(22.02-10) Два этих событийных сюжета хотя и развивались параллельно друг другу, но, тем не менее, не привлекли внимания СМИ как некий единый политический процесс, свидетельствующий о серьезных сдвигах в израильском общественном сознании.
События одного из сюжетов начались с того, что глава правительства вчера на севере страны, в Галилее, на выездном заседании кабинета среди прочего высказал намерение начать всерьез заботиться о еврейском культурно-историческом наследии в Израиле. В частности, было высказано намерение включить в рамки государственной программы «Морешет» («Наследие») два ключевых для еврейской культуры и истории объекта: пещеру Махпела в Хевроне, в которой, согласно еврейской традиции, похоронены Адам, Хава (Ева) и праотцы еврейского народа Авраам, Ицхак и Яаков, праматери Сара, Ривка и Лея, а также могилу праматери еврейского народа Рахели в районе Бейт-Лехема.
Данное решение означает, главным образом, увеличение средств, выделяемых правительством на поддержание данных объектов истории и культуры в должном порядке.
Это казалось бы абсолютно далекое от политики и палестино-израильских отношений решение израильского правительства тут же вызвало бурную реакцию как со стороны администрации Палестинской автономии, так и среди арабов Хеврона. Пресс-секретарь автономии от имени находящегося в официальном турне Абу-Мазена выразил протест против намерения израильских властей. В Хевроне же были отменены в знак протеста занятия в школах, на улицах начались масштабные беспорядки. Бунт в Хевроне сопровождался метанием камней по окнам домов в еврейских кварталах и по самим их жителям, а также по солдатам и полицейским, поджогом автомобильных покрышек и блокировкой улиц и дорог. Появились и первые пострадавшие: солдат ЦАХАЛа получил легкое ранение в ногу.
Среди участников бунта в Хевроне замечены подстрекатели из проарабских и анархистских организаций из Израиля и из-за границы.
Комментарий
Весьма характерны, так сказать, «формулировки» арабского протеста. В официальной реакции ПА сказано, что включение Меарат а-Махпела (Пещеры Праотцев) и могилы праматери Рахели в список еврейского духовного наследия, оказывается, является «очередной попыткой правительства Нетаниягу подорвать международные усилия по возобновлению мирных переговоров». «Нарушением», представляющим собой, к тому же, «особую опасность, так как оно добавит к и без того сложному конфликту религиозную составляющую, что может иметь опасные последствия…».
Арабы же Хеврона, не мудрствуя лукаво, буйствуя на улицах этого древнейшего еврейского города, скандировали, что Пещера Праотцов, в которой похоронен праотец еврейского народа Авраам, «принадлежит только арабам, а не сионистам».
Эти откровения ярко показывают уровень, на котором ведется так называемый «арабо-израильский диалог», будь то его «мирные формы» в виде переговоров, либо конфронтационные, в виде терактов и интифады. Суть претензий арабов проста: еврейское историческое и культурное наследие в качестве такового они категорически не признают. И более того, присваивают это наследие себе, чтобы затем полностью нивелировать и уничтожить, как ненужную «улику», свидетельство прав евреев на Землю Израиля.
Второй линией» единого сюжета стала инициатива депутата Кнессета от партии «Национальное единство» Михаэля Бен-Ари, а также большой группы активистов правого лагеря, совершить пеший поход в город Иерихон. Этот город благодаря сделанным в свое время жестам доброй воли израильского кабинета находится в зоне «А». То есть под полным контролем палестинской администрации.
В данном случае целью «нарушителей общественного спокойствия» стала прямо противоположная действиям арабов Хеврона цель. А именно: заявить о нерасторжимом единстве еврейского народе с Землей Израиля и еврейским историческим и культурным наследием. Конкретными целями участников марша были посещение расположенных в Иерихоне древних синагог «Шалом аль Исраэль» и «Наарана» и молитва в первой из них. Более же общей задачей, как заявили сами участники марша, явилась реализация желания наглядно подтвердить своими действиями безусловное право еврейского народа на территорию Эрец-Исраэль, а также напоминание об этом праве как арабам, живущим на еврейской земле, так и всему израильскому обществу.
Инициаторам марша так и не удалось получить специальное разрешение израильской военной администрации на данное посещение «территорий», вот уже много лет необходимое каждому израильтянину для того, чтобы попасть в зону «А», и вся акция немедленно была охарактеризована властями как «противозаконная». На пути у участников марша были выставлены патрули пограничной полиции, задерживавшие тех, кто пытался попасть в Иерихон без специального разрешения.
Тем не менее, значительной части израильтян удалось прорваться сквозь оцепление и даже поучаствовать в молитве в одной из иерихонских синагог. После этого крупные силы израильской армии при поддержке палестинской полиции насильно эвакуировали молящихся из синагоги Наарана и депортировали их в пределы «зеленой черты».
Перспективы
Вся акция активистов правого лагеря сопровождалась улюлюканьем центральной израильской прессы, весело издевавшейся над участниками марша и смаковавшей эпизоды насильственной эвакуации правых активистов военными и полицией.
Между тем веселящимся израильским журналистам было бы весьма полезно прислушаться к тому, что сказал в данной связи один из организаторов и участников акции. "Никакая сила не сможет остановить народ Израиля, желающий вернуться на свои земли. Пришло время для того, чтобы израильские лидеры поняли: Иерихо - это только начало", - заявил журналистам известный правый активист Итамар Бен-Гвир.
Еще более интересно для израильских граждан звучит мысль, высказанная депутатом Кнессета Михаэлем Бен-Ари (Национальное единство) в интервью государственной радиостанции "Голос Израиля". "Если "ословские соглашения" остаются в силе, - отметил Бен-Ари, - это означает, что евреи обладают законным правом посещать святыни, расположенные на территории Эрец-Исраэль. Если же правительство лишает евреев такого права, значит, "ословские соглашения" мертвы, и их следует денонсировать".
На фоне нынешнего политического и духовного анабиоза, поразившего израильские средства массовой информации, упорно не желающие просыпаться от сладкого сна «Осло», высказывания Бен Ари звучат «крамолой». Такое, во всяком случае, не каждый день услышишь в эфире государственной радиостанции.
Однако, как говорится, большой дождь начинается с маленьких и редких капель. Уже одно то, что сегодня в Израиле есть кому сформулировать и огласить в радиоэфире саму эту «крамольную» мысль о денонсации договоров Осло и о праве евреев на Землю Израиля, в том числе и на Иерихон, является фактически приговором затянувшейся вопреки здравому смыслу сумеречной эпохе «Осло».
Материал сайта www.evrey.com