Мордобой в политике, как известно, не поощряется. В отличие от выкручивания рук. На Ближнем Востоке каждой твари все равно не угодишь по харе. Поэтому лежачего обычно не бьют, а терпеливо дожидаются, пока он встанет. В итоге борьба за мир превратилась в обмен ударов. Каждый норовит послать противника в нокаут, используя при этом любые подручные средства.
Израильская головоломка
В просторечьи головоломка - это всего-навсего драка. Израиль поставили в такие условия, что он вынужден постоянно защищаться. На всех фронтах - политическом, дипломатическом, военном, экономическом и даже спортивном. Иран угрожает стереть Израиль с карты. Начальник генштаба Хасан Фирузабуди даже определил необходимый для этого срок - 11 дней. Евросоюз тоже поставил ультиматум: дальнейшее расширение связей будет напрямую зависеть от выполнения принятых в Аннаполисе обязательств и темпов создания палестинского государства.
Постоянные иранские угрозы, на которые никто не обращает внимания, конечно же, нервируют Израиль. Но пока они не более чем угрозы. Тегеран прекрасно понимает, что прямая конфронтация с Израилем закончится для него полной катастрофой. Поэтому предпочитает гадить, используя своих шавок - "Хизбаллу" и ХАМАС, одновременно пытаясь соблазнить и готового всегда продаться Абу-Мазена. И все-таки, положа руку на сердце, Иран для Израиля - бесценная находка. По сути, он гарант того, что так называемое палестинское государство так и останется американо-европейской мечтой.
Европейская ближневосточная политика тоже ясна, как Б-жий день. Она откровенно проарабская. Не потому, что европейцы очень любят арабов, скорее наоборот, а потому, что еще больше они не любят евреев. Болезнь эта неизлечима. И посему бороться с ней надо только "хирургическим" путем. То есть на ультиматумы отвечать ультиматумами. Это и сделал либермановский МИД, предупредив Евросоюз, что если «безосновательная критика израильского правительства» не прикратится, то ближневосточный "квартет" превратится в "трио". О чем Авигдор Либерман еще раз повторил в Риме и Париже.
В народной дипломатии в ходе обмена любезностями на выкручивание рук отвечают ударами ниже пояса. Пока улыбчивая Ципи Ливни пыталась договориться со своим испанским коллегой Мигелем Моратиносом тихо свернуть расследование против Дана Халуца, Биньямина Бен-Элиэзера, Ави Дихтера, Моше Яалона и прочих израильских "военных преступлеников", судья Фернандо Андреу собирал "факты". И когда по-настоящему запахло жареным, вдруг выяснилось, что «Испания - суверенное государство, строго стоящее на страже законности». А посему Халуц с компанией должен ответить за незаконную ликвидацию хамасовского головореза Салаха Шхаде, прятавшегося в доме многодетной семьи, пострадавшей семь лет назад в результате ракетного удара.
Испанские карты спутал не израильский МИД, а скромная организация "Альмагор", представляющая интересы жертв террора. Она не стала изобретать велосипед, а ухватилась за фразу судьи Фернандо Ардеу: «Согласно принципам международной юрисдикции, подозреваемые в геноциде, терроризме или пытках могут подвергаться судебному преследованию в Испании, даже если эти преступления совершены в других странах». Генеральный директор "Альмагора" Меир Индор пообещал, что уже в ближайшее время испанские суды будут завалены исками против НАТО за бомбардировки Югославии (сербы с воодушевлением поддержали эту идею), а также против королевской семьи за преступления инквизиции и изгнание евреев в 1492 году с компенсацией конфискованного имущества.
И ведь подействовало молниеносно. Судья Карлос Дивар, возглавляющий комитет по надзору за юридической системой, потребовал немедленно изменить законодательство страны, прекратив рассмотрение исков против иностранных государств по обвинению в военных преступлениях и преступлениях против человечности. И можете не сомневаться, что «изменят и пересмотрят». Как это уже было в Бельгии в 2001 году. А Фернандо Ардеу придется глубоко закопать свои "принципы", иначе закопают его.
Чем удивит мир Нетаниягу?
В схватке кувалды с телевизором победит... телевизор. При условии, что кувалда - ватная. 18 мая Биньямин Нетаниягу отправляется с визитом в Вашингтон, где его, естественно, будут прессовать по всем правилам неформальной дипломатии. Что он сможет противопоставить натиску "сладкой парочки" - Бараку Обаме и Хиллари Клинтон, поставивших перед собой задачу во что бы то ни стало провозгласить палестинское государство?
