Maof

Saturday
Sep 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Начнем с пары цитат, принадлежащих величайшим ученым. Они были гигантами в науке и поэтому, с одной стороны, удостоились увидеть Тв-рца через призму научного знания. Но, с другой стороны, они не удостоились прикоснуться к прямому откровению Тв-рца – его Торе и получить полное, разностороннее, максимально доступное рожденному женщиной знание о Нем и Его мире:

Иоганн Кеплер: «Я стремлюсь опубликовать их [исследования] во славу Всевышнего, желающего, чтобы его познали через природу…»

Альберт Эйнштейн: «В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной... Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственней вижу я руку Всевышнего, правящего вселенной».

Бесконечно Единому Тв-рцу было угодно создать единый мир так, чтобы цельность этого мира предстала перед творениями в скрытом, замаскированном, мозаичном виде, в многообразии его граней. Отсюда, в частности, происходит многообразие естественно-научных дисциплин (физика с ее многочисленными разветвлениями, химия с неменьшим числом смежных наук и проч.). Недаром сказано: «Десятью речениями сотворен мир....» (Трактат Мишны «Пиркей Авот» 5:1). Тв-рцу ничего не стоило сотворить мир одним речением (здесь мы не будем даже поверхносто заниматься вопросом что такое «речение» Тв-рца). Но мир, созданный за один прием, «одним речением» не мог бы скрыть своего имманентного, врожденного, неотрывного и не разделяемого на части единства. А одна из главных задач, поставленных перед сотворенным в последнюю очередь человеком – найти единство Тв-рца в многообразии Его проявлений в Его мире («Так сказал Б-г: «Пусть не гордится мудрец мудростью своей, и не гордится сильный силой своей, и не гордится богач богатством своим. Но тот, кто гордится, пусть гордится лишь тем, что он постигает и познает Меня, ... ибо именно это мне угодно.» - Слово Б-га.» Пророк Ирмиягу 9:22-23). Именно поиск единства Тв-рца в Его многообразном мире и является одной из важнейших граней ПОЗНАНИЯ Тв-рца. Для этого и сотворен человек последним – чтобы прийти в «расколотый» многообразием мир, изначально не видя его фундаментального, базисного единства и, выполняя свою функцию в Его мире, собрать мозаичное и лишь кажущееся разнообразие в Единство. А познание Тв-рца нам необходимо для познания СЕБЯ, для нахождения нашего правильного пути в этой жизни и исполнения своего предназначения. То есть, для полноты счастливой жизни. Нашей неповторимой и единственной жизни в современном бушующем, противоречивом, непонятном, разваливающемся мире.

А если так, то невозможно познать Тв-рца, рассматривая, изучая и развивая только одну грань Его проявления в мире. Поэтому нужно рассмотреть хотя бы типы граней Его проявления в Творении. Мы не в силах описать подробно каждую грань, так как все они состоят из бесконечного множества подграней, но попробуем взглянуть хотя бы на ТИПЫ граней Его проявления. В данном тексте мы рассмотрим три типа таких граней – Тора, работа и наука (хотя список не полон, например, на такую важнейшую грань, как семья. В список граней не попало также и искусство – любой текст ограничен и неполон).

1. Тора.

Если следующие два раздела текста («Работа» и «Наука») будут малопонятны «харедим» (ультраортодоксам), которые, весьма вероятно, сделают вид, что сказанное там к ним не относится, то этот раздел, скорее всего, оставят без понимания «светские», которые постараются уверить себя, что и с двумя следующими за этим разделами жизнь вполне полна. А если добавить «разумное» использование «свободного» времени, трудности семьи и детей, то времени и без Торы сильно не хватает. И все же...

