Если бы я был евреем-реформистом, либо одним из еврейских официальных лидеров, которые посредством денег и рекламы захватили лидерство и голоса евреев Америки, либо одним из членов группы, правящей Израилем, либо современным левым израильским интеллектуалом – просвещенным и непримитивным, я бы вышел на бой против самого опасного из всех праздников евреев – праздника Ханука. Отношение к этому празднику отражает глубокое невежество мирового еврейства, т.к. нет события, которое оно бы праздновало бы более размыто и "универсально", чем этот праздник света. В то же самое время празднование Хануки сегодня отражает интеллектуальную непорядочность и ханжество еврейских лидеров в Израиле и мире. Поскольку если и было нечто отвергаемое абсолютным большинством современных евреев и их лидерами – так это Ханука. Именно ее духовное содержание и стало объектом атак всех этих людей. Согласно их мнению, истинная Ханука, а не та, которую они являют в своих театрализованных празденствах, и является антиеврейской, согласно их вере и убеждениям. Та Ханука, которая "прорвалась" на сцену мирового еврейства, со всей ее инфантильностью, глупостью, невежеством и фальшью, не является истинной Ханукой. Истинный смысл Хануки сделался туманным из-за того, что еврейские родители диаспоры из-за своей духовной пустоты начали изыскивать нечто противоположное чисто внешне Рождеству. Ханука у них превратилась в нечто театрализованное типа "и у нас есть огоньки не хуже, чем у соседей-христиан", и целых восемь (по числу дней Хануки) подарков деградирующим интеллектуально их детям (а вот бедный сын соседей-христиан получил лишь один). Ханука превратилась в войну реформистских "рабаев", в школьный спектакль для того, чтобы родители подумали о том, как успешна из еврейская школа, в которую они отправили своих чад. Увы, на поверку, вся эта возня – лишь трагическая шутка и разбазаривание времени и средств. Ханука сегодня представляется как еврейский вариант "свободы или смерти", Маккавеев же представляют как борцов за свободу, которые сражались за марксизм левых израильских кибуцев и за возможность уписывания их членами обожаемой свинины. Сражались за то, чтобы богатые американские евреи могли насиловать священную субботу в загородных поездках, за то, чтобы реформисты и консерваторы могли бороться за гражданские права "несчастных негров и пуэрториканцев". Подобная Ханука ничего общего с реальностью не имеет. Подобное "празднование" не имеет ничего общего с празднованием наших предков – поколений евреев, живших в Европе, Йемене и Марокко в период крестовых походов, испанского изгнания и в Вавилоне. Естественно, что все это "просвещенное празднование" не выражает ни капли от тех ценностей, за которые воевали Маккавеи. Если бы они, столь почитаемые нами, могли вернуться к нам и увидели во что превратили Хануку мы – сегодняшние, они без сомнения восстали бы во второй раз. Потому что именно по причине той фальши и предательства, которые мы культивируем сегодня, и было поднято еврейское восстание "в те дни, в это время". А что же в действительности произошло в тот период, более двух тысяч лет назад? Что вызвало столь бурную реакцию горстки евреев, поднявших восстание против врага? И кем же был этот враг? За что они сражались? И против кого? В течение долгих лет еврейский народ, живший в Иудее, находится под греческой властью. О подлинной независимости в тот период даже не мечтали. Несмотря на это, евреи не восставали. И только когда греческие власти, не удовлетворившись властью политической, попытались подавить еврейскую веру, только тогда произошло восстание во всей его жестокости. И не только стремление к свободе побудило Маккавеев восстать, за что мы их столь интенсивно прославляем. Эти герои – группа мужественных евреев, восставших и втянувших Иудею в кровавую бойню с тем, чтобы евреи могли соблюдать субботу, соблюдать кашрут и выполнять законы Торы. Все связанное с Ханукой, все, что мы увековечиваем и учим наших детей увековечивать – в глазах современных еврейских лидеров и их паствы – вещи устаревшие, по-детски наивные, олицетворяющие темноту средневековья. А посему, поднявшие Маккавейское восстание, в лучшем случае – люди темные и наивные. Если бы, просвещенные, жили в их время, то, конечно же, не совершили того, что совершили они. Поскольку каждый из нас, сегодняшних, "мудрец", "знающий", что законы Торы вовсе не небесны, а плод человеческой мысли (разве евреи-реформисты и большая часть консерваторов не повторяет это ежедневно?) Конечно же, мы бы не стали воевать за вещи и законы, которые профанируем ежедневно. Более того, в лучшем случае мы бы решили, что Ханука вообще "лишний праздник", чтобы не сказать глупый. А погибшие за Освящение Имени Создателя Хана и ее семеро сыновей – просто жалки. У них были, конечно же, добрые намерения. Без сомненья. Но все они недоучки, причем, неисправимые, которые принесли абсолютно лишние жертвы. Но если сказать правду, то Ханука не только излишня и глупа, она абсолютно нелиберальна и фанатична в опасной мере. Первым шагом восставших, первой их жертвой пал не грек, а еврей. И это наши веселые дети сделали предметом школьных спектаклей? Когда враг послал свои отряды в г.Модиин, дабы установить статую Зевса, и потребовал поклониться ему, поднялся некий еврей, желая поклониться идолу. И тогда этого предателя сразил мужественный Мататиягу, прекрасный и дерзкий (именно этими словами описывают его в школьных спектаклях). Тогда закричал Мататиягу: "Кто за Бога – ко мне!" Это что же все это значит? Это что же за религиозная нетерпимость? Слепой фанатизм? Каким человеком был Мататиягу для израильского левака из "а-Шомер а-Цаир", ненавидящего еврейскую веру? Для американского еврея-либерала? Для просвещенного интеллектуала? Для американских реформистов, которые свели нас с ума своими речами о "гуманистическом иудаизме", свободомыслии. Что за человек этот Мататиягу, и мы должны еще его уважать? Что может потрясти нас больше (нас, знающих, что еврейство миролюбиво и противится насилию), чем деяния этих самых Маккавеев, поднявшихся с оружием против греческих подавителей их веры? Мы относимся к еврейскому насилию как к деянию фашистскому, аморальному и, главное, - нееврейскому. Мы дрожим, слыша, как Мататиягу зарезал эллинизированного еврея. Вместо тихой дипломатии – меч, копье и стрелы? Хорошо еще, что у Маккавеев не было бомб и артиллерии, вот бы натворили бы дел. Вот до чего они довели еврейство. И это праздник, в популяризации которого мы заинтересованы? И это герои, которых должны почитать наши столь гуманизированные дети? Разве этот тип еврея – пример для еврейских поколений? Где же тот смельчак, который поднимет свой голос против Хануки и того еврейства, которое она представляет, якобы "еврейства отцов и дедов"? Где найти этого смельчака, который осудит это еврейство – средневековое и глупое, фанатичное и не подчиняющееся закону, разрешающее применять силу против врагов евреев? Где взять мужество, чтобы вкушать нашу китайскую кухню с гордостью, нарушить субботу, отвергнув весь максимализм фанатиков, национализм и Б-гоизбранность которых Ханука представляет? Этот праздник-недоумка символизирует еврейство, якобы, вечности, якобы, полученное на Синае, еврейство, которое привело наших бедных предков к безумной готовности пожертвовать собой ради Создателя. Еврейство, которое еврейская молодежь якобы инстинктивно трактует как истинное, подлинное, великое и действенное. Такое еврейство опасно для нас и наших лидеров. Сделаем же все возможное, чтобы забыть и отрешиться от него.
(По переводу, опубликованному в издании "От сердца к сердцу" год назад)