(13.11-08) 12 ноября президент Израиля Шимон Перес и глава МИДа Израиля Ципи Ливни приняли участие в работе межрелигиозной конференции, созванной по инициативе короля Саудовской Аравии Абдаллы. В конференции также приняли участие король Иордании Абдалла II, глава ПА Абу-Мазен, президент Ливана Мишель Сулейман, король Бахрейна, эмир Кувейта, президент Пакистана и премьер-министры Йемена и Катара.
Инициатором конференции, в которой приняли участие религиозные деятели, представляющее иудаизм, христианство, ислам, буддизм, синтоизм и конфуцианство, а также различные философские направления, является король Саудовской Аравии. Он же и направил приглашение израильским лидерам. Конференция проходила в Нью-Йорке, в зале заседаний Генассамблеи ООН.
Следует отметить, что еще до начала конференции, организаторы предупредили Шимона Переса о том, чтобы он не подходил с рукопожатиями к инициатору конференции - королю Саудовской Аравии Абдалле, так как последний не заинтересован в рукопожатии с Пересом. Это «пожелание» однако, не остановило президента Израиля, который вместе с главой МИДа Израиля прибыл на конференцию, чтобы, как сообщила канцелярия президента Израиля, «провести ряд важных встреч с лидерами арабского мира в кулуарах конференции».
Перес и Ливни явились единственными светскими представителями на межрелигиозной конференции, в связи с чем мировая арабская пресса, в частности выходящая в Лондоне газета «Аль-Кудс Аль-Араби», - выразила крайнее недоумение. «Насколько мне известно, Перес не является в Израиле представителем раввинов, а Ливни - не декан факультета теологии Еврейского университета», - заметил главный редактор «Аль-Кудс Аль-Араби» в редакционной статье, опубликованной накануне открытия конференции, и выразил опасение, что «хитрый лис» Шимон Перес не упустит возможности публично пожать руку королю Саудовской Аравии. Газета призвала короля Саудовской Аравии быть начеку, и не поддаваться на подобные провокации. Что, собственно, тот и сделал.
По словам журналистов, президент Израиля выполнил просьбу устроителей конференции и так и не подошел с рукопожатиями к главе королевского дома Саудовской Аравии. Зато, как отмечает газета «Джерузалем пост», очень старался «встретиться глазами с саудовским королем и поймать его взгляд».
Во время своего выступления, пишет газета, Перес пошел на нарушение формата выступлений и отнесся лично к королю Абдалле. Обратив лицо к тому месту, где в полутьме конференц-зала восседал король Саудовской Аравии, Перес сказал: «Я призываю вас продолжать нашу работу по установлению мира!»…
В своей речи Перес также описал «прошлые времена, когда евреи, мусульмане и христиане мирно жили вместе» (например, во время мусульманского владычества в Испании), и выразил сожаление в связи с упущенным шансом на установление мира в Палестине в начале 1920-х годов.
«Прошлое изменить невозможно, но следует позаботиться о будущем», - завил Шимон Перес. Президент Израиля особо подчеркнул, что «в Иерусалиме разделяют принципы, изложенные в саудовской мирной инициативе», и выступают за всеобъемлющий и справедливый мир на Ближнем Востоке.
«Израиль много раз доказывал свою готовность к болезненным уступкам во имя мира, - напомнил присутствующим президент Израиля, - например, при заключении мирного договора с Египтом или когда эвакуировал поселения из сектора Газы».
Перес выразил уверенность, что «экстремистам с обеих сторон» не удастся «углубить пропасть между Израилем и арабскими странами».
Комментаторы 1 канала Израильского ТВ с удовлетворением отметили, что «никто из участников конференции не покинул зал во время выступления Шимона Переса».
Выступивший после Переса, король Саудовской Аравии никак не соотнесся с обращениями к нему президента Израиля и сдержанно подчеркнул, что «мир с Израилем будет возможен только после полного ухода Израиля со всех территорий и его возвращения к границам 1967 года».
Несмотря на это, израильский президент в беседах с представителями СМИ высоко оценил речь короля Абдаллы и выразил надежду, что голос саудовского монарха «станет доминирующим в арабском и мусульманском мире».