Мир не просто сотворен и оставлен в пользование человеку полностью на его (человека) усмотрение. К миру приложена Инструкция Изготовителя. Так же как глупо пытаться использовать и, тем более, понять устройство телевизора с нуля, отбросив инструкцию завода по пользованию аппаратом, техническую документацию по его устройству и научные данные, лежащие в основе принципов его устройства, так же глупо без конца анализировать и комментировать тексты инструкции, не пытаясь хотя бы включить телевизор. Если первым путем идут «светские», то вторым – «харедим». А ведь мир несколько сложнее телевизора. И тут изучение инструкции Изготовителя мира и правильное пользование миром (а, собственно, для пользования им он, мир, и был сотворен) представляют собой куда более важную, неразрывную, двуединую задачу. Люди, не прикасавшиеся к глубинам Торы (а поверхностное ознакомление с сюжетными перипетиями весьма нетолстой книжки даже легким знакомством назвать нельзя), даже не представляют себе объемы, сложность, красоту и важность для них самих скрытых от них материалов. Причем эту важность можно бледно проиллюстрировать важностью операционной системы компьютера по отношению к программным приложениям. Бледно – потому что в данном случае сама «операционная система» имеет роль важнейшего «приложения», для запуска которого и создан весь «компьютер», а остальные «приложения» играют не вторую, как в обычном компьютере, а третью роль. К сожалению, сегодня серьезное знакомство с этим огромным пластом ЗНАНИЙ можно получить почти исключительно у «харедим». Остальные Тору массово утеряли, переведя ее из уровня важности атмосферы для жизни на уровень «национальной культуры», достаточно второстепенного предмета в школе (даже в государственно-религиозной школе), милой, но не обязательной традиции. А получение знания у «харедим» сопряжено со многими трудностями (хотя бы сверхнепривычная форма подачи материала, незнакомая логика, незнакомые методы анализа данных и ситуаций, отсутствие точных и ясно сформулированных пунктов инструкции, а значит – долгое изучение материла до появления хотя бы смутных представлений о картине в целом. Картина не собирается из ясно ограниченных частей мозаики – каждая часть мозаики постепенно выплывает из тумана). Среди трудностей – и иная идеология учителей, иная терминология и иной, непривычный понятийный аппарат, иные устремления учителей в жизни и их пропаганда собственного образа жизни и собственных взглядов, совершенно непредставимый объем материала для изучения (О Торе сказано: «длиннее земли ее мера и шире моря». Книга Йова 11:9). Иногда, что греха таить, встречается и высокомерие преподающего мальчика, годящегося убеленному сединой ученику в сыновья, а то и во внуки. Не обсуждая его, такого преподавателя, взгляды и ментальность и не приводя здесь их справедливую критику, отметим, что ведущий интерес учащегося, даже великовозрастного – получать, впитывать знания, которые практически невозможно получить из других источников. А у таких «мальчиков» знания В ЭТОЙ ОБЛАСТИ (к сожалению, зачастую и только в этой области) часто превышают тот уровень, на который, например, мне вообще удастся подняться в этом моем земном воплощении. Правда, прибыль преодолевших, в общем-то, внешние трудности и собственную нетерпеливость и негибкость восприятия – огромна. Так как в этих знаниях – инструкция по ПРАВИЛЬНОЙ эксплуатации этого мира, своей семьи, себя самого. За исполнение правил эксплуатации обещано СЧАСТЬЕ. Не богатство, не ум, не карьера, не академические степени – просто человеческое счастье. Это изучение требует, на самом деле, не столь уж многого – ежедневное выделение часа – двух (а это ой, как немало и нелегко) на уроки и самостоятельную (самостоятельную - не сразу даже для людей привычных непрерывно учиться в науке) учебу. По мере продвижения в познании – жизнь в соответствии с приобретенным уровнем Знания. Без прямого и ежедневного использования уже полученных знаний, без жизни, полностью погруженной в атмосферу Торы, наращивание знаний «в запас» оказывается невозможным. Но эта погруженность в атмосферу Торы ни в какой мере не ограничивает активность человека в мире, а наоборот, дает мощный импульс и созидательную активность и к познанию Его мира, и к активной, полной, бьющей через край активной жизни в Его мире.

Без этой грани остальные стороны жизни просто не станут гранями познания Тв-рца – останутся гранями заработка, карьеры и наполнения жизни «интересами», в том числе и самыми захватывающими – наукой, искусством, путешествиями, спортом. Но эти «интересы» не идут ни в какое сравнение с ними же самими, освещенными светом иного, всеобъемлющего знания об устройстве и правилах эксплуатации Его мира, о месте и значении этих же интересов и законов природы в общей картине мира. Задача-то оказалось двуединой, с неразрывными двумя гранями.

2. Работа.

