Да, «наших» Иерусалим узнать уже успел месяц с лишним назад, когда горстка пейсатых подростков умудрилась похлеще арабов поставить полгорода на уши. Кто из нас не поносил их последними словами, опаздывая на работу - транспортный график полетел тогда ко всем чертям и автобусы выписывали немыслимые вензеля окольными путями. На улицах Иехезкиэль и Бар-Илан не уцелело ни единого светофора, контейнеры чадно дымили прямо посередине дороги, оставляя на асфальте островки расплавившегося пластика, а сомкнутые ряды магавников и ясамников с дубинками поневоле воскрешали в памяти Гуш-Катиф и Амону. И у многих не сходило с уст не раз уже слышанное, набившее оскомину: «Опять эти досы!»
Читатели, не ловите меня на слове, так вели себя далеко не все харедим! Помимо Меа-Шеарим в Иерусалиме есть и немало других районов, населенных преимущественно или исключительно обладателями черных кип и шляп. Только вот что-то я не видел, чтобы в Хар Нофе или в Рамоте или в Байт-ва-Гане полыхали мусорники или раскачивались на перекрестках размолоченные камнями светофоры. Да и не всякому меа-шеаримцу пришелся по вкусу этот бедлам, помню, как старые благообразные хасиды разводили руками и тяжко вздыхали: «Мешугаим!»
И верно. Похоже, наплевать было новоявленным бунтовщикам, что все их способы ведения борьбы бумерангом обернутся против них же. Как-то позабыли они, какой наносит вред здоровью дым из смеси пластика и мусора (а для астматиков и легочников он и вовсе смертельно опасен), а отсутствие светофоров на такой оживленной улице, как Бар-Илан очень просто может привести к целой серии ДТП. А сама цель… Пускай разбираются те, кому положено, морила ли мать голодом ребенка или не морила. Как всякий религиозный еврей я и сам против того, чтобы в Иерусалиме по субботам открывались платные автостоянки, но глубоко сомнительно, чтобы таким способом можно было перевоспитать нарушителей шабата. И, что бы ни писали от имени рабаним на плакатах, никакой мицвы в этом бунте нет, скорее, наоборот, присутствует большой грех под названием хилуль а-Шем (осквернение имени Б-жьего). И это не громкие слова - ведь светские не будут разбираться кто жег баки, а кто нет, припаяют ярлык «вонючие досы» всем харедим и пишите письма.
Но самое страшное не это. Если б четыре года назад меа-шеаримцы подняли бы такой хай, едва ли Шарону удалось бы так легко провернуть свой злодейский план, ведь силы полиции не резиновые и работать на два фронта им было бы весьма затруднительно. Однако никто и не думал этого делать, наоборот, считалось, что «мизрахистим» получают по заслугам. Как-никак безбожному государству служили, а теперь… Только вот беда - где Гуш-Катиф, там и Иерусалим. Что они станут делать, если ракеты, не дай Б-г, доберутся и до нас?
Что же тогда? А все то же. Всевышний не делит наш народ по цвету кип или покрою костюма. Так что не время сейчас сводить счеты, обвиняя поселенцев в том, что те не пришли харедим на помощь в борьбе за святость шабата. А еще - не забудьте, что на Иерусалим и Бней-Брак ничего не падает только благодаря нашим поселениям в Иудее и Шомроне. Поэтому не шарахайтесь от своих братьев только из-за того, что они служат в армии, ведь отдельных благословений или, не дай Б-г, наказаний у нас не бывает.
Фото Давид Рабкин