Израиль опять в ожидании выборов. Опять все громче звучат обещания левых нерелигиозных политиков о введении в Израиле Института гражданского брака. Этот «конек» уже не раз испытан и приносит свои плоды в виде голосов избирателей. Конечно, на обещание отдать арабам Иерусалим или Голаны много голосов не наберешь, а обещать что-то надо. А так выглядит как борьба с религиозным насилием и как чуть ли не революционные попытки лишить Рабанут диктовать нам на ком жениться. Те, кто живут в Израиле подольше, помнят такую же «войну» за открытие некошерных магазинов. Ну как же нам всем после этого чудесно зажилось :) ! Особенно добавляет пикантности мысль о том, что религиозные этого боятся. Нет, религиозные не боятся (по меньшей мере, не боятся за себя) - как с появлением магазинов со свининой никто из религиозных людей не перестал соблюдать кашрут, так и с появлением гражданских браков никто в религиозной среде этим не воспользуется. Причина в том, что заключение брака посредством церемонии хупы, согласно еврейской традиции, является наиболее чистым и возвышенным видом отношений между мужчиной и женщиной.
Это вовсе не означает, что другие виды отношений евреям неизвестны :) . Есть такие виды интимных связей, за которые, по Торе, положена смерть, есть такие, за которые положено наказание и по Торе и по «Уголовному кодексу», а есть и такие, которые ненаказуемы, но при этом и не вызывают уважения ни в религиозном, ни в светском обществе. В подтверждении последнего можно привести тот факт, что большинство светских женщин, особенно к рождению совместного ребенка стремиться «узаконить» свои отношения с партнером (конечно, речь идет о тех, кто не сделал этого раньше).
Современное понятие « гражданский брак» может быть сравнимо с ТаНаХическим понятием «пилегеш» (наложница). Статус « пелегеш» можно сформулировать так: женщина, состоящая в интимной связи только с одним мужчиной, при этом не имеющая никаких материальных прав в случае расторжения этой связи, а ее дети имеют право на долю в наследстве отца только в том случае, если это напрямую указано в его завещании. Так, например, у царя Соломона были и жены и наложницы, но вряд ли он осмелился бы дочери фараона предложить стать его наложницей. Тора не запрещает статус «пелегеш», но мудрецы это не поощряют из-за уважения к женщине. Понятно, что как в древности (см. Шофтим, гл. 19), так и по наше время, есть женщины, готовые «поступиться своей гордостью».
Всем очевидно, что введение гражданских браков в Израиле разрешит заключение смешанных браков (между евреями и неевреями). Это тоже нисколько не заденет религиозный сектор страны: как в прошлом процент смешанных браков у религиозных был равен нулю, так он и останется. Смешанные браки, несомненно, усугублят проблему еврейства именно Светского Израиля, а это означает, что правда в том, что само государство (а вовсе не религиозные) боится потерять свой национальный облик.
Вы не задумывались над тем, почему политики обещают гражданские браки и не обещают гражданские разводы? Дело в том, что согласно еврейскому закону (hалахе) если еврей или еврейка жили семейной жизнью, то единственный способ развода - (опять же религиозная :) ) процедура вручения жене гета (разводного письма). Все тонкости этой процедуры можно найти только в религиозных книгах. Гражданский развод, согласно Торе, не расторгает брачные узы (поэтому бывшие советские евреи, никогда не стоявшие под хупой, тем не менее разводятся только процедурой передачи гета).
Случай несоблюдения частью еврейского народа законов гета уже имеется в еврейской истории. Речь идет о караимах. Их браки считались браками по закону Торы, а их разводы разводами не считались. Это означает, что женщина, даже не зная того, сохраняла статус замужней. Вступив в повторный брак, она нарушала запрет супружеской измены, а ее дети от нового мужа, согласно hалахе, имели статус мамзеров (незаконнорожденных). В силу того, что трудно проследить сквозь века родословную отдельно взятой семьи, религиозные евреи не вступают в браки с караимами из-за подозрения в мамзеруте.
Разрешение в Израиле гражданского развода между евреями уже через несколько поколений могло бы закрепить за светскими израильтянами статус как у караимов и выстроило бы непреодолимую стену между двумя частями еврейского народа.
Вопрос «Нужен ли гет при расторжении гражданского брака между евреями?» тоже не имеет однозначного ответа. Все зависит от каваны (мысленного настроя) каждого из партнеров. Просто «случайная» интимная связь не требует гета, так как не было каваны на создание семьи. Такая же (по внешним признакам) интимная близость, но с мыслью у обоих о построении семьи, уже требует после себя гет (если, конечно, решат не продолжать жить вместе). Проблема заключается в том, что не каждый человек после нескольких совместно прожитых лет может с уверенностью сказать, что у него никогда не было каваны на создание семьи. Если Вы скажете, что гражданский брак или даже «незарегистрированный брак» ничем не отличается от хупы, то объясните мне, пожалуйста, почему случается, что пары, прожившие вместе n-ное количество лет и потом решившие «узаконить» свои отношения, бывает, сразу разводятся? Не означает ли это, что кавана до хупы отличалась от каваны после?
Я лично не против введения в Израиле гражданских браков, хотя и считаю хупу самым чистым и возвышенным видом отношений между мужчиной и женщиной. Но так уж устроен человек, что даже самое лучшее ему не может быть навязано силой.
(«Искра», листок еврейской общины Кармиэля, 8 Хешвана 5769г)