Необходимость созидательного труда нами неоднократно рассматривалась в предыдущих текстах именно в качестве одной из сторон познания Тв-рца в Его мире. В частности, это рассмотрение шло через представление об идеальном построении общества еврейского народа, когда еврейский народ отдельно живет, почти без представителей других народов среди себя, и весь, целиком, учит Тору и соблюдает Его заповеди. Тогда вся созидательная работа (работа врача, учителя, инженера, инсталлятора, строителя, шофера и проч.) выполняется именно самими евреями и именно изучающими Тору и соблюдающими заповеди – иных вокруг просто нет. Получаемая за работу плата и существование на нее в материальном мире является не более, чем механизмом функционирования этого (Его!) мира и еврейского народа в нем. «Тот, кто трудился в канун субботы, будет есть в субботу» (Трактат «Авода зара» Вавилонского Талмуда, лист 3А). О том, что суббота для еврея может быть простым невыделенным из будней днем или просто днем отдыха, экскурсий и днем выполнения действий, которые не удается выполнить в будни, Талмуд просто не задумывался.

Интересно мнение Торы о том, кого можно назвать мудрым в этом мире (приведенные цитаты ни в какой мере не могут и не имеют целью поколебать понятие мудрости, идущее от овладения огромным пластом теоретических знаний Торы и Закона). «А каждая женщина, мудрая сердцем, спряла своими руками ... пряжу и голубую шерсть... и льняные нити [для пологов временного Храма в Пустыне]. И все женщины, которых подвигло сердце к мудрости, спряли козью шерсть» (Глава «Ваякхель» Книги Торы «Шмот», 35:25-26). «И сделают Бецалель и Оголиав и всякий мудрый сердцем, кому дал Б-г мудрость и разумение знать, как исполнить все дело... И призвал Моше Бецалеля и Оголиава и всякого мудрого сердцем, в сердце которого Б-г вложил особую мудрость – каждого, кого сердце подвигло приступить к работе и исполнить ее.» (Там же 36:1,2) «И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу, шатер...» (Там же 36:8). То есть, не вызывает сомнения, что овладение производительной специальностью (которой можно зарабатывать средства для жизни себя и семьи) и работа по этой специальности (которую можно в течение жизни неоднократно менять) является мудростью человека (его сердца) и религиозной необходимостью каждого еврея. Много цитат из еврейских источников, подтверждающих данную мысль, мы уже привели в наших предыдущих текстах. Добавим еще пару - тройку:

«Тот, кто не обучает сына специальности, делает его вором» (Вольный перевод. Трактат «Кидушин» Вавилонского Талмуда, лист 29А).

«Хорошо занятие Торой с ремеслом – ведь усилия приложенные в этих двух направлениях отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом – сходит на нет и влечет за собой грех» (Трактат Мишны «Пиркей Авот» 2:2).

Царь Давид в Псалме 90:17 просил за нас: «... Да утвердит Он в мире творения рук наших, творения рук наших да утвердит». Нет сомнения, что речь идет о производительном труде. Кстати, сочинение книг, научные исследования, обучение студентов – бесспорно, производительный труд.

Только не нужно примитивно усматривать в приведенных цитатах обязанность «харедим» работать в отрыве от обязанности всех евреев глубоко и серьезно изучать Тору.

3. Наука.

Хотя научная работа обычно рассматривается как один из видов уважаемого производительного труда, мы выделили ее в отдельную, самостоятельную, исключительно важную грань познания Тв-рца именно потому что цель науки – прямое познание законов и принципов устройства и функционирования мира в целом и наполняющих его творений в частности.

Один из величайших еврейских мудрецов последнего столетия Хазон Иш (р. Авраам-Йешайягу Карелиц, умер в 5713 году по еврейскому летоисчислению от сотворения мира (в 1953 году по ИХ счету), называемый, как это часто встречается в иудаизме, Хазон Иш по названию одной из своих книг) в книге «Эмуна увитахон» («Вера и упование») в конце первой главы пишет (перевод Пинхаса Перлова): «И сколько мудрости заложено в строении глаза – не насытится глаз наш созерцать ее, а ухо – слышать! И поколение за поколением прибавлять будут мудрые к знанию, а разумеющие к пониманию сокровищниц мудрости, сокрытых в устройстве глаза, но до конца никогда не дойдут...». В этой мысли содержится, по крайней мере, два очень разных механизма познания Тв-рца через его проявление в Творении.

