Так же как каждый нееврейский ребенок в Европе “знает”, что “евреи убили Христа”, израильский школьник
может повторить за взрослыми столь же нелепые обвинения против религиозных евреев.
Глава партии Шинуй — Томми Лапид успешно разыграл эти внедренные в общественное сознание
стереотипы во время недавних выборов...
Jerusalem Post, февраль, 2003
Впервые на русском опубликовано на сайте www.evrey.com
http://www.evrey.com/sitep/think/arkhiv.php3?menu=r219.htm
“Политики религиозных партий вымогают у страны деньги, религиозные не работают, ничего не производят,
не платят налоги и не служат в армии” — таков краткий перечень обвинений, закрепившихся в сознании
представителей определенных кругов израильского общества. И каждое из них — грубое искажение фактов.
После того, как в Кнессете приняли бюджет 2002 года, газеты запестрели заголовками: “Полмиллиарда —
религиозным” (Едиот Ахаронот), “Больше религиозным — меньше на образование” (Маарив). Телеведущий
Амнон Абрамович убедил зрителей в том, что религиозные вытащили из государственной казны еще 500
миллионов шекелей.
Арье Каспи, журналист газеты Гаарец, разбил эти обвинения в статье “Кто на самом деле грабит наш банк:
все обвиняют религиозных, и никого не интересуют факты”. Каспи выяснил, что единственное достижение
религиозных, которым удалось избежать бюджетных сокращений на образование — сумма в 20 миллионов
шекелей.
Вполне закономерно Каспи делает вывод, что о вымогательстве религиозных и речи нет, скорее —
наоборот: они дискриминированы. Так, к примеру, расходы на образование в 2000 году показывают, что в
государственной системе образования Израиль тратит на школьника начальных классов 181 доллар в месяц и
241 — на каждого учащегося с 7-го по 12-й класс. В то время, как в системе “Хинух Ацмаи” (религиозные
школы) расход на старшеклассника составляет 129 долларов в месяц, а в хедерах — 84.
Отметим, что эти цифры не отражают в полной мере разницу в расходах на образование в этих двух
секторах. Четыре миллиарда шекелей из бюджета на образование в государственном секторе (дополнительные
70 долларов на каждого учащегося) потрачены на содержание руководителей и специальное обслуживание —
такие статьи расхода религиозным вообще не ведомы.
Еще одно бросающееся в глаза неравенство: на обучение 20,000 студентов из киббуцев и мошавов
выделяется особая часть бюджета. Расходы на каждого такого студента составляют 524 доллара в месяц, что
более чем в четыре раза превышает расходы на студента в системе “Хинух Ацмаи”.
Как же, в таком случае, создалось впечатление, что религиозные получают непропорционально большую
часть на свои образовательные институты?
Одно из объяснений состоит в том, при распределении средств, в Израиле параллельно идут два
процесса. Большой процент фондов, получаемых религиозными на образование, не включается в очередной
государственный бюджет, и в соответствие с определенными критериями, распределение ежегодно
возобновляется. Религиозные учебные заведения получают эту часть фондов из так называемого “бюджетного
резерва”.
Распределение из бюджетного резерва происходит каждый год заново, что означает, что представители
религиозных партий в Кнессете должны всякий раз заново бороться за них на глазах у всей общественности.
Более того, министры обычно утверждают, что резервы исчерпаны и представители религиозных партий,
чтобы получить даже то, что им уже обещано вынуждены настаивать на своем.
Если журналист “откроет”, что 50 миллионов шекелей из бюджетных резервов ассигновано на
религиозные образовательные институты, это прозвучит впечатляюще. И никто не обратит внимание на факт,
что на аналогичную систему государственного образования отпущено более миллиарда шекелей — из
регулярного бюджета.
В результате, — подводит итоги Каспи, — религиозным слоям общества, без всякой на то причины,
предъявляют обвинения... И в это втянуты многие политики и журналисты, имеющие весьма поверхностное
представление о том, что происходит на самом деле. Или — вообще никакого.
Остальные “пункты обвинения” при ближайшем рассмотрении тоже не выдерживают критики.
Взять, например, утверждение, что религиозные не платят налоги. Половина годового дохода от налогов
составляют налоги на добавочную стоимость. Религиозные платят их, как все остальные граждане. Также, как
все остальные, они делают отчисления в институт национального страхования (битуах леуми).