Прежде чем ответить на этот вопрос, надо понять, чего добивается Израиль? Всего-навсего возвращения к "дорожной карте". Даже при всех ее бесчисленных недостатках. Потому что она не позволяет перепрыгивать через "ступеньку". Искоренили на первом этапе террор, перешли ко второму - созданию независимого палестинского государства с «временными границами и атрибутами суверенитета». Аннаполис все поставил с ног на голову: сначала палестинское государство, Иерусалим и беженцы, а потом все остальное. Но "остального" не будет. Будет шариатская Палестина.
Поэтому лучше не будить спящую собаку. Если посмотреть в корень, Вашингтон не поддерживает Израиль ни по одному судьбоносному вопросу. Соединенные Штаты до сих пор не признали Иерусалим (даже Западный) столицей еврейского государства. Поэтому и не перевели туда свое посольство. (прим.ред.сайта МАОФ – американский Конгресс еще в 90-е годы принял закон перевести посольство в Иерусалим и даже выделил на это деньги в бюджете, но при этом дал право президенту отодвигать дату переноса на полгода, с тех пор американские президенты каждые полгода сдвигают дату на 6 месяцев) Не заявили открыто о том, что Израиль вправе не принимать так называемых палестинских беженцев. В декабре 2000 года Билл Клинтон даже требовал переселить в Галилею ливанских "палестинцев". В рамках воссоединения семей. Наконец, Америка не признала аннексию ни Восточного Иерусалима, ни Голанских высот. С этого "белого листа" родилась и саудовская "инициатива", горячо поддержанная Бараком Обамой.
Биньямин Нетаниягу решил не играть в прятки, а выдвинул встречные предложения. Сначала решаем иранскую проблему и только потом переходим к "палестинской". Причем в качестве первого шага арабы должны признать Израиль "еврейским государством". В какой-то степени "посланием Обаме" можно считать его обращение к делегатам конференции Американо-израильского комитета по общественным связям, считающегося самой влиятельной еврейской организацией США. Пятиминутную речь из Иерусалима слушали послы 66 стран и большинство сенаторов и конгрессменов. Нетаниягу пообещал "удивить мир".
Чем же он намерен всех удивить, если, по его собственному признанию, «шесть израильских премьер-министров и два американских президента так и не смогли ничего сделать, несмотря на предпринимаемые усилия»? Интригой, которую называет новым подходом. Нетаниягу предлагает работать по трем приоритетным направлениям - политическом, экономическом и военном. И для этого готов «незамедлительно начать переговоры с палестинцами, без каких-либо предварительных условий» и, причем, «чем скорее, тем лучше». Правда, тут же предупреждает, что в вопросах безопасности не пойдет ни на какие компромиссы. Зато заинтересован в том, чтобы «у палестинской молодежи появились надежды и перспективы на лучшее будущее».
Хитрый Нетаниягу деликатно обошел принцип "два государства - для двух народов", на что тут же обратили внимание международные информационные агентства, расценив это как вызов Бараку Обаме. Я бы не сгущал так краски. До государства надо еще созреть. И все-таки на что рассчитывает израильский премьер? Изменить вашингтонскую ближневосточную стратегию или хотя бы внести в нее серьезные коррективы? Это ему явно не по силам. Скорее всего, Нетаниягу применит свою излюбленную тактику - проволочек и контрпредложений. Будет обсуждать с Обамой технические вопросы, не вдаваясь в основополагающие принципы. В конце концов, арабы сами сделают все для того, чтобы похоронить идею государственности, а заодно и американские надежды.
Принципы или иллюзии?
Как это ни парадоксально, арабы вроде живут по одним принципам, но по-разному их нарушают. Махмуд Аббас, воодушевленный поддержкой американского спецпосланника на Ближнем Востоке Джорджа Митчелла, решил ужесточить позицию, заявив, что не уступит Израилю «ни сантиметра палестинской земли». На это можно было бы не обращать внимания, если бы не одно "но". Абу-Мазен начал говорить языком ультиматумов. Он и слышать не хочет о "еврейском государстве", настаивая на «возвращении беженцев в дома, из которых их изгнали».
Тактика хоть и примитивная, но в принципе верная. Заламывая несуразную цену, можно получить больше, чем ожидаешь. С одной стороны, этого требуют правила восточного "базара", а с другой - не дает повода для жесткой критики со стороны оппонентов. Всегда можно сказать тому же ХАМАСу, что его требования ничем не отличаются от требований палестинской администрации, которая получит свое, не прибегая к силовому давлению и не ставя под удар мирное население.