С одной стороны, для познания Тв-рца необходимо понять его Творение и законы, Им в нем заложенные. Невозможно наслаждаться мудростью Тв-рца, заложенной, в частности, в устройство глаза, не понимая этого устройства и функционирования глаза. Невозможно понять устройство глаза и его функционирование, не изучая его. То есть еврейский мудрец призывает ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МУДРОСТИ ТВ-РЦА изучать анатомию и физиологию. Причем, в качестве примера не случайно выбран именно глаз, а, например, не иной, более закрытый для изучения орган (селезенка, почка, даже головной мозг). На первичном уровне работу глаза уже возможно понять, зная лишь достаточно элементарную, «школьную» физику, точнее, ее раздел «геометрическая оптика» (и «не заметим» пока, что даже элементарная физика – отнюдь не первый по простоте школьный предмет. И уже для начала ее изучения нужно не так уж мало знать о мире, о математике и проч...). Но физику нужно учить. И анатомию глаза. И еще многое. Иначе указание законоучителя не выполнить. А для углубления знания о глазе и понимания его функционирования (нет, не до уровня знаний врача-офтальмолога – всего лишь до уровня знаний, необходимых для общеобразованного, культурного человека) – и физиологию, и химию, и много чего еще. Для чего? ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МУДРОСТИ ТВ-РЦА, то есть для исполнения задачи еврея в этом мире. А если пойти чуть дальше и принять общепринятое «религиозное» утверждение, что задачей еврея в этом мире является нахождение и изучение Тв-рца во всех Его проявлениях («Имя Тв-рца») и все Его проявления есть Тора, то придется признать, что как физика и химия, так и физиология относятся к разделам Торы. И тогда уже придется признать, что Тора состоит не только из двух частей (Торы письменной и Торы устной), но ее интегральной, неотъемленной частью является и Тора, открытая и развитая человечеством (Тора, шемегуля аль ядей бен – адам) – объективные знания об устройстве и функционировании Его мира, весь комплекс естественных наук о мире вообще и о человеке в частности. Так как физика, химия и другие науки раскрывают устройство Его мира и законы, заложенные Им в функционирование Его мира, то их познание, по сути, является познанием Тв-рца через Его творение. То есть, «религиозной» обязанностью еврея, изучающего Тору и соблюдающего заповеди.

С другой стороны, в приведенной цитате р. А-Й. Карелиц пишет о развитии науки. Нам неоднократно приходилось слышать, что все знания уже заложены в Торе (Хумаш, Пророки, Писания, Мишна, особенно Гемара и проч.). Мы не смеем спорить с этим, но такое жесткое утверждение неплохо было бы понять. Понять лучше и легче на примере. В Вавилонский Талмуд включен трактат Мишны, не имеющий Гемары – «Киним» (множественное число от слова Кэн – Гнездо и рассматривающий проблемы, возникающие при принесении родившей женщиной двух птиц в две разные жертвы для случая, когда женщин много и птицы перепутались). По сути, в этом трактате поставлены и решаются некоторые начальные задачи такого раздела математики как комбинаторика. И авторы Талмуда в этом трактате на много сотен лет обогнали свое время, поставив и решив некоторые задачи из несуществовавшего тогда раздела математики. Но чтобы построить раздел комбинаторики в его современном виде, потребовалось развивать идеи этого трактата в течение полутора тысяч лет, прошедших со времени завершения Талмуда. Развивать параллельно и неразрывно с развитием других областей науки вообще и математики в частности. Причем это развитие шло во многом как ответ на практические нужды, например, нужды инженерии, и непрерывно испытывалось (внедрялось) практикой и из практики же приходили новые вопросы и потребности для развития науки. Можно ли вывести эти законы напрямую из трактата, только изучая трактат и не изучая отдельно математику? Да, можно. Но... Во-первых, для этого понадобятся полторы тысячи лет и многие поколения математиков, каждое из которых сделает свой шаг в развитии теории. Отдельному человеку или даже отдельно взятому поколению совершенно невозможно, оттолкнувшись лишь от глубочайшим образом понятого текста Талмуда с традиционными комментариями, построить даже простенький современный раздел современной чрезвычайно развитой, разветвленной, сложнейшей и объемнейшей науки. Во-вторых, эта работа совершенно бессмысленна – отбросить уже созданное трудом поколений и записанное в учебниках и начать по новой создавать всю науку, «выводя» ее из Талмуда (в котором, естественно, все есть!) своими силами – каждым учащимся отдельно (как же, много этот учащийся навыводит!) В-третьих, и это, пожалуй, главное, почему-то у адептов взгляда, что все можно вывести из Талмуда, проявляется слишком разное отношение к естественно-научному циклу наук и к знаниям собственно Торы. Они ведь не предлагают выбросить труды РАМБАМа и последующих законоучителей и все законы выводить непосредственно из Талмуда. Они также не предлагают отказаться от комментария РАШИ к Талмуду (а зачем нам этот комметарий, когда из самого текста Талмуда можно все понять и все вывести?) И не предлагают современным раввинам перестать выпускать книги по Алахе, когда все и так понятно из Талмуда. То есть в выводе и развитии Закона адепты этого взгляда (или бреда – кому как угодно это называть) признают непреходящее значение развития теории многими поколениями исследователей Талмуда и пользуются уже современным уровнем развития этой науки. А вот математику, инженерию и прочее выводите, пожалуйста, напрямую из Талмуда по мере вашей потребности. Не слишком серьезный подход!