На конференции выступила также глава МИДа Израиля Ципи Ливни, которая, в противоречие своим собственным недавним заявлениям (сделанным, в частности, позавчера) – о неприемлемости (http://evrey.com/sitep/analysis/arkhiv.php3?menu=11-08/11.htm) заявлений премьер-министра Ольмерта, сообщила о поддержке Израилем «саудовской мирной инициативы». Суть которой сводится к отступлению Израиля в границы 1967 года, разделу Иерусалима и предоставлению «палестинским беженцам» права на возвращение…
Комментарий
Мы можем лишь присоединиться к недоумению влиятельной арабской лондонской газеты: если король Саудовской Аравии по крайней мере выглядит, как человек глубоко религиозный, соблюдающий обычаи народа и законы религии, к которой он принадлежит (ислам), то ни г-н Перес ни г-жа Ливни даже отдаленно не похожи на людей, имеющих отношение к иудаизму и еврейским традициям. Так что появление этих лиц на религиозном форуме более чем странно.
Оставим в стороне наше недоумение в связи с собственно самим форматом конференции. Отметим лишь, что в отличие от общения на нерелигиозные, а, например, практические, деловые и пр. темы, общение представителей разных религий, то есть, сам по себе межконфессиональный диалог, - не имеет абсолютно никакого позитивного смысла и не предусмотрен в рамках иудаизма, как таковой.
О чем и до чего могут договориться представители разных религий в рамках межрелигиозного диспута? Такое общение, либо, находясь в рамках приличия, будет отмечено печатью недоговоренности и лицемерия. Либо, выходя за эти рамки, приведет к острым столкновениям и вражде. Иногда принимающей формы полномасштабного столкновения, о чем мы хорошо знаем из истории.
Собственно лицемерием и неискренностью (если говорить о Ципи Ливни), либо неким душевным нездоровьем, болезненными навязчивыми идеями (если говорить о г-не Пересе) было пронизано и участие израильских представителей в данном мероприятии.
В отличие от израильских участников, арабы все эти тонкости осознают очень хорошо и умело пользуются ситуацией в рамках утонченной восточной дипломатии, возможности которой отнюдь не стоит недооценивать. Особенно в условиях нарастающего противостояния Востока и Запада, в котором Израиль пока не участвует, да и не должен участвовать.
Участвуя в межрелигиозной конференции, Перес и Ливни совершили все возможные ошибки, которые израильская дипломатия традиционно делает, недооценивая особенности и тонкости восточной дипломатической игры.
Собственно, на непонимании этих тонкостей строятся все провалы израильской дипломатии в последние сорок лет. В рамках этой дипломатической культуры - слова, обещания «партнерам» вообще ничего не значат. А любые соглашения, как межнациональные, так и межгосударственные – не соглашения, как таковые, сами по себе, а соглашения о новых рамках для продолжения джихада.
Ибо ведя переговоры о мире, мало-мальски порядочные и честные мусульмане не собираются строить «Швейцарию» вместе с неверными, а лишь готовят почву для завоевания и преобразования «всемирной уммы».
Это понимание особенностей культуры диалога и ИСТИННЫХ целей собеседников Переса и Ливни ни в коем случае не означает ненависть к ним, расизм либо неуважение (к слову, самое неумное, что можно сделать по отношению к представителям данной культуры). Но дает ключ к такому поведению Израиля, которое было бы признано АДЕКВАТНЫМ самими арабскими «партнерами по диалогу» и вызвало бы их неподдельное уважение к Израилю.
Уважение, которое и не снилось г-ну Пересу, по-жандармски старающемуся поймать взгляд саудовского короля. Либо г-ну Ольмерту, униженно бегавшему в Париже за сирийским президентом Асадом…
Уважение арабских партнеров можно завоевать лишь, если со всем уважением к ним, с деньгами и почестями выставить их из Израиля по другую сторону Иордана. При этом они должны у носа видеть кулак и полную серьезность в применении этого кулака. И только в этом случае они его целуют. Когда же они видят протянутую с оливковой ветвью руку - они ее отрубают.