ХАМАС такая перспектива не устраивает. У него свои "козырные" карты. Во-первых, он не апеллирует к Соединенным Штатам, в которых подавляющее большинство арабского населения по-прежнему видит врага. Во-вторых, "сопротивление" приносит свои плоды. Примеров сколько угодно - южный Ливан, та же Газа, Ирак, Афганистан, Сомали. В-третьих, это "сопротивление" поддерживает все "прогрессивное" человечество во главе с генсеком ООН Пан Ги Муном. В-четвертых, этот "бизнес на крови" кормит "палестинцев" поколение за поколением.
Трудно спорить с такими аргументами "советника" Исмаила Хании Юсуфа Ризки, настаивающего, чтобы арабские страны признали правду: «мирный процесс умер и пора возвращаться к вооруженной борьбе с Израилем». ХАМАС, получив, видимо, инструкции из Тегерана, постоянно и жестко критикует «демонстрирующую полное бессилие» Лигу арабских государств. Накануне очередного саммита ЛАГ в Аммане, где обсуждалась так называемая "саудовская мирная инициатива", Салах эль-Бардавил заявил, что ХАМАС ни при каких условиях не признает мирный договор с Израилем, если он когда-либо будет подписан.
В опубликованной недавно в "The New York Times" статье профессор политологии иерусалимского Еврейского университета Шломо Авинери, проанализировав "Хартию ХАМАСа", пришел к выводу, что она, по сути, повторяет "Протоколы сионских мудрецов". В ней прямо говорится, что враг не только Израиль, но и все евреи, где бы они ни проживали. "The New York Times", как истинный бастион демократии, тут же предоставила свои страницы для интервью с Халедом Машалем. Благо повод подвернулся - его вновь избрали председателем политбюро ХАМАСа.
Машаль благоразумно не стал комментировать "хартию", а решил надеть маску прагматичного лидера. «Наши требования вполне законны и ясны, - сказал он. - Мы выступаем за создание палестинского государства в границах 1967 года. Но чтобы создать жизнеспособное государство, необходимы раздел Иерусалима, эвакуация всех еврейских поселений, а также право на возвращение для палестинских беженцев в пределы Израиля, откуда они были изгнаны. Ради этого мы готовы отказаться от ракетных обстрелов и пойти на долгосрочное перемирие».
Иными словами, Машаль предлагает Израилю десятилетнюю "передышку". Как раз на время "окончательного размежевания". Но под "контролируемым" огнем. Уже после выхода публикации Машаль внес поправку, что «исламское движение сопротивления будет продолжать ракетные обстрелы израильских объектов». И сегодня, и в будущем. В чем, естественно, нет никаких сомнений. И именно эта "принципиальность" хоронит все начинания Барака Обамы и его недальновидных советников. Он мог бы оставить "палестинцев" в роли наблюдателей, передав переговорные полномочия Лиге арабских государств, но и в ней полный разброд и шатания.
Председатель ЛАГ Амр-Муса тоже не готов признать Израиль "еврейским государством". К тому же, по его мнению, израильская ядерная программа представляет гораздо большую опасность, чем иранская. Предложить что-либо существенное он не может, поскольку каждая "братская" страна тянет одеяло на себя. Как сообщает лондонская газета "Аль-Кудс аль-Араби", собравшиеся в Аммане министры иностранных дел Египта, Иордании, Ливана, Катара, Сирии и Ливана и Саудовской Аравии так и не смогли выработать общую позицию в отношении ближневосточного мирного процесса.
Вашингтон, между тем, требует более "четких и ясных" арабских предложений. И даже дает "подсказку". Например, принять у себя "палестинских беженцев" и помочь материально тем, кто решит вернуться в "Палестину". Установить четкий график нормализации своих отношений с Израилем. В обмен на Восточный Иерусалим. Кроме Старого города, который «принадлежит всем» и, стало быть, будет передан в ведение ООН. Арабов этот "римский" вариант не устраивает. Они хотят все или ничего. Ничего и не получат.
По тонкому льду
Еще не начавшийся визит Биньямина Нетаниягу потряс Америку, как "свиной грипп". Против Израиля развязана настоящая психологическая война, в которой участвуют как ключевые игроки администрации Барака Обамы, так и средства массовой информации. Агентство UPI, к примеру, сообщило, что Вашингтон всерьез рассматривает вероятность антиизраильских санкций, если Иерусалим решит атаковать иранские ядерные объекты. Шимон Перес намек весом в 30 миллиардов долларов американской военной помощи понял и бросился горячо убеждать сначала Джорджа Митчелла, а затем делегатов конференции AIPAC, что все разговоры о превентивном ударе по Ирану беспочвеннны.
