Горячие объятия Джорджа Буша с Владимиром Путиным в Пекине на фоне развернувшихся боевых действий и в самом деле выглядели, мягко говоря, странно, вызывая разве что чувство брезгливости. А "специалист" по России и русской душе Кондолиза Райс и вовсе исчезла из поля зрения. Отпуск, конечно, причина весьма уважительная. Для клерка по продаже канцелярских принадлежностей. Но только не для госсекретаря. Отпуск Конди не прервала, но сделала «более 90 звонков», которые российские танки не остановили. Это дало повод "The New York Times" не без иронии написать: «Красноречивое отсутствие Кондолизы Райс еще раз подчеркивает то большое значение, которое придает администрация Джорджа Буша внешней политике вообще, и защите своих верных союзников в частности».
Впрочем, кто сказал, что Грузия или Израиль - стратегические союзники Соединенных Штатов? Они вычеркнуты из списка Робертом Гейтсом, чья подпись стоит под опубликованным недавно докладом "Новейшая стратегия национальной обороны". Вашингтон ищет новых союзников. В лице России и Китая. Не прочь подружиться он и с Ираном, из-за которого все больше усиливаются трения с Израилем.
Именно в эти дни США отказали Иерусалиму в технической помощи и разведывательной информации, дав тем самым понять, что атака на иранские ядерные объекты не отвечает интересам Америки. В виде "компенсации" были предложены ракеты класса "земля-земля".
Проглотив эту горькую пилюлю, Эхуд Ольмерт сказал, что еврейское государство «оставляет за собой свободу действий», если дипломатические усилия окажутся безрезультатными. В том, что это мертворожденные усилия, нет никаких сомнений. Еще до танкового броска российский посол в ООН Виталий Чуркин предупредил партнеров по "шестерке": «Россия против дополнительных антииранских санкций». Европа приняла эту информацию к сведению и для порядка ввела собственные санкции, которые Тегеран, по сути, даже не ощутит. Это примерно такое же наказание, какое использует против ХАМАСа Израиль, бомбя пустые сараи и пустыри.
Противоречивость американской внешней политики бросается в глаза даже дилетанту. Перед уходом в отпуск Кондолиза Райс сказала, что Соединенные Штаты не станут возражать против израильского превентивного удара по Ирану. «Мы не говорим ни "да", ни "нет" израильской военной операции, - подчеркнула она. - Израиль - суверенная страна». Эту "оговорку" можно было принять за проявление эмоций после того, как стало ясно, что Иран отклонил "пакетную сделку", предложенную ему Советом безопасности ООН. Но воинственная ирано-израильская риторика уже выплеснулась на страницы газет и принимает все более угрожающий характер.
Истерию нагнетает Тегеран, который, чувствуется по всему, очень опасается израильского удара. Как сообщает кувейтская газета "Аль-Ватан", иранцы в срочном порядке минируют прибрежные воды Персидского залива. Видимо, чтобы поднять боевой дух, пресс-секретарь иранского министерства иностранных дел Хасан Кашкаи сообщил на пресс-конференции для журналистов, что «в стране полный национальный консенсус по поводу незаконности израильского режима». А верховный аятолла Али Хаменеи, от имени которого выступили "Исламские студенты за справедливость", даже пообещал награду тем, кто убьет Эхуда Барака, а заодно директора службы безопасности Израиля Юваля Дискина и начальника военной разведки Амоса Ядлина.
В свою очередь неубитый все еще Эхуд Барак отметил в интервью итальянской газете "Corriere della Sera", что если «Иран спровоцирует войну или нападет на нас, то будет безжалостно разгромлен». У американских военных стратегов на этот счет иное мнение. В исследовании, подготовленном специалистами Стэнфордского института международных стратегических проблем (ISIS) и опубликованном газетой "The Washington Post", говорится, что
«военный удар по Ирану, возможно, и затормозит прогресс ядерных разработок, но в то же время усилит решимость любой ценой получить атомную бомбу и обеспечит всенародную поддержку режиму аятолл».
Руководит группой аналитиков Дэвид Олбрайт, работавший инспектором ООН по ядерным вооружениям. Он исходит из того, что
иранские ядерные объекты рассеяны по всей территории страны и упрятаны в горных тоннелях, надежно защищенных от ударов с воздуха. К тому же Иран сейчас почти не зависит от импортных поставок, поскольку большинство необходимых компонентов производит на собственных предприятиях. Еще два года назад Тегеран ограничил доступ на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ, и теперь трудно определить, какие из них ключевые, а какие вспомогательные.
Спекуляций на эту тему нынче сколько угодно. Примерно такими же аргументами руководствовался и Невилл Чемберлен. Не надо, дескать, испытывать терпение немецкого народа. Проще полюбовно договориться с Гитлером, поскольку лучше худой мир, чем самая хорошая война. Сейчас нам снова предлагают поработать археологами, чтобы выкопать из земли ту историю, которую закопали чемберлены. Однако копать совсем не обязательно: опыт показывает, что полюбовно договориться легче всего с уже поверженным врагом. И не стоит убеждать себя, что мир все еще не взорвался только благодаря всего-навсего чьей-то небрежности. Но если появляются такие "исследования", то, значит, это кому-то надо.