То же самое можно сказать об инженерии и геометрии, элементы которых встречаются в трактате «Суккот». Все можно вывести из Талмуда. Только нужны полторы тысячи лет и многие поколения ученых, еврейских и нееврейских. Это же можно повторить об элементах начального знания анатомии и физиологии, о первичных сведениях о медицине, встречающихся в трактате «Хулин» - можно начать с Талмуда, но опять понадобятся полторы тысячи лет и многие поколения ученых, хотя начальные знания уже даны в тексте Талмуда.

О том, что невозможно все взять из Талмуда и быстренько прийти к необходимому уровню знаний, собственно, и пишет р. А-Й. Карелиц в приведенной цитате. Повторим: «И поколение за поколением прибавлять будут мудрые к знанию, а разумеющие к пониманию сокровищниц мудрости... но до конца никогда не дойдут...». Как это отличается от современных (достаточно примитивных и неправильных) воззрений «харедим»: «В Торе есть все, учим только Тору и из нее получаем все необходимые знания об устройстве мира»! Как будто можно сразу от Талмуда перейти к современному знанию о Его мире! Сегодня приходится знания из различных областей науки и практики приобретать, изучая книги об этих областях, а не выводить непосредственно из Талмуда. То есть, изучение специальности и развитие знания (науки) сегодня отделилось от изучения Талмуда. Нет, не сегодня! А на самом деле отделилось давно, еще во времена написания самого Талмуда. Покажем это.

В трактате «Шаббат» Вавилонского Талмуда (лист 75А) сказано: «Откуда мы знаем, что учить законы движения звезд и созвездий (астрономию, выражаясь современным языком) – мицва (заповедь Торы, обязательная для исполнения евреями)? [Мы знаем это] из стиха Торы «Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: « как мудр и разумен народ, этот великий народ»» (Книга «Дварим» 4:6). Какая мудрость ваша в глазах народов мира? – это расчеты движения звезд и созвездий. Кто может учиться астрономии и не учится ей, о нем сказано в книге пророка Йешаягу (5:12): «... а на дела Г-спода не смотрят они и творений рук его не видят!»». Повторим: приведенное – прямая цитата из Талмуда! Добавим, что в те времена астрономия была практически единственной областью естественно-научного знания, накопившей хотя бы некоторые сведения, которые уже можно было хоть сколько-нибудь систематически передать от учителя ученику (клинические знания медицины не в счет – они и сегодня могут передаваться не для общего образования, а лишь для профессионального – читай: закрытого – использования. А общенаучных знаний анатомии и физиологии тогда еще не существовало). То есть астрономия в то время представляла собой весь известный комплекс естественно-научного знания и сказанное об астрономии сказано обо всем этом комплексе знаний. Поэтому отрицающий необходимость изучения естественно-научных дисциплин именно в качестве отделенного от изучения Талмуда глубокого изучения накопленных человечеством знаний, сильно противоречит сказанному в Вавилонском Талмуде.

От себя добавим, что приведенная мысль отнюдь не очевидно следует из самой Торы. В предыдущем стихе Торы («Дварим 4:5) Моше говорит о том, что он учил народ «уставам и законам, как повелел мне Г–сподь, Б-г мой, дабы так поступать вам...» На первый взгляд похоже, что следующий стих говорит именно о моральных законах, переданных Моше народу. Но построение фразы «уставам и законам, как повелел мне Г–сподь», а не «уставам и законам Г–спода» открывает возможность того понимания, который приведен в цитированном трактате «Шаббат». Это – один из бесчисленных примеров как прямое чтение Торы без комментариев мудрецов не дает даже тени понимания о том, что там на самом деле написано. При полном понимании языка текста и смысла всех слов.

