периоды истории находились люди, которые понимали, что фараона надо заставить слушать. Они знали, что речь идет не о демократии, а о продолжении существования народа, который не может выжить в рабстве или подчиняясь чьему-либо диктату. В период британского мандата такими людьми были бойцы ЭЦЕЛя и ЛЕХИ. Они восстали против тех, кто решил вечно господствовать в Земле Израиля, запретил въезд евреям, спасавшимся от нацистов, не подпускал к берегу корабли с теми, кто уцелел в лагерях и оставил Европу, чтобы ступить на свою землю (Чем не фараон, топивший детей?) ЭЦЕЛь и ЛЕХИ заставили услышать фараона Георга 6-го «отпусти народ мой», и уйти из Земли Израиля.

Советский фараон запретил выезд в Израиль двум миллионам евреев, и нашлись люди, которые заставили его услышать обращение Б-га: «отпусти народ Мой, и будут служить Мне». Этими людьми были рав Кахана (да будет благословенна память праведника) и его ученики и последователи. После Второй мировой войны никто в мире не говорил о судьбе «евреев молчания», живших в Советском Союзе. Евреи, желавшие выехать в Эрец Исраэль, упирались в стену. Просьбы выдать разрешение на выезд встречали отказ. Власти и КГБ преследовали отказников, сажали их в лагеря и тюрьмы. Весь мир молчал. Молчало и мировое еврейство, не реагируя на угнетение миллионов евреев. Рабби Кахане не молчал. «Лига защиты евреев», созданная им, поставила цель – пробудить и встряхнуть мировое и американское общественное мнение. Сначала действовала горсточка евреев-демонстрантов, устраивавших пикеты сов.посольств по всему миру.

Где бы ни выступали балетные коллективы из России, они слышали насмешки и улюлюканье. Дело не ограничивалось художественными коллективами: советские дипломаты стали бояться ходить по улицам – на них совершались нападения. Усилия «Лиги» привели к тому, что «железный занавес» поднялся и весь мир узнал о проблемах советских евреев.

В 1970 году группа молодых евреев, в основном из Риги, во главе с Эдуардом Кузнецовым, марком Дымщицем и Йосефом Менделевичем решила захватить рейсрвый самолет АН-24 (Ленинград – Приозерск), угнать его в Стокгольм и оттуда направиться в Израиль. Вести самолет должен был бывший военный летчик Дымшиц. Участники захвата были арестованы в аэропорту. У них были изъяты сломанный пистолет, веревки, топорик, кастет, резиновые дубинки и спальные мешки для пилотов "Аэрофлота", которых после захвата самолета планировалось высадить в лесу. На суде "самолетчики", у которых не удалось выбить раскаяние, заявили о своей верности Израилю – Земле и народу. Мужественный поступок всколыхнул весь мир. Советский фараон услышал: в 70-е годы началась массовая репатриация евреев из СССР. За десятилетие по израильским визам выехали 250 тысяч человек (с 1960 по 1970 год выехали 4 тысячи человек).

Сегодня слова "отпусти народ Мой, и будут служить Мне" следует обратить, прежде всего, к дурному началу самих же евреев. Только оно не отпускает тех, кто остается в странах рассеяния, вернуться на Святую Землю, не позволяет восстановить Храм и служить Вс-вышнему. И так же, как мы взывали на протяжении истории к разным и разнообразным фараонам, так сегодня Вс-вышний взывает к нам: "Сказал Я: Вот, вот Я! – народу, который не призывал имя Мое. Простирал Я руки Мои каждый день к народу бунтующему…" (Йешайягу 65, 1-3). Только наше нежелание быть свободными людьми не позволяет нам освободиться. Поэтому мы ищем, кто бы взял нас обратно в рабство: мы хотим зависеть от Америки, от арабов, от ООН – от кого-нибудь. Раб, в отличие от свободного человека, не несет ответственности. Вот мы и повторяем бесконечно: «Мы еще в изгнании, мы не освободились», полагая, что это избавит нас от ответственности перед Вс-вышним. Мы боимся всего хорошего, что есть в нас самих – вдруг оно проявится и освободит нас, приведет новое время, и нам придется брать на себя ответственность за весь мир. Мудрец Талмуда Шмуэль сказал: «Будущий мир от настоящего отличается только тем, что сыновья Израиля будут полностью свободны». Сегодня мы можем быть свободными, если только захотим. Наше решение изменит эпоху и приведет будущий мир. Хочется сказать: «Народ, отпусти себя сам» - поверь в свои силы, в свое призвание, в свое добро. Перестань сопротивляться душе Израиля, которая ищет возможность выразить себя, реализовать свои прекрасные потенциалы и преобразовать мир.

Рав Зеэв Мешков

Плакат “Отпусти народ Мой!” художника Йосифа Кузьковского, символ МАОЗа