Судьба евреев никогда не подчиняется природному порядку. События, которые случаются с нами, счастливые, и не очень, часто происходят вопреки тому, что ждали и предполагали. События Пурима относятся к тем временам, когда наш народ находился в изгнании, но евреи были хорошо обеспечены , жилось им сытно и спокойно. Мудрый и праведный Мордехай был одним из министров при дворе Ахашвероша, другие евреи тоже играли важную роль в империи персов. Если говорить современным языком, они уверенно смотрели в будущее.
И вдруг, вопреки нормальному течению вещей, царское слово обрекло наш народ на полное уничтожение. Даже в Египте, у фараона, не было таких страшных указов. Персидская империя занимала огромное пространство, и у евреев, с их семьями, не было возможности найти убежище в другой стране. Безысходность усиливалась, потому что враги должны были наброситься на еврейские общины в один и тот же день.
За что Всевышний разгневался на нас? Мудрецы Талмуда обьясняют:
евреи забыли о своей особой роли на земле. Они перестали замечать, что находятся в галуте и наслаждались яствами на пиру Ахашвероша. /Мегила, 12а./
Минуя природный порядок, пришла беда, и так же, чудесным образом, наступило избавление. Стороннему наблюдателю может показаться, что спасение пришло путем тайных переговоров. Но это далеко от истины. Чтобы заслужить чудо, евреям пришлось долго и кропотливо восстанавливать связь со Всевышним. Трехдневный пост, искренняя молитва, раскаяние, постоянные уроки Торы – вот пути, по которым шли евреи, чтобы отменить страшный приговор.
Сначала казалось, что это невозможно. Гонцы разнесли указ о нашем избиении по всем концам империи персов, и он уже не подлежал отмене. Наш ненавистник, Аман, построил в столице огромную виселицу, специально для Мордехая. Все было условлено, договорено, и, казалось, надежды на спасение нет. Но евреи издавна знают важный секрет: тшува приводит к избавлению. Правда, поскольку мы были в галуте, чудо Творца явилось во множестве природных одежд: бессонной ночью царь вспомнил о заслугах Мордехая, Эстер нашла подходящий момент, чтобы обьявить о своем еврействе и т.д. Но наши предки, жившие тогда в империи персов, хорошо понимали: за всем этим скрывается рука Творца.
Тем, кто живет сейчас, понять это труднее. Некоторые говорят: евреям помогла спастись тайная дипломатия, дворцовые интриги и пр. Но они забывают, что слова и поступки являются лишь одеждами души – и если сама еврейская душа не сдвинулась с места, то никакие одежды, даже замечательно сшитые, не помогут. То место, где мы живем, называется «Асия», мир действия. Согласно его логике, для решения любой задачи необходим «иштадлут»- хлопоты, усилия. Но они окупаются только тогда, когда Всевышний видит, что мы меняемся к добру, и посылает нам свое благословение. В противном случае одежды отдельно, а человек отдельно, и спасение не приходит.
Из всего сказанного еврей может сделать для себя несколько выводов:
- Не нужно полагаться на природный порядок. Не стоит надеяться, что беду можно отвести "техническими средствами" - при помощи переговоров, тайной дипломатии и пр. Наши мудрецы говорят – "Всевышнему нужно сердце". Только когда внутренняя работа сердца прошла успешно и оно повернулось к Творцу, внешние усилия приносят пользу.
- Не нужно бояться природного порядка. Даже если устои мироздания шатаются и все вокруг охвачено трепетом, евреям нечего опасаться. Народы мира привязаны к внешней стороне вещей, а мы – только к Б-гу.
Все тревоги мира не относятся к народу, о котором в Торе сказано:"Вот вы все сегодня стоите…" Мир шатается, а мы стоим – сегодня, и в любой другой день…