Из федеральной тюрьмы в Техасе в прошлую пятницу была освобождена Линнет Фромм, через 34 года после попытки покушения на Джеральда Форда. Если бы не это освобождение, мы бы не вспомнили, что покойный Форд был почти убит. Это случилось в Сакраменто в сентябре 1975г. Пистолет, который Фромм направила на президента, был заряжен и взведен, но произошла осечка и агенты ФБР набросились на нее до того, как она успела нажать на курок второй раз. «Я хотела спасти твою жизнь от того сумашедшего, который сидит в Белом доме», - кричала Фромм судье, который отправил ее на пожизненное заключение. Она была из банды серийного убийцы Чарльза Менсона, который сидит за решеткой до сих пор.
Через две недели после попытки покушения в Сакраменто, попытала счастья другая покушающеаяся. Она выстрелила в Форда, когда он прибыл с визитом в Сан-Франциско. Случайный прохожий в последний момент ударил ее по руке и сдвинул пистолет. Другой случайный прохожий был легко ранен пулей, предназначавшейся президенту. Форд уцелел второй раз.
Через 6 лет после этого вновь были выстрелены пули в американского президента. Джон Хинкли, помешанный американец, выстрелил в Вашингтоне в Рональда Рейгана, чтобы доказать таким особым способом свою любовь к некой киноактрисе. Рейган был тяжело ранен пулей, проникшей в его легкое. «Дорогая, я забыл пригнуться», - прошептал он жене в больнице. Немного недоставало, чтобы он присоединился в группе неудачливых американскиз президентов, убитых во время каденции: Авраам Линкольн (1865), Джеймс Гарфильд (1881), Мак Кинли (1901) и Джон Кеннеди (1963).
Несмотря на эту впечатляющую статистику, к которой надо присоединить попытку обрушить олин из угнанных самолетов на Белый дом 11.09.2001, США не живут под признаком постоянного страха за своих лидеров. Они пережили убийство Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга (оба в 1968г.). ФБР не страдает той истерией преувеличенной охраны, которая характеризует подразделение охраны ШАБАКа после убийства Рабина. В день приведения к присяге шел Барак Обама пешком вдоль улицы. У нас ШАБАК с трудом разрешает премьер-министру пройти из салона на кухню. Премьер-министр Израиля – самый охраняемый руководитель в западном мире, а может, во всем мире. Чем больше мы удаляемся от убийства Рабина, «стерильная зона» в Иерусалиме лишь увеличивается. Улицы возле дома главы правительства в Рехавии перкрыты в последние годы, его оффисы превратились в новую «линию Бар-Лева», а колонна автомашин, сопровождающая его в поездках, удлиняется.
Эта чрезмерная охрана является не только бюджетной проблемой, но и ударом по демократии и социальной проблемой. Наши премьер-министры оторваны от народа. Кольцо охраны вокруг них создает им статус аристократии, отрешенной от народа. Их жизни стоят дороже, чем жизни обычных граждан. Невозможно приблизиться к ним на расстояние 2 метра, не пройдя унизительную церемонию выворачивания карманов, обхлопывания руками и даже снятия ремня.
Хватит, пришло время, чтобы ШАБАК освободился от травмы Рабина и уменьшил немного кольцо безопасности вокруг премьер-министра. Когда прохожие падают тут жертвой линча банды, стоит делить на более равных основаниях охрану. Если подразделение охраны ШАБАКа согласится пройти диету, может, будет больше полицейских на набережной.
(«Макор ришон» 21.08.09)
www.jtimes.co.il
Перевел Яков Халфин
МАОФ