Послевоенное урегулирование
Несмотря на то, что мы находимся в разгаре наземной операции ЦАХАЛа против ХАМАСа в секторе Газа, уже началась общественная дискуссия о желательном политическом урегулировании после окончания битвы.
Перед деятелями, формирующими политику в Иерусалиме, стоит кардинальный вопрос – как предотвратить новое усиление ХАМАСа, как это произошло после Второй ливанской войны с Хизбаллой. Сегодня ясно, что решение Совета безопасности 1701 потерпело провал и сейчас у Хизбаллы имеется больше ракет в сравнении с тем количеством, которое было у него до войны 2006 года.
Также и на международной арене уже говорят о «последующем дне» и о том, что должно произойти в различных районах Газы для того, чтобы вернуть стабильность югу. К примеру, в пятницу, президент Буш в своём выступлении по радио говорил о том, что США прилагают дипломатические усилия с целью прекращения огня. Буш упомянул «механизм контроля», призванный предотвратить в будущем дополнительную контрабанду оружия в сектор Газа. Возникает вопрос, идёт ли речь об инспекторах или о многонациональных силах, которые примут на себя эту миссию?
В международной системе сейчас обсуждается несколько альтернатив решения проблемы обеспечения безопасности, которую создал ХАМАС.
Замена ХАМАСа Абу-Мазеном
Прежде всего, несмотря на то, что Израиль не заявил, что целью военных действий является замена руководства ХАМАСа альтернативным руководством в лице Абу-Мазена, эта идея появилась в новостном выпуске журнала «Ньюсвик», который цитирует анонимный источник, приближённый к главе правительства Эхуду Ольмерту. Однако нужно напомнить, что Абу-Мазен с трудом осмелился сегодня выехать из Рамаллы и поклялся не ступать ногой в Дженин, Туль-Карем и другие города Иудеи и Самарии. Кроме того, обстрел Израиля начался в 2001 году - ещё до избрания ХАМАСа доминантной партией в палестинской автономии – и продолжался в течение всех лет, когда Абу-Мазен занимал пост президента палестинской автономии. В 2005 году на Израиль упало 179 ракет, а после размежевания их число возросло в 5 раз – до 946. Это ещё до переворота, совершённого ХАМАСом в июне 2007.
Действительно, Абу-Мазен осудил насилие, как метод достижения политических целей, однако он не был в состоянии подчинить себе своих фундаменталистских партнеров, как ХАМАС и Исламский Джихад.
Размещение международных сил на Филадельфийской оси.
Дополнительная альтернатива, которая связана с предотвращением контрабанды оружия в сектор, предлагает размещение международных инспекторов на Филадельфийской оси. Люди забывают, что 15 ноября 2005 года госсекретарь США Кондолиза Райс навязала правительству Шарона договор о принципах наблюдения за КПП Рафиях, который должен был предотвращать контрабанду оружия в сектор Газа после израильского отступления с Филадельфийской оси. Однако не прошло и года, ситуация ухудшилась и инспектора европейского союза, находившиеся на контрольно-пропускном пункте Рафиах, удрали. Трудно ожидать лучшего поведения от европейских или международных инспекторов в случае, если будет решено их снова там разместить.
На основе опыта семи последних лет ясно, что не стоит полагаться исключительно на египетские силы, несмотря на то, что в настоящее время имеет место взаимная заинтересованность Иерусалима и Каира в ослаблении ХАМАСа.
Нет альтернативы ЦАХАЛу
Нельзя избежать заключения, что в насущных вопросах обеспечения безопасности Израиля замены ЦАХАЛу нет, и нельзя полагаться на Абу-Мазена или на инспекторов европейского союза. Каким образом Израиль может предотвратить контрабанду оружия через Филадельфийскую ось – вопрос, на который армия должна дать ответ сама. Никто не хочет размещать силы ЦАХАЛа в узком месте под огнём палестинских снайперов, однако политическое руководство должно руководствоваться принципом сохранения свободы действия ЦАХАЛа на этой жизненно важной территории. Инспектора лишь ограничат возможности самозащиты Израиля и ослабят израильскую силу сдерживания против ХАМАСа.
Необходимо также усвоить урок по поводу будущего политического процесса. Израилю нельзя повторить ошибку, сделанную на Филадельфийской оси и в Иорданской долине, являющейся восточным барьером, предотвращающим контрабанду оружия и ракет в Иудею и Самарию.
По материалам Иерусалимского центра общественно-политических исследований
Перевод с иврита Марии Гутман