Мы не можем пройти мимо великой песни физическому миру и его законам, которую мы повторяем каждую субботу в утренней молитве всед за псалмопевцем царем Давидом (Псалом 19:2-5): «Небеса рассказывают о славе Б-га, о делах рук Его повествует небосвод. Изо дня в день ведут они свой рассказ, из ночи в ночь учат мудрости – но безмолвно, без слов; не слышно голоса их. Над всей землей раскинулся купол небес, сказанное ими доходит до краев вселенной...» Здесь открытым текстом пишется о всеобъемлющих физических, химических и иных законах, именно законах Тв-рца, которые действуют неслышно, но постоянно и неизбежно и требуют своего открытия и познания человеком именно для осознания величия Тв-рца. И как мало еженедельно читающих эту песнь понимают сказанное в ней!

Приведем еще один аргумент в поддержку тезиса о РЕЛИГИОЗНОЙ обязанности соблюдающего еврея знать устройство мира Тв-рца (иными словами, глубоко изучать естественно-научный комплекс наук, да и не только естественно-научный).

В уже цитировавшемся трактате Мишны «Пиркей Авот», в мишне 2:14 записано: «Сказал рабби Элиэзер: «... знай, что ответить неверующему...»» РАМБАМ объясняет это место: «Сказал [рабби Элиэзер] что необходимо, чтобы [соблюдающий Тору еврей] выучил вещи, [известные неверующему, на которых тот строит свои утверждения, то есть «светские» науки] и сумел бы ответить неверующему и спорил бы с ним об этих вещах...» То есть, и РАМБАМ (сам работавший врачом, как до него и после него работали врачами очень многие крупнейшие еврейские мудрецы - мудрецы, великие именно в Торе, в Талмуде, в религиозном Законе – РАМБАН, Сфорно, РАЛБАГ и многие другие) настаивал на еврейской РЕЛИГИОЗНОЙ необходимости серьезного изучения наук.

Понятно, что о необходимости открытия и изучения законов функционирования Его мира («законов природы»), то есть о религиозной необходимости профессионального занятия наукой писали многие еврейские мудрецы прошлого и настоящего.

Интересный комментарий встречается у РАЛБАГа (рабби Леви бен Гершон, Гершуни, Южная франция, начало XV века, врач, философ, один из крупнейших еврейских ученых и комментаторов). Он пишет (на стих о горящем и несгорающем кусте – Книга «Шмот» 3:2), что Моше - рабейну сначала не думал о чуде и подошел к кусту, чтобы понять, что происходит, изучить непонятое поначалу явление природы. Когда Б-г ему там открылся, стало ясно, что Моше присутствует при чуде. Так вот РАЛБАГ утверждает, что Тв-рец открывается в первую очередь тому, кто не проходит мимо непонятного и старается это непонятное исследовать и понять. То есть, необходимость научного познания, по РАЛБАГу, как раз и вытекает из желания понять и познать Тв-рца, причем это действие (научное познание именно с целью познать Тв-рца) весьма и весьма высоко Тв-рцом ценится.

Нужно хорошо понимать, что до построения современного здания наук, в те еще не столь далекие времена, когда овладение специальностями шло на практике, на примере работы учителя (система мастер – подмастерье, который после приобретения опыта становится мастером, причем не только в ремесле, но и в торговле, в нарождающемся банковском деле, в инженерии и проч.), овладение Талмудом, развитие мозга в детстве и юности на сложное аналитическое мышление, на абстрактное мышление, огромное развитие памяти давало евреям существенные преимущества в овладении навыками и специальностями перед теми, чей мозг не был столь развит многолетней, с раннего детства, сложнейшей учебой. Но с тех пор, когда знания по отдельным специальностям стали объемными и выкристаллизованными в курсы наук, общей сообразительности, развитой изучением Талмуда, оказалось мало – нужны были конкретные знания этих наук, которые нужно было целенаправленно приобретать, например, в университетах. И теперь преимущества мальчика, прекрасно талмудически развитого, но без конкретных знаний специальности, были утрачены перед гораздо менее изначально развитым мальчиком со знанием наук из университета. Этого, к сожалению, не заметили законоучители ни в XIX, ни в XX веке. А материалов на эту тему в еврейских источниках было предостаточно.

