Никто не говорит о справедливости
Герцлийская конференция предоставила мне возможность посмотреть на "альтернативы", предлагаемые лидерами правых партий по пути в правительство Эхуд & Эхуд *. Из речей, звучавших там, выяснилось, что и классические правые и религиозные правые находятся в плену концепции Осло и мыслят в тех терминах, которые она породила.
Биньямин Нетаниягу, как видно, хорошо проштудировал перед выступлением на конференции книгу Шимона Переса "Новый Ближний Восток". Решение, которое представил глава оппозиции, - "экономический мир". Нетаниягу говорил о совместных промышленных районах, которые обогатят жителей Газы и лишат их желания воевать. Но это "решение" уже давно опробовано. Пустующие промышленные районы Переса в Атарот и у КПП Эрез должны показать главе оппозиции, что это неверное направление, но, согласно пословице, "заключенный (чье сознание в цепях) не может вывести себя из тюрьмы".
Уже во время правительства Рабина вопил тогдашний министр ин.дел Шимон Перес с трибуны Кнессета в сторону главы оппозиции Биньямина Нетаниягу: "Какова ваша альтернатива?!" И уже тогда выяснилось, что у классических правых не было существенной альтернативы концепции Осло. В своем последнем выступлении на конференции в Герцлии Нетаниягу вновь подтвердил этот факт. Поэтому правые не понимают, почему даже когда они приходят к власти, левые продолжают править.
Но как религиозные правые могут жаловаться на Нетаниягу? Разве они свободны от плена левых концепций? "Надо хранить Насраллу как лидера Хизбаллы и не пытаться уничтожить его", - так выразился на конференции генерал-майор запаса Яков Амидрор и напомнил мне позабытое. Несколько лет назад мы с друзьями опубликовали объявление на целый лист в газете "Макор ришон", заголовком которого был призыв солдатам ЦАХАЛя уничтожить Арафата. По следам этого объявления начал юр.советник правительства следствие и в итоге решил не подавать против нас обвинительное заключение, чтобы не дать дополнительную рекламу идее. "Это именно то, что они хотят", - сказал он и, по правде говоря, был в значительной мере прав. И когда Арафат был неизлечимо болен, я публиковал повсюду статьи под заголовком "Убить его как можно скорее – прежде, чем он умрет сам!" Вроде бы я выражал абсолютно не логичную идею – почему Израиль должен ликвидировать этого популярного у арабов лидера и рисковать реакцией, если подлец все равно сдохнет в течение нескольких дней?
Ответ прост – есть тесная связь между справедливостью и безопасностью. Чтобы добиться безопасности, нужна армия, современное оружие, разведка, но все это не поможет тому, кто не вооружен справедливостью, чувством своей правоты. В соглашениях Осло отказалось государство Израиль от этого оружия. Рукопожатие Рабина с главой террористической организации освобождения (всей) Палестины от евреев показало всему миру, что Израиль принимает справедливость арабского требования на всю Эрец Исраэль; все, что еврейские "колониалисты" хотят от палестинских "туземцев" – это бизнес.
Ословский прагматизм, изначально отказавшийся от понятия справедливости, достиг прямо противоположных результатов, чем он надеялся. Безопасность Израиля резко ухудшилась, она сейчас в самой низкой точке со времен Войны за Независимость. Гражданское население страны является легитимной целью для постоянных обстрелов. Послеословский Израиль позволил арабским соседям вооружиться десятками тысяч ракет, которые могут достичь любой точки страны и нести неконвенциональное оружие. Через несколько лет закончит Иран разрабатывать ядерное оружие, но ословский Израиль, отказавшийся от веры в свою правоту, не способен объяснить родителям солдат, почему надо выйти на войну против Ирана и, разумеется, не удостоится международной легитимации за такую атаку – просто потому что государство само признало, что нет оправдания его существованию.
Мой призыв уничтожить Арафата не следовал из прагматических соображений, а был отчаянной попыткой вернуть нам правоту. Я думал, что Арафата нужно уничтожить не потому, что это полезно, а потому, что это справедливо.
Можно понять лидеров без веры, когда они скользят вниз по маршруту "прагматического диалога", "чистого от соображений правоты". Возможно, их сознание затрудняется постичь неизмеримую мощь веры и справедливости. У некоторых политиков, по-видимому, само это понятие уже отсутствует, они сдали этот "примитивный" термин в архив. В нашу постмодернистскую эпоху термин "справедливость" помещен где-то между параграфом о субъективных ощущениях, вроде чести, и параграфом о важности всяческих символов.
