(21.09-08) Сегодня утром Эхуд Ольмерт сообщил, что уходит в отставку. Как пояснил премьер, решение «выполнить свое обещание народу Израиля» далось ему «очень нелегко и после долгих колебаний».
Сделал это весьма парадоксальное заявление премьер на заседании правительства. Как отмечают журналисты, то, насколько тяжело далось премьеру решение объявить о своей отставке, просматривалось даже в построении судьбоносного заявления премьера. В ходе его, глава правительства подробно углубился в анализ текущих политических и общественных новостей, подробно обсуждая каждую из них, включая несомненные удачи израильской олимпийской сборной инвалидов. Лишь в конце этого подробного и широкого обзора текущих событий премьер сделал то главное заявление, которого от него все ждали после распространенных канцелярией премьера накануне намеков о грядущей отставке.
Комментарий
Между тем даже прямое заявление премьера об отставке является лишь не более, чем декларацией намерений до тех пор, пока в канцелярию президента Шимона Переса не поступит официальное письмо от Ольмерта, уведомляющее президента об отставке главы правительства.
Таковое должно поступить в канцелярию президента сегодня в 19.30. Однако, учитывая официальный график президента Израиля, в соответствии с которым он сегодня отбывает в Нью-Йорк для участия в Генассамблее ООН, рассмотрение заявления премьера и необходимые по протоколу встречи президента с лидерами партийных фракций в Кнессете для выработки позиции относительно преемника Ольмерта могут состояться уже после возвращения президента Израиля Переса из США.
Но и после того, как официальное письмо об отставке будет президентом получено, а встречи с лидерами фракций будут проведены, после чего президент вынесет свое решение о том, кому поручить формирование правительства, - это отнюдь не будет означать фактического отстранения перманентно уходящего в отставку премьера от исполнения служебных обязанностей. Уже подав в отставку, Эхуд Ольмерт останется исполнять обязанности главы правительства, по крайней мере, еще 45 дней, которые отведены его преемнику (либо преемнице) на формирование нового правительства.
В обзорах аналитиков еще во времена исторической пресс-конференции, на которой Ольмерт впервые сообщил, что уходит, отмечалось (http://www.evrey.com/sitep/analysis/arkhiv.php3?menu=07-08/31.htm), что заветной мечтой и серьезным политическим расчетом уходящего премьера было бы положение, при котором его преемнику не удастся сформировать коалицию за отведенные ему 45 дней. И тогда, в соответствии с законом о выборах в стране будут назначены досрочные всеобщие выборы. При этом все то время, пока страна будет готовится к новым выборам, исполняющим обязанности премьера будет продолжать исполнять торжественно ушедший в отставку Эхуд Ольмерт…
Собственно говоря, учитывая фактические и юридические обстоятельства отставки премьера, поведение последнего на заседании правительства было более чем оправданно: по всем признакам уходящему Ольмерту, несмотря на свою отставку, предстоит нести ношу руководства страной еще месяц-полтора.
В случае же, если преемнице Ольмерта, Ципи Ливни не удастся сформировать коалицию, включающую одновременно ультралевую партию МЕРЕЦ, правоцентристский ЛИКУД и религиозную партию восточного еврейства ШАС, что весьма вероятно, - решать текущие проблемы в качестве государственного лидера Ольмерту придется ориентировочно до марта следующего года включительно.
Перспективы
По сути дела сегодня израильтяне стали свидетелями отнюдь не «драматического и мучительно выстраданного» решения об отставке (хотя, опять же, совершенно непонятно, как такое решение могло быть «мучительно выстраданным», если оно уже было принято премьером и даже торжественно оглашено на знаменитой пресс-конференции, а теперь осталось лишь выполнить свое обещание) как это пытается представить премьер, но всего лишь очередного хода в многоходовой политической игре, задуманной задолго до сегодняшнего «драматического заявления». Игре, в которой сама отставка премьера служит средством максимального продления нахождения Ольмерта у власти, с максимально низкой ответственностью за предпринимаемые им в этом качестве действия.
Задуманная еще в начале года политическая комбинация долгосрочного многоступенчатого ухода в отставку дала премьеру возможность, образно говоря, присутствовать на собственных политических похоронах, - никуда не уходя.
Совершенно реальная опасность данной ситуации для страны, в совершенной безответственности и беспринципности человека, который в течении периода от нескольких недель до более чем полугода будет руководить страной, не будучи премьер-министром, с вытекающей из этой должности полноценной политической ответственностью. При этом формальные полномочия принимать любые самые судьбоносные решения, у бывшего премьера и исполняющего обязанности главы правительства остаются в полном объеме.
Слова оппозиции об отсутствии морального права и «мандата» у Ольмерта на заключение масштабных межгосударственных соглашений, таких как «мирный договор» с Сирией либо соглашение о постоянном урегулировании с палестинцами, - остаются лишь благими пожеланиями, не более. Законодательное пресечение подобных шагов и. о. премьера потребует серьезных изменений в законодательстве, шансы на принятие которых в сжатые сроки крайне малы при нынешнем политическом раскладе в Кнессете.
Следовательно, политическое поле, «расчищенное» самим процессом ухода Ольмерта от конкурентов и противников, полностью предоставлено любому политическому произволу, который может включать в себя, например, решение о разделе Иерусалима. Возражения против такового раздела со стороны партнеров по уходящей в прошлое коалиции в «сумеречной зоне» временного правительства теряет свою силу и смысл. Согласие на отход к побережью Кинерета на переговорах с Сирией. Согласие и.о. премьера на возвращение в Израиль десятков тысяч «палестинских беженцев» и т.д...
Отметим, что даже если данные обещания будут даны и.о. премьера келейно и не станут сразу предметом огласки и официального оформления, они непременно послужат в дальнейшем арабским «партнерам» отправной точкой для дальнейших требований к Израилю и базой для выкручивания рук следующему правительству, каким бы «неуступчивым» оно ни было.
Следует отметить в данной связи, что пообещав своей преемнице в «Кадиме» Ципи Ливни «всемерную поддержку в скорейшем формировании нового правительства», Эхуд Ольмерт явно лукавил. Скорее он сам получит бесценную поддержку от Ливни в своем стремлении продлить собственные премьерские полномочия до марта следующего года.
Первые же попытки этой дамы сформировать коалицию, включающую такие политические трупы, как ультралевая партия МЕРЕЦ, подтверждает правильность подобного расчета.
Перед Израилем стоит невеселый выбор между коррумпированным, готовым на любые политические шаги во имя своих личных интересов Ольмертом, и его преемницей, готовой на такие же шаги, а возможно и еще на более радикальные «компромиссы», просто в силу отсутствия каких-либо сионистских убеждений.
В любом случае, каждый из этих путей в равной степени способен привести страну, как к серьезным потерям, так и к лавинообразному процессу внутреннего очищения и всеобщему пониманию невозможности продолжать «еврейский национальный проект» будучи вооруженными такой идеологией как «идеология» партии «Кадима», представляющая собой выложенный на продажу набор территорий, еврейских святынь и т. д. и т.п.
Материал сайта www.evrey.com