Повторим, что при этом ни в коем случае арабских партнеров по мирному процессу не следует унижать. А наоборот, оказывать честь и выказывать всяческое уважение и почет. Выражая уверенность, что арабские партнеры Израиля достойны в глазах Неба процветать на своей территории и у себя дома. И предлагая в этом всяческую помощь.
При этом уважение к арабскому миру предполагает готовность не учить их жить, отказ от насаждения «демократии» и т.д. Но на малейшее агрессивное поползновение - по настоящему жесткий ответный удар. Эта политика и является тем единственным реальным путем к «межконфессиональному» и международному межгосударственному сотрудничеству и миру.
В рамках такого подхода нет и не может быть формулы «мир в обмен на территории». Отдавая в обмен на мир что либо, кроме самого мира, Израиль немедленно лишается уважения своих арабских партнеров.
Единственной вызывающей уважение у арабских дипломатов формулой может быть:
«мир в обмен на мир». И «уважение в обмен на уважение», - с просматривающейся готовностью Израиля «уважать» арабских партнеров еще до знаков «уважения» с их стороны…
И в рамках такой дипломатии и такой «восточной политики», где не скупятся на слова уважения и даже восхищения, но никаких «территорий» никому не отдают, в рамках такой политики Израиль может и должен стоять твердо на своем: «Земля Израиля дана Всевышним народу Израиля».
И лишь такая политика и такая дипломатия поможет Израилю обрести свое законное место в семье народов и, в частности, в арабском мире.
Перспективы
О «самодеятельности» г-на Ольмерта отныне не может идти и речи.
Участие двух виднейших (хотя и светских) израильских деятелей в достаточно странной межрелигиозной конференции ООН под эгидой саудовского короля (!?-Evrey.com) четко, недвусмысленно и окончательно обозначило политическую платформу «Северного Тель-Авива» (то есть, светской левой элиты страны).
Теперь мы знаем точно, что это: отступление Израиля к границам 1967 году; откровенное пресмыкание перед арабским миром; признание «вины» Израиля перед арабами и подготовка к упорной торговле об уменьшении числа т.н. «палестинских беженцев» с 4 млн. лиц неизвестно какое отношение имеющих к «палестинской Родине» до 1 млн. Что и будет выдано за огромное достижение участников «переговорного процесса».
Мечтой «Северного Тель-Авива» в этой ситуации является согласие арабов на размещение полумиллиона «палестинских беженцев» в Галилее, и еще полумиллиона - в Негеве. Подальше от центральных районов страны и собственно, престижных районов Северного Тель-Авива.
Естественно, речь само собой идет о том, что Иерусалим (в лучшем случае!) будет разделен пополам…
Данные параметры «урегулирования», собственно, дело уже решенное. По крайней мере в глазах нынешних лидеров страны.
Еще более горькая правда состоит в том, что реальной альтернативы нынешней власти, по крайней мере в политическом спектре, в рамках которого сегодня официально голосуют израильтяне, - нет.
Прежде всего это относится к трем крупнейшим партиям - Авода Кадима и Ликуд. Лидеры трех этих политических объединений, как выразился бы Йоси Бейлин, «все давно поняли» и «все они – МЕРЕЦ».
О том насколько реальные позиции всех трех партий, включая «умеренно- правый» Ликуд сблизились, говорит тот факт, что недавно, лидер Ликуда г-н Нетаниягу в одной из своих программных речей накануне выборов, пугал израильский народ тем, что его политические противники из Кадимы и Аводы «отдадут Храмовую Гору» («Хар а- Байт»), даже не упоминая про то, что противники «разделят Иерусалим», или «вернут Израиль в границы 1967 года». Это означает, что сегодня ни то ни другое уже попросту не стоит на повестке дня: этот вопрос решенный, в том числе и для самого г-на Нетаниягу.
Границы обороны, которые держит партия Ликуд неуклонно сужаются вот уже несколько десятилетий. Вначале это была Земля Израиля для евреев. Затем (еще в 1999 г!) Ликуд пугал народ тем, что «Барак разделит Иерусалим». Теперь же Ликуду остается пугать избирателя тем, что Кадима отдаст арабам Храмовую гору…
Дальше, как говорится, ехать некуда.
Материал сайта www.evrey.com