(29.07-09) Прошедшая неделя ознаменовалась необычной законодательной инициативой депутата Кнессета от партии религиозных сефардских евреев ШАС Нисима Зеэва, поданной им в частном порядке.
Как сообщили израильские СМИ, в развитие американского тезиса, напечатанного на долларах, о том, что «В Бога мы веруем» (In God we trust), законопроект предусматривает нанесение аналогичной фразы: «Мы веруем в Создателя мира», - на израильские монеты и бумажные денежные купюры.
По словам депутата, данный тезис отвечает мировоззрению всех групп религиозного населения Израиля и напоминает израильским гражданам, что Господь создал землю.
«Вся наша жизнь вертится вокруг денег, - сказал Н.Зеэв, разъясняя свою инициативу, - и было бы логично, если бы на израильских банкнотах и монетах имелось напоминание о нашей еврейской вере. Таким образом, даже те, кто не соблюдают заповеди, будут помнить о таком базисном аспекте еврейской веры».
Нисим Зеэв отметил, что предлагаемая им надпись содержит незначительное число букв, используемых в священном имени Бога, «и поэтому вероятность того, что Его священное имя будет осквернено, сводится к минимуму».
Пресс-секретарь партии ШАС Рои Нахманович поддержал инициативу своего однопартийца, подчеркнув, что «израильские деньги должны напоминать о том, что Господь создал все сущее», и что с «такой мыслью смогут смириться даже члены партии МЕРЕЦ»(ультралевая светская израильская политическая партия - Evrey.com).
Между тем, данная инициатива уже вызвала серьезные возражения в Банке Израиля.
Сразу после получения копии, представленного Кнессету законопроекта, Банк Израиля отверг предложение депутата, подчеркнув, что подобные предложения уже подавались в 2003 и 2004 году и тогда также не были приняты.
Предлагаемая депутатом надпись, подчеркивают в Банке Израиля, не подходит для страны, в которой проживает немало религиозных меньшинств, а среди самих евреев есть большой процент атеистов. Таким образом, считают в Банке, указанная фраза может задеть чувства довольно значительной части населения страны.
Существует и ряд других проблем, связанных с воплощением идеи Нисима Зеэва в жизнь. Как подчеркивают ответственные за монетарную политику Банка Израиля лица, в соответствии с принятой практикой (и в отличие от США), предлагаемую Нисимом Зеэвом надпись придется наносить сразу на трех языках: иврите, арабском и английском.
Комментарий
Сразу скажем, что идея, выдвинутая депутатом Зеэвом подкупает своим искренним желанием увидеть Израиль (хотя бы в надписях на денежных купюрах еврейской страны) чуть ближе к Всевышнему и его Заповедям. Преодолимой нам кажется и указанная Банком Израиля «техническая проблема»: дизайнерское решение проблемы надписи на трех языках можно найти даже для маленьких монет достоинством в 1 шекель.
Раздумья вызывает нетехническая, идейная часть данной, повторим, очень симпатичной нам по своей направленности, инициативы. В своих объяснениях к данному проекту депутат Зеэв ссылается на пример США, на денежных знаках которых чуть ли не с момента основания этой страны присутствует знакомая всему миру, пользующемуся американскими деньгами, фраза, упоминающая о вере американцев во Всевышнего.
Мы также не можем отрицать связи между этой надписью на долларовых банкнотах и феноменальном распространении американской валюты в качестве универсального денежного эквивалента по всему миру, несмотря на хорошо известные и серьезные проблемы самой американской экономики.
Между тем следует признать, что в отличие от израильской реальности, - надпись на американской валюте попросту отражает действительность страны, 90 % населения которой искренне разделяют этот тезис.
Более того, дело не ограничивается «убеждениями простых граждан». Несмотря на то, что в США религия формально отделена от государства, - вера во Всевышнего глубоко пропитывает деятельность и даже формальные традиции американских госструктур, вплоть до администрации президента США. Который, к слову говоря, каждое свое выступление перед американской нацией завершает словами «Всевышний, благослови Америку!»
Исторические корни феномена «всеобщей религиозности» Америки заключаются в самом процессе образования и становления американской государственности. Созданная глубоко верующими людьми, англосакскими протестантами, - Америка изначально несла в себе религиозные этические и культурные нормы.
Всего этого, увы, не скажешь о процессе образования Государства Израиль. Созданное «глубоко неверующими» светскими социалистами, еврейское государство (по крайней мере в мечтах и планах его основателей) не должно было иметь ничего общего с религией. Реальность, разумеется, внесла свои заметные коррективы в эти мечты, но коррективы эти, повторим не имели ничего общего с ожиданиями и чаяниями самого Давида Бен-Гуриона и его соратников.
Действительно, в последние годы, особенно внутри израильского общества, весьма заметен все более усиливающийся «дрейф» в сторону религии. Все больше людей возвращаются в лоно иудаизма. Но до уровня системного общественного и государственного принятия еврейских религиозных норм, дело, увы и увы, еще не дошло.
Перспективы
Говоря грубо, Израилю предстоит серьезное духовное перерождение на началах, ИЗНАЧАЛЬНО не бывших основой жизни и целей Государства Израиль. И до этого момента перенимать американскую «инициативу» и печатать на деньгах тезисы, трактующие о Творце Мира, было бы явным насилием над действительностью и откровенным забеганием вперед.
Говоря языком финансистов, такая надпись не имела бы в сегодняшнем Израиле «реального покрытия», обеспечения «золотом» подлинной еврейской духовности.
Как понятно, все вышесказанное вовсе не означает, что условия для предложенной депутатом Зеэвом переделки израильских монет и «государственных казначейских билетов» не созреют в будущем.
Но до этого момента вполне уместно было бы ожидать проявления тех или иных серьезных ПРИЗНАКОВ победы той идеологии, того подхода, о котором, собственно, трактует предлагаемая депутатом Зеэвом, надпись.
Таким признаком серьезных общественных изменений в Израиле, отрезания его «светской пуповины», - могла бы стать реформа израильской армии, при которой на военную службу принимались бы ТОЛЬКО еврейские религиозные мужчины.
Запрет на продажу и употребление некашерных продуктов в общественных местах (частная жизнь граждан при этом, естественно, не явилась бы предметом контроля) на территории Израиля также явился бы должным индикатором качественных изменений в Израильском обществе.
Сегодня же, когда по некоторым данным, количество атеистов в еврейской общине Израиля составляет от 30 до 40 % (сравним эти данные с показателями США, - см. выше), осуществление «религиозной денежной реформы» явилось бы неким «духовным насилием» над многими людьми, чего абсолютно не хотелось бы тогда, когда речь идет о сугубо добровольном внутреннем процессе позитивных изменений. Процессе, внешнее насилие над которым сможет ему, этому процессу, лишь помешать.
Материал сайта www.evrey.com