Половина взрослого населения Израиля не платит подоходный налог потому, что их доход либо очень
мал, либо его нет вовсе. Возможно, существует мнение, что в этой группе религиозные составляют
непропорционально большую часть. Но и это не соответствует действительности: 90% религиозных людей
платят подоходный налог.
Мы часто слышим, что религиозные не работают. Как-то раз, в пятницу вечером я провел мой
собственный маленький опрос в синагоге, где все присутствующие длительное время учились в иешивах. Из
ста человек (на самом деле их было несколько больше) в возрасте после 30 лет только пять учились полный
день (остальную часть дня посвящали работе), но и в этих пяти случаях работали жены.
В другой синагоге, которую я посещаю регулярно, каждый, кто приходит сюда, либо работает, либо — на
пенсии. При этом большинство отправляет своих детей либо в религиозную школу, либо в иешиву.
Религиозных обвиняют, что они ничего не приносят государственной экономике. Это — неверно даже
для иешив и колелей, институтов, для извлечения прибыли не предназначенных. На каждый шекель,
потраченный государством на студента колеля за границей собирают от четырех до пяти шекелей (в долларах).
Эта международная валюта поступает в Израиль и тратится в Израиле.
Источником иностранной валюты становятся и 6 тысяч неженатых юношей и девушек, ежегодно
прибывающих в Израиле, чтобы учиться в иешивах и различных семинарах. Приезжают из Америки и других
стран мира и супружеские пары. Жены студентов иешив живут в Израиле, пока их мужья изучают Тору. Эти
молодые пары практически полностью поддерживаются деньгами из-за границы, а кроме того, оказывают
существенное влияние на спрос на рынке жилья.
Если Израиль перестанет быть мировым центром изучения Торы, эти большие денежные поступления
прекратятся. Без религиозных, которые съезжаются к нам со всего мира, даже несмотря на угрозу их
безопасности, авиакомпания Эль Аль и многие отели Иерусалима в этот тяжелый для нашего государства
период должны были бы закрыться.
Не могу не отметить уродливость “критического анализа” отдельных групп населения с точки зрения
экономической выгоды. В нем как бы заложено требование оправдать свое существование. Наверное, мы
должны быть благодарны “судьбе” за то, что “объектами” такого анализа не стали иммигрантам из Эфиопии,
израильские арабы, жители городов развития или, скажем, “высший эшелон” руководства израильской
электрической корпорации, представителя которого получают астрономические зарплаты, успешно
разбазаривая электрические ресурсы.
Почему жалобы создателей кинофильмов или художников на сокращение их бюджета вызывают у средств
массовой информации только сочувствие, а сокращение базисного бюджета на образование детей из
религиозных семей, встречается с ликованием?
Билеты в театры субсидируются государством для вполне материально благополучной публики
(государство добавляет в среднем по 20 долларов за билет), и никого это не волнует. Но расходы на изучение
Торы — нашего общего наследия, неизбежно воспринимаются излишними тратами.
Каким бы ни было влияние религиозного сектора на израильскую экономику, оно бледнеет по сравнению
с другими факторами, которые проходят вообще как будто бы незамеченными.
Министерство финансов советует сократить зарплаты в правительстве на 10% и сократить расходы на
содержание общественного сектора. Все знают, однако, что это — одни разговоры. Стоит затронуть эту
проблему, и Гистадрут парализует страну серией разрушительных забастовок.
Киббуцам неоднократно оказывалась государственная помощь, которая исчисляется сотнями миллионов
шекелей. При этом им было разрешено сдавать в аренду и продавать государственную землю, стоимостью в
миллиарды. И до поры до времени никто даже не возмутился такой формой “массовой благотворительности”.
Бесспорно, экономическая структура религиозного сектора не может быть вне критики. Он и сам
находится в нестабильном состоянии — из-за внутренних и внешних воздействий. Но, как бы то ни было, до
тех пор, пока общественное мнение о нем извращено до абсурда, о плодотворном диалоге между светской и
религиозной частями страны и речи быть не может. Неконструктивная, основанная на лжи “критика” со
стороны светских израильтян лишь замедляет развитие положительных, наметившихся в нашей стране,
тенденций...
Йонатан Розенблюм - автор многочисленных статей в Джерузалем Пост (Израиль) и Джуиш Обзервер
(Нью-Йорк, США)