Основным утверждением, с помощью которого убедили солдат изгнать евреев из Гуш-Катифа, было – что нет выбора. Без подчинения власти страна разрушится. Интересно посмотреть, что Мегилат Эстер может рассказать нам об этом.
Когда Шарон провозгласил свой план "размежевания", "город Шушан был в смятении". Никто не понимал, почему он делает это. Никто не понимал, что государство Израиль выигрывает от этого. Никто не обманывал себя иллюзиями, что этот шаг принесет мир. И арабы из сектора Газы не оставляли места для сомнений.
Как же преуспел режим навязать обществу неморальное и нелогичное решение?
"В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Меуману, Бизте, Хавроне, Бигте и Авагте, Зейтару и Каркасу, - семерым евнухам, служившим перед лицом Ахашвероша, - чтобы они привели Вашти царицу пред лицо царя в венце царском для того, чтобы показать народу и князьям красоту ее, потому что красива видом была она".
После полугода сплошных пиров осталось глупому царю только одно, чем он может похвастаться, - красота его жены. Он приказывает привести ее и показать всему народу с короной на голове. Только в короне.
Может ли быть более глупый приказ, чем этот? Хоть никто не был изгнан из дома, ничья жизнь не была разрушена, кроме чести Вашти ничего не пострадало бы – и все же нет сомнения, что это "незаконный приказ, над которым развевается черный флаг…"
"Но отказалась царица Вашти прийти по приказанию царя, объявленному через евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем".
Вашти отказывается от выполнения безнравственного приказа. Можно было ожидать, что тут же прикажет царь оторвать ей голову – как сделано с Бигтаном и Терешем, и чего опасалась Эстер, когда осмелилась прийти без вызова. Но Ахашверош чувствует, что перешел границы разумного. Он понимает, что отданный им приказ не выдерживает проверки на логику, что создает опасность для легитимности его власти и его приказов. Каково убежище дурацкого и преступного режима? Как он обернет преступный приказ в легитимную обертку?
"И сказал царь мудрецам, ведавшим былое, - ибо таков был обычай царя – советоваться со знающими закон и право… Как поступить по закону с царицей Вашти за то, что она не сделала по слову Ахашвероша, объявленному через евнухов?"
Вдруг вспомнил Ахашверош про "власть закона". Он просит "юридическую консультацию". Он обращается в персидский БАГАЦ, и тот уже находит творческий комментарий, чтобы "откошеровать гада". Он вообще не занимается вопросом, кто прав – Ахашверош или Вашти. "Власть закона" интересовало только одно – чтобы существующий истеблишмент уцелел. И так гласило юридическое заключение, которое позже было использовано для "ментальной подготовки" к изгнанию евреев из Гуш-Катифа.
"Не пред царем одним виновата царица Вашти, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые во всех областях царя Ахашвероша, потому что поступок царицы приведет к тому, что все жены будут пренебрегать своими мужьями, говоря: "Царь Ахашверош велел привести царицу Вашти пред лицо свое, а она не пошла".
Вы понимаете? Это вообще не важно, есть ли логика в приказе, морален ли он, законен или полностью незаконен. Это вообще история не о Вашти или Гуш-Катифе, существование государства находится на чаше весов! Если царица не придет голой – будет подорвано в одночасье отношение всех жен к их мужьям, и все обрушится…
("Макор ришон" 26.02.10)
Перевел Моше Борухович
МАОФ