Затронем еще один вопрос – о пророчестве в нашем мире. Наши источники утверждают, что есть два типа пророчества.

Первый тип – открытое пророчество. В этом случае пророку (достойному и избранному Тв-рцом) сообщается некоторая информация (во сне или наяву, в образах ясных или аллегорических, прямым текстом или иначе), которую пророк дожен передать без искажений – царю, священникам, народу именно в качестве указания Тв-рца об анализе обстановки или предыдущих действий или как указание о будущих действиях. Такой пророк обычно снабжался бесспорными доказательствами, что он – действительно истинный пророк Тв-рца. Такое пророчество закончилось в начале эпохи Второго Храма (примерно в 3410 году по еврейскому летоисчислению от сотворения мира или в 350 году до начала ИХ летоисчисления).

С тех пор в мире остался только второй тип пророчества - скрытое пророчество. Оно, с одной стороны, проявляется и в интуиции, в прозрении, в некоторых знаниях, которые неизвестно как оказываются в голове человека и передают ему некоторую личную информацию о нем самом или о его близких, включая предсказание на некоторое, обычно ближайшее будущее.

Но нам более интересна вторая сторона скрытого пророчества, иллюстрируемая деятельностью Бецалеля – строителя временного переносного Храма в пустыне. В Письменной Торе нет описания слишком многих деталей Храма – приведены лишь общие размеры элементов, а нужны подробные и многочисленные чертежи. Чертежей не было, но Бецалель выполнил сложные элементы конструкции, ее креплений и многих деталей без чертежей, получив необходимую информацию напрямую от Тв-рца в свою голову. Этот тип пророчества сегодня живет именно в науке, в создании новых научных теорий. Сегодня понятно (из философии науки), что новая научная теория ни в какой мере не является следствием проведенных экспериментов и наблюдаемых фактов. Она возникает в голове исследователя «из ничего» и лишь проверяется тем, насколько полно она объясняет имеющиеся факты. Не будем останавливаться на критериях истинности научной теории (внутренняя непротиворечивость, объяснение всех имеющихся фактов и указание на способы получения новых фактов, которые будут соответствовать той же теории, один факт, лежащий в области действия теории, но противоречащий ей, может опровергнуть теорию, невозможность строго доказать никакую теорию, которая всегда останется в статусе «действующей гипотезы» и проч.) Только отметим две вещи – то, что такое пророчество дается отнюдь не только евреям, и то, что серьезно объяснить создание новых научных теорий иначе чем пророчеством, получаемым от Тв-рца, тоже не удалось (как не удалось и доказать это, оставив утверждение о таком пророчестве все в том же ранге «действующей гипотезы»). Само появление новых научных теорий в течение всей истории человечества также свидетельствует о Тв-рце, так же ясно, как и сотворенный Им мир.

В заключение приведем собственный пример комментирования текста Пророков.

В пророческой книге Шмуэля приведена благодарственная песня Тв-рцу от царя Давида после избавления его от всех опасностей и, в первую очередь, от действовавшего царя Шауля. Там есть такая строка: «Ибо все законы Его передо мною» (Шмуэль – II, 22:23). Для понимания этой строчки приведем цитату из Пасхальной Агады:

«Сказал рабби Элазар Бен-Азария: «Хоть и уподобился я семидесятилетнему, все же не знал, что Исход из Египта должно поминать и ночью, пока Бен-Зома не сделал этот вывод из следующего утверждения Торы: «... чтобы помнил ты день выхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей (Книга «Дварим» 16:3). Слова «дни жизни твоей» следует понимать буквально «дни», а поскольку сказано «все дни жизни твоей», значит главу об Исходе нужно читать и по ночам. Мудрецы же толкуют [это место иначе]: «дни жизни твоей» - это мир настоящий, а «все дни жизни твоей» подразумевает и времена Машиаха».

Из этой пасхальной цитаты проявляется дополнительный смысл строки из песни Давида: «законы Его» - это законы, изложенные в Торе устной и письменной и комментариях, «все законы Его» - включая как законы Письменной и Устной Торы, так и заложенные, встроенные Тв-рцом в конструкцию этого мира «естественные законы природы», которые открываются человеком (с разрешения Тв-рца) и в комплексе составляют третью неотъемлемую часть Торы – Тору, открытую человеком.

Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль»
7 апреля 2009 года