"Мы дадим им достоинство, а они дадут нам мир", - такие высказывания раздавались со стороны "компании блейзеров" ** Переса. Но когда это говорит генерал Амидрор, это свидетельствует о серьезном падении. Выясняется, что и правый религиозный истеблишмент уже находится в плену концепции Осло и не способен представить альтернативу.
("Макор ришон" 25.01.08)
Прим.перев.
* - статья написана во время правительства Ольмерта-Барака, когда Нетаниягу возглавлял оппозицию
** - речь идет о "восьмерке блейзеров" – Бейлин, Бург, Рамон, дочь Даяна и т.д.
Парламент Сингапура собирается в Герцлии
Неверно называть государство Израиль еврейским и демократическим – оно демократическое только потому, что еврейское. Выхолощавание еврейского характера государства приводит к выхолащиванию его демократичности
Мы не обратили внимание, а руководство перешло от премьер-министра к президенту. (прим.перев. – по закону основные полномочия находятся у премьер-минимтра, а у президента лишь представительские функции)
Мы не заметили, а парламент перешел из Кнессета на конференцию в Герцлии.
А государство Израиль перестало представлять еврейский народ.
В статье, которую опубликовал философ Охад Камин, он показал связь между Международным Днем Катастрофы и утратой государством Израиль статуса представителя еврейского народа. Международный День Катастрофы был введен сравнительно недавно. Еще несколько лет назад никто не слышал о таком международном дне. Было ясно, что государство Израиль решает о Дне памяти. Никому не приходило в голову предложить другой день, отличный от того, который установило государство евреев.
Но Арон Барак (прим.перев. – бывший председатель Верховного суда) уже объяснил, что он не рассматривает государство Израиль в качестве еврейского государства, Шимон Перес объяснил, что мы вообще ивритоязычный Сингапур, Биньямин Нетаниягу отказался от необходимости признавать нас в качестве еврейского государства и вернулся к "месту под солнцем" (прим.перев. – так называется книга Нетаниягу) – так что удивительно, что миру понадобилось 62 года, чтобы убедиться, что мы не еврейское государство на самом деле и ввести другой День Катастрофы, отличный от того, что установил этот Сингапур.
Перевод настоящих (и престижных) обсуждений из Кнессета на Герцлийскую конференцию выражается тот же процесс. Парламент "асафсуфа" (толпы, сброда) оставили в Иерусалиме для незначительных депутатов. Настоящие принимающие решения убегают от места народного представительства в Святом городе и переносят свои обсуждения в "элитарный пузырь" в городе хай-тека. Чтобы выступать там, Вы должны быть явным выразителем левацкой повестки дня, или высокопоставленным неевреем, или заплатить большую сумму денег…
Если Вы премьер-министр, возможно, дадут Вам выступить. Не наверняка…
И глава правительства, как показал это Хагай Сегаль на прошлой неделе, уже не рискует двигаться без настоящего центра власти – провозвестника палестинского государства Шимона Переса.
Так вырывается почва из-под ног евреев, и попутно – из-под ног демократии…
Все репортеры сообщали, как уже после ареста жестоко избивали бросившего туфлю в судью. Разве эти побои в здании суда человека в наручниках под конвоем не являются в несколько раз более серьезным преступлением, чем само бросание туфли? Но никто не задал этот вопрос. Потому что мы уже привыкли, что власть - не власть народа.
Попробуйте вызвать полицию из-за того, что сосед бросил в Вас туфлю. "Нет сомнений", что полицейская машина прибудет через несколько секунд и бросавший будет арестован до окончания судебного процееса…
Неправильно называть государство Израиль еврейским и демократическим – оно демократическое только потому, что оно еврейское. Выхолощавание еврейского характера государства приводит к выхолащиванию его демократичности. Конец процесса – потеря еврейской идентичности государства ведет к утрате его международной легитимации.
"Мы мечтали о месте, где новая Книга Книг будет написана для спасения мира, ведь вы избранный народ… мир возлагал на вас надежду, а вы …" (британские университетские руководители объясняют президенту колледжа Сапир Зеэву Цахору свой гнев на Израиль. Из интервью Меиру Узиэлю, "Макор ришон" 1 Адара 5768г.)
Напыщенных ораторов, убежавших от евреев в Иерусалиме в стеклянные стены в Герцлии, ожидают теперь ордера на арест в Лондоне.
("Макор ришон" 12.02.10)
Перевел Моше Борухович
МАОФ
См.также