"Великие" державы нередко действуют по чисто мафиозной схеме. Сначала подсылают "мальчика", который провоцирует "взрослых", а затем берут его под свою защиту. Так вела себя Германия в Судетах. Так ведет себя Россия в Южной Осетии. По большому счету и Америка в душе не против того, чтобы Израиль разобрался с Ираном, но не хотела бы втягиваться в этот конфликт. Израиль, в свою очередь, опасается, что его в конце концов все предадут. К тому же приходится лавировать между сильными мира сего, чтобы, не дай Б-г, не обидеть кого-то. Поди знай, как поведет себя та же Россия.
Эти опасения не беспочвенны. Стоит только запахнуть жареным, как Башар Асад сразу же собирается в Москву. Это уже давно проверенная ближневосточная примета. В Иерусалиме опасаются, что дружба с Грузией и поставка ей вооружений может вконец испортить российско-израильские отношения. В отместку Кремль способен пойти на сближение с Ираном и Сирией, отменив мораторий на поставку новейших зенитно-ракетных комплексов. Израиль, безусловно, не заинтересован в конфронтации с Россией. Но и "прогибаться" тоже не намерен. Москве уже дали понять, что если она продаст Ирану ракетно-зенитные системы "S-300", то они будут уничтожены с помощью новейшего электронного устройста, испытанного во время последних учений.
Россия, наверное, и сама не рада, что продала в свое время партию "S-300" Кипру, откуда они под нажимом Турции попали в Грецию. Израильтяне досконально изучили эту одну из лучших в мире противоракетных установок и нашли "противоядие". «Уничтожение столпа российского оборонного комплекса нанесет непоправимый ущерб как системе безопасности страны, так и экспорту вооружений, - сообщили в израильском министерстве обороны. - После этого ни одна страна не захочет покупать "S-300" в виду ее неэффективности».
За этой словесной завесой все зримей проглядываются свинцовые тучи грядущей войны. И не важно, где она полыхнет - на Кавказе или на Ближнем Востоке. Если политику и дальше будут вершить современные чемберлены. Затянувшаяся отпускная пауза Кондолизы Райс и спешный прилет в Москву Николя Саркози убедили вышедшего из тени Владимира Путина, что Соединенные Штаты и Европа не готовы защищать своих союзников. Особенно после того, как Михаил Саакашвили заявил, выступая по телевидению, что «грузинские морские порты и аэропорты возьмут под контроль американские военные», а Пентагон тут же категорически опроверг это утверждение. Грузинам, как бы в насмешку, обещали "ножки Буша".
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров не без издевки предложил Вашингтону сделать выбор между «реальным партнерством с Россией и виртуальным проектом по имени Грузия». Главный американский военный стратег Роберт Гейтс решил в ответ заняться вопросами гуманитарной помощи. А главный знаток "русской души" Кондолиза Райс собралась в Тбилиси, чтобы оказать моральную поддержку Михаилу Саакашвили. Вялая и осторожная реакция Америки только подстегнет Россию. Поэтому ее альянс с Ираном и Сирией вполне реален. Надо же хоть как-то навредить зарвавшимся американцам. К тому же Москва все еще не забыла унижения, испытанного после Шестидневной войны и войны Судного дня. И не прочь взять реванш. Только на ту ли лошадку она ставит?
Поднимаясь с колен, чтобы поставить на колени других, можно не удержаться на ногах. Демографическая ситуация в России почти катастрофическая. Достаточно сказать, что люди пенсионного и предпенсионного возраста составляют 62%. Всего через семь лет
большинство солдат и офицеров будут составлять мусульмане. Сейчас тех, кто исповедуют ислам, чуть больше 20 миллионов человек. А тех, кто называет себя православными, всего 4,5%, то есть не более 6 миллионов. К середине века страна по численности населения сравняется с Йеменом, где сейчас проживают 22 миллиона человек. И аннексия Абхазии и Южной Осетии, естественно, ничего не изменит. Земля без населения ценности не представляет.
Тем не менее, российский прецедент "принуждения к миру" по существу ставит крест на священном постулате ООН о незыблемости территориальной целостности. Отныне любая "великая" держава вправе обкорнать менее могущественного соседа, на территории которого проживают ее представители. Так что не за горами тотальная перекройка границ. Для Ирана, где персы составляют этническое меньшинство, это плохой сигнал. Для Израиля тоже. Впрочем, главный урок, который должен извлечь Израиль, в том, что рассчитывать ему придется только на себя. И на Б-га. Больше никто на помощь не придет. В том числе и Америка, прошедшая огромный путь - от хижины дяди Тома до барака Обамы.
«Еврейский меридиан»