Почти одновременно израильское телевидение отметило, со ссылкой на "надежные источники" в Вашингтоне, что Америка, похоже, готова смириться с ядерным Ираном. «Лучше бомба, чем война», - все громче звучит теперь в коридорах власти. Этим Соединенные Штаты как бы подчеркивают, что не желают идти на конфронтацию с Тегераном. Тем более сейчас, когда в разгаре тайные переговоры о заключении военного соглашения, которое позволило бы переправлять американские войска и вооружения в Афганистан через иранскую территорию. «Все это напоминает мне ту самую беспомощную политику, которую мы не видели со времен Джимми Картера», - прокомментировал бывший спикер Конгресса Ньют Гингрич.
Отголоском этих политических манипуляций стало неожиданное заявление помощника госсекретаря Роуз Готтемюллер, которая потребовала, чтобы Израиль наряду с Индией, Пакистаном и Северной Кореей немедленно присоединился к "Договору о нераспространении ядерного оружия". Сам по себе этот призыв ничего не меняет. Индия готова это сделать хоть сегодня, при условии, что ее признают ядерной державой. Пакистан вот-вот подпадет под власть "Талибана", который признает только один "договор" - шариатский. Северная Корея грозит всему свету атомной войной и требует извинений ООН. В конце прошлого года Пентагон в своем ежегодном докладе впервые назвал КНДР в числе ядерных держав.
Израиль стоит в этом ряду особняком. Как пишет "The Washington Times", еще 40 лет назад было подписано секретное американо-израильское соглашение, согласно которому Израилю не требуется публично признавать наличие своего ядерного арсенала. Его подписали Ричард Никсон и Голда Меир 25 сентября 1969 года. И ни один президент не пытался внести коррективы. Недавно Белый дом тихо снял предварительное условие для переговоров с Ираном - прекратить обогащение урана до начала диалога. «Если мы всерьез намерены договориться с Ираном, то Израилю придется выйти из подполья», - заявил бывший директор ближневосточного отдела в Совете национальной безопасности Брюс Ридель.
До последнего времени Соединенные Штаты выступали против безъядерного Ближнего Востока. Несмотря на многочисленные призывы Совета безопасности ООН и МАГАТЭ объявить его безъядерной зоной. Однако теперь ситуация меняется. Во-первых, сам Барак Обама выступает за ядерное разоружение. Он даже ратует за договор о радиоактивных веществах оружейного назначения, называя их «кирпичиками для бомбы». Во-вторых, в будущем году генассамблея ООН должна утвердить новый текст Договора, который претерпит кардинальные изменения. Они вряд ли устроют Израиль, поскольку Конвенция предусматривает не только рассекречивание всех ядерных объектов, но и свободный доступ на них инспекторов МАГАТЭ, среди которых могут быть представители враждебных стран.
То, что это психологическая война, не может быть никаких сомнений. Хотя бы потому, что любой самый фантастический слух тут же становится достоянием прессы. Правда, информационные стрелы не всегда достигают цели. Так, "The Los Angeles Times", сообщила, что Барак Обама обратился к Конгрессу с просьбой внести поправку в закон, которая позволит продолжить финансирование палестинского правительства, если даже в его состав войдут представители ХАМАСа. Отреагировал сенатор-республиканец Марк Кирк, не без иронии заметивший, что это напоминает предложение поддержать правительство, в котором «всего лишь немножко нацистов». Пресс-секретарю госдепартамента Роберту Вуду пришлось оправдываться: «Мы не раз говорили и повторяем вновь, что условием для начала диалога с ХАМАСом должен быть отказ от насилия, признание Израиля и соблюдение существующих договоров».
Тем не менее, давление постоянно усиливается. Особенно это было заметно на конференции AIPAC, где возможную израильскую реакцию пытались проверить и вице-президент Джо Байден, и начальник президентской канцелярии Рам Эммануэль, и главный советник по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс. Все они стращали страшными карами. Но Америка уже не всесильна. Она идет по тонкому льду. И дело даже не в плачевном состоянии на военных фронтах. Масса проблем и на экономическом фронте.
Председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке считает, что новые потрясения на финансовых рынках неизбежны, и Соединенные Штаты к ним совершенно не готовы. А тут еще и "свиная" напасть, которая, простите за каламбур, тоже может подложить свинью. Всевышний хоть и дает нам свободу выбора, но на пути негодяев воздвигает препятствия. Так что Биньямину Нетаниягу всего-навсего надо показать, что он умеет держать удар. Ибо если тебя бейлис - не дрейфус, или в переводе на современный русский: если тебя бьют - не дрейфь. Посморим, как он справится с этим.
«Еврейский меридиан»