(13.06-08) В мае 2006 года Хананиэль Даян входил в число 120 отличившихся в ходе военной службы солдат.
Каждый из солдат-отличников по традиции получает от «Агуда ле-маан а-хаяль» (Общества помощи военнослужащим) соответствующее удостоверение и стипендию в размере 1000 долларов. Однако на торжественной церемонии награждения, Хананиэль отказался пожать руку Дана Халуца за участие последнего в реализации программы одностороннего размежевания.
Бывший примерный солдат много пережил с того памятного момента. Его изгнали из батальона, где он служил, и на месяц раньше срока демобилизовали из армии.
«Агуда лемаан а-хаяль» в конце концов, передумала выплачивать ему обещанные деньги. Через несколько месяцев, уже после демобилизации, он обратился за причитающимися ему деньгами, однако денег не получил. Представители «Общества помощи военнослужащим» сообщили, что его личное дело проходит необходимые проверки. Даян обратился к руководителю отдела стипендий, но тот отказался выплатить ему положенные деньги.
Солдат принял решение подать на эту организацию жалобу в иерусалимский суд по малым искам. Он требует выплатить ему в общей сложности 12.300 шекелей (стипендию и 8 000 шек. морального ущерба).
Около месяца назад он подал также гражданский иск против начальника кадрового отдела ЦАХАЛа генерал-майора Элиэзера Штерна, который своевольно предоставил личные документы Хананиэля в распоряжение журналиста Яира Лапида.
Комментарий
Человеческие страсти преходящи, в отличие от неторопливого и равномерного движения бюрократической машины. Ход машины почти идеален, иногда кажется, что на него не могут повлиять эмоции отдельных личностей. Но это распространенное заблуждение.
Если бы система была настолько стабильна, Хананель Даян не остался бы без стипендии. Демонстративное поведение не лишило его звания солдата-отличника, а следовательно не должно было лишать его и причитающейся вместе со значком и тысячи долларов США. Но система состоит из людей, и они в отличие от системы подвержены эмоциям и другим сиюминутным порывам.
Дан Халуц, предпоследний глава генштаба, проявил к ним особенную склонность. Например, узнав о начале ливанской войны, начальник генштаба, вместо того, чтобы заняться коррекцией поведения вверенной ему системы, немедленно связался со своим биржевым брокером, занялся совсем другими, не очень приятно пахнущими делами.
Видимо, страсть к «длинному рублю» (или шекелю, если хотите), - является одной из общих характеристик системы. Дан Халуц уже давно не начальник, а солдата все равно наказывают финансово.
Придавая дело широкой огласке, люди, испытывающие чрезмерные симпатии к собственному кошельку, следуют присущей им логике, полагая, что суровое наказание в размере меньшем, чем средняя месячная зарплата в Израиле предостережет многих от дерзостей перед лицом начальства.
С другой стороны, то, что внука поселенцев Гуш-Катифа вообще допустили к награде, говорит о том, что система вообще не воспринимает ликвидацию поселений в Газе, как значимое событие, затрагивающее все слои общества. А это еще более тревожный сигнал, чем страсть ее работников к материальному обогащению.
Ни многотысячные демонстрации, ни беспрерывный обстрел Сдерота не убеждают «слуг народа» в глобальном масштабе ими же содеянного преступления. Уверенность системы в том, что поселенцы - это кучка фанатиков-отщепенцев не имеющих поддержки у основной части населения, говорит о ее недальновидности и оторванности от собственного народа.
Солдат-отличник Хананель Даян продемонстрировал это два года назад. Армейское руководство решило наказать его теми способами, которые ей доступны. А дерзкий солдат Хананель Даян показал, что израильтяне – не мальчики для битья.
Перспективы
Если государство считает, что «итнаткут» (размежевание с сектором Газы) – рядовой эпизод из жизни еврейского государства, то далеко не все граждане с этим согласны.
Отголоски этой трагедии слышны не только в Сдероте и разбросанных по всей стране поселениях, приютивших беженцев Гуш-Катифа. Случается, что напоминают о ней прямо в коридорах власти.
К сожалению, эти напоминания очень редки. Случай с Хананелем Даяном - событие уникальное в политике забвения, которое проводит правительство в отношении не только Гуш-Катифа, но и других поселений.
Отрезанные и оторванные, практически лишенные своего представительства во властных кругах, поселенцы Иудеи и Самарии, тем не менее, не сдаются. Поселения растут, несмотря на запреты строительства и бесчинства полиции, предпочитающей защищать арабов от мнимых угроз, чем заниматься безопасностью своих граждан.
В поселениях растет молодое поколение. Растет, делая собственные выводы из опыта такой сложной и странной жизни граждан еврейского государства.
Продолжая эту политику, государство Израиль рискует получить поколение, выросшее не столько на войне с внешним врагом – арабами, сколько в постоянном противоборстве с собственным государством.
На что оно будет способно, и как использует свои возможности, покажет время.
Пока же, людям, определяющим будущее Израиля, стоит сделать выводы из последнего рукопожатия Гуш-Катифа, которое не сделал солдат-отличник Хананель Даян.
Материал сайта www.evrey.com