Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Я полагаю, что все главы ешивот-эсдер (ешив, где изучение Торы сочетается с армейской службой) обязаны сейчас же отменить свое соглашение (эсдер) с армией и превратиться в обычные ешивы. Они должны сделать это, даже если они не согласны с позицией рава Меламеда, главой ешивы Гар Браха, не пожелавшем явиться «на ковер» к министру обороны Эхуду Бараку. Потому что отмена Бараком соглашения с ешивой Гар Браха превратила все военные ешивы и подготовительные курсы (мехинот), т.е. все религиозные учреждения, действующие в рамках тех или иных соглашений с министерством обороны, в «ручные» ешивы, а их самих – в «казенных» раввинов.

Как свиток Торы считается бракованным, если в нем недостает одной буквы, так же и объединение йешивот-эсдер, если в нем недостает одной йешивы. Если одному раввину запрещено говорить свое мнение из-за страха перед властью или из-за страха перед напыщенными выскочками, держащими штурвал власти, то все учение раввинов, продолжающих преподавать под давлением, не может быть настоящей Торой.

Правда заключается в том, что в принципе это было верно и раньше, без связи с типчикомом, сидящим в кресле министра обороны, или с политикой правительства. Это было бы верно, даже если бы Эфи Эйтам был бы министром обороны и все было бы тихо. Но если бы я сказал это раньше, то, разумеется, удостоилсяся бы тонн критики.

Религиозный сионизм страдает от смеси наивности и патернализма, с одной стороны, и от отсутствия стремления к лидерству, с другой. Поэтому там господствует стигма, согласно которой государство и его армия стремятся исполнить цели религиозного сионизма, даже если они сами еще не понимают этого. В конце все внезапно прозреют, и в результате какого-то чудесного процесса вдруг народ и армия, без всякого руководства, двинется исполнять учение рава Кука. А кто же их возглавит и поведет? Наверное, эдакие пражские Големы, вроде Биби и Барака, которые исполнят нашу волю и избавят нас от позора погони за властью, связанной с принятием ответственности за руководство нацией. Когда придет Машиах, то Големы соизволят самоустраниться и все будет хорошо. Так что нет проблемы в преддверии мессианской действительности заключить сейчас с этими Големами соглашение (эсдер)…

Эта фантазия нуждается в подкреплении. И чем больше действительность отдаляется от мечты, тем больше надо погрузить голову в мечту. Глава йешивы "Мерказ а-Рав" покойный рав Цви-Йегуда говорил, что против изгнания евреев из Иудеи и Самарии "будет война". Его наследник – покойный рав Шапира – однозначно указывал отказаться от выполнения приказа об изгнании. Никто не угрожал йешивот-эсдер. Но некоторые из их продолжателей уже должны подточить идеологию, чтобы приспособить ее к действительности – уже нельзя просто отказаться, как указывает РАМБАМ отказаться, потому что пузырь фантазии взорвется нам в лицо, как это случилось с равом Меламедом.

Нелегко мне написать следующую фразу, но, возможно, что если бы не йешивот-эсдер и мехинот, т.е. зависимость религиозно-сионистского духа от государства, то Гуш-Катиф существовал бы. Если бы дух был свободным и независимым, то и материя стояла бы прочно.

Общее решение всех глав йешивот-эсдер о выходе из соглашения с министерством обороны и солидарность с йешивой Хар Браха будет вроде "послеханукального чуда". Возможно, именно Барак будет тем, кто вытащит для общества вязаных кип каштаны из огня. Барак, умеющий хорошо чувствовать слабость жертвы, понимает, что пока большинство глав ешив ментально зависимы от государства, опция выхода из соглашения не существует. Поэтому он продолжает упрямиться с целью поставить на колени мир сионистских йешивот и сколотить политический капитал слева. В час написания этих строк все еще не ясно, как будет сформулирована и затушевана капитуляция, - но это величайший шанс религиозного сионизма изменить направлеие, спасти себя, армию и поселенчество.

Мяч переходит теперь к ученикам первого года в йешивот-эсдер – тем, кто еще не были призваны – и ученикам выпускных классов школ, которые собирались пойти в йешивот-эсдер или мехинот.

Хотите настоящую Тору или Тору, границы которой определяет Барак? Ученики могут отодвинуть мобилизацию и поучиться два года в йешива гвоа (высшей йешиве) – предпочтительнее, разумеется, в йешиве Хар-Браха. В 20 лет, как традиционно призывались когда-то в армию в Израиле, призваться на полную службу, как всякий израильтянин. Меньшинство, которое может и заинтересовано посвятить больше учению и меньше военной службе, может сделать это с помощью закона Таля. Харедим, которые никогда не путались с миром фантазий религиозного сионизма, проложили понимающему обществу значение святости иудейского суверенитета на Земле Израиля, прямой путь к изучению Торы, с одной стороны, и настоящей военной службе, с другой
(прим.перев. – т.е., используя созданные харедим инструменты, и вязаные кипы могут реализовать свои устремления, не подчиняясь Бараку. В йешиват-эсдер попеременно учатся и служат в армии, всего обычно 5 лет, служба в армии – меньше половины. Фейглин предлагает после средней школы или йешива тихонит пойти на 2 года в йешива гвоа, автоматически получив отстрочку благодаря деятельности наших харедимных братьев на это время, а в 20 лет, как в Древнем Израиле, пойти в армию как все на 3 года, будучи уже сформировавшейся личностью и понимая границы подчинения приказу, как наши левые братья умея заявить, что над определенным приказом развевается черный флаг).

Мобилизовавшись, оранжевые должны стремиться к перфекционизму – отличной службе в боевых частях - и самоотверженности, как учат их раввины, но помнить, что как левые офицеры и солдаты умели поставить армии моральные границы против изгнания арабов, также должны вести себя "вязаные кипы" в случае намерения изгонять евреев. Установка моральных границ армии и государству – не есть нечто крайнее, а обязанность каждого гражданина и солдата. "Хороший человек не подчиняется закону с излишним воодушевлением" (Эмерсон). Гражданин, оставляющий режиму определение моральных границ, не выполняет свои обязанности и ответственнен за горькие последствия. Те, кто проявили до сих пор гражданскую ответственность, - это те, кто подняли плакаты (на армейской церемонии – прим.перев.) Они не прячутся за отговорками: «Приказ об изгнании еще не отдан» или «я не буду его выполнять сам, а буду только стоять в оцеплении». Не будем изображать наивных – все понимают, что происходит на местности, какую роль вновь предназначают армии.

"Нельзя вносить политику в армию", - объясняют "разумные" из нашего сектора. ТТо есть женщина, которую пытаются изнасиловать, должна вести себя сдержанно, согласно принятым в обществе правилам вежливости. Все ханукальные волчки и пончики – потому что кто-то 2200 лет назад подумал иначе – разве не так? И тогда главы поколения предпочитали "эсдер" – пока дочь Йоханана не подняла плакат…

Это не первый раз, когда во время судьбоносного кризиса, именно молодые способны правильно прочитать карту и совершить необходимый переворот. От их поведения сейчас зависит судьба всего поселенчества.

("Макор ришон")


Перевел Яков Халфин
МАОФ