Есть старый анекдот про американцев, что они всегда понимают ситуацию точно и полностью, но с опозданием на два года. В Первую мировую войну они вступили в 1916г. (прим.перев. – точнее в 1917г.), во Вторую – в1941г., в обоих случаях через 2 года после начала войны. Есть дополнительные примеры задержек в американском понимании. Если есть истина в этом анекдоте, то Обама точно поймет ситуацию на Ближнем Востоке в начале следующего года.
Так много слов и чернил пролились на прошлой неделе на политические темы, что общественность запуталась. Представим действительность, как она есть: ситуация в нашем регионе похожа на бочку с порохом и одна спичка, брошенная пироманом, подожжет весь регион. Об этом, похоже, есть всеобщее согласие. И на прошлой неделе нашелся пироман, поджегший горючую смесь. Но в отличие от распространенного утверждения, этот пироман сидит не в Иерусалиме, а в Белом доме. Барак Обама своим напыщенным поведением, за которым еще не обнаружена логика, поджигает Иудею и Самарию. Его анти-израильские шаги только поощряют палестинцев ужесточить позиции на переговорах и усилить террор.
Обама выглядел на этой неделе как желающий всей силой столкнуться с премьер-министром Биньямином Нетаниягу. Тот, кто знаком с американским характером, знает, что США не "обиделись" из-за продвижения программы строительства в районе Рамат-Шломо. Высказывания высокопоставленных представителей американской администрации вскрыли намеренные искажения действительности, как, например, слова гос.секретаря Хиллари Клинтон в интервью CNN сразу после "выговора" Нетаниягу, в котором назвала это "оскорблением" для США. "Сообщение по поводу поселений в день, когда вице-президент был в регионе, это оскорбление", - сказала Клинтон, полностью игнорируя тот факт, что это всего лишь было процедуральное утверждение окружной комиссией по планированию и строительству при МВД перед выдачей окончательного разрешения. Такое утверждение обычно выносится после длительных обсуждений и проверки всех возражений против плана – обычно различных экологических организаций. Строительство закончится через 3-4 года. Речь идет о рутинной процедуре, в подробности которой не вникает министр внутренних дел, тем более премьер-министр. Даже если Нетаниягу дал обязательство Обаме, что не будет практического нового строительства в Иерусалиме, то такого обязательства он не нарушил. Практически ничего не произошло.
Обама мог легко "успокоить" ситуацию и продвинуть переговоры между Израилем и палестинцами. Он мог заявить, что принял извинения Нетаниягу и его объяснение, что это была точечная поломка из-за не совсем правильного поведения нескольких чиновников, которые не поняли политическую чувствительность ситуации. Обама мог заявить, что американская администрация понимает, что Нетаниягу не хотел поставить Белый дом в неловкое положение и что премьер-министр Израиля, как и президент США, не знает всех деталей всех бюрократических этапов каждой программы по строительству в каждом городе страны. Именно для этого есть министерства. Обама мог принять объяснения, что параллельно с точечным проколом Нетаниягу предпринял такие практические шаги, как замораживание строительства в Иудее и Самарии, чтобы продемонстрировать искреннее желание продвигать переговорный процесс.
Единственное достижение Обамы до сих пор – это откладывание возобновления переговоров после того, как добился согласия обеих сторон на "переговоры по сближению". Достижение достойное быть отмеченным. Не очень успокаивает думать, что у лидера сверхдержавы туго с пониманием.
Не причина для траура
И Бен-Гурион не очень ладил с Эйзенхаурером, и Рабин спорил с Джеральдом Фордом, и Бегин конфликтовал с Картером, а Шамир с Бушем-старшим и Биби с Клинтоном (Биллом, не Хиллари). Только Никсон хорошо относился к Голде, и он еще был антисемитом по своей природе.
40 лет назад произнес покойный Моше Даян речь под заголовком "Аль тира, авади Яаков", предназначавшуюся поддержать общество во время Войны на истощение (1970-71), которая начала чувствоваться в стране. Эту важную цитату из Торы надо помнить и сегодня. Нет причины для нервозности и нет причины для национального траура, разжигаемого СМИ. Конфликт с США – это не конец мира. Мы прошли многое в нашей истории, переживем и Барака Хусейна Обаму.
Двойная мораль в "установлении фактов на местности"
Центральное утверждение против еврейского строительства – как в Иудее и Самарии, так и в Иерусалиме – это запрет "устанавливать факты на местности" перед переговорами. Но в то время как американцы и Эхуд Барак осуждают израильское правительство из-за строительства в Иерусалиме, идет ускоренное строительство в Самарии. "Замораживание" строительства правительством Нетаниягу не чувствуется на холмах к северу от поселения Атарот. Тут энергично работают экскаваторы, сравнивают холмы. Создаются инфраструктуры и пустовавшие холмы превращаются в дороги и жилые кварталы. Как верные Эрец Исраэль мечтают уже годы.
Только тут речь идет не о еврейском строительстве, а о арабском. Палестинцы строят в Самарии новый город под названием Раваби (холмы, своего рода Гиватаим). Когда палестинский премьер-министр говорит о строительстве палестинского государства, это то строительство.
Вроде бы, у Израиля нет никакой возможности противиться созданию города, поскольку речь идет о районе А, находящимся под полным палестинским контролем. Как Иерусалим для Израиля. Все же меньше, потому что нет ничего сравнимого со святостью Иерусалима для народа Израиля.
Важно отметить, что согласно соглашениям Осло, в рамках переговоров о постоянном урегулировании у Израиля будет право требовать, чтобы и территории А вернулись под наш контроль. Речь идет о подробном 31-м параграфе 5-й главы соглашения Осло-2. Подпункт 5: "Ничто в этом соглашении не повлияет, не окажет воздействия и не помешает переговорам о постоянном урегулировании, которые будут вестись в соответствии с декларацией о принципах. Ни одна из сторон соглашения не будет считаться, на основе предисловия к этому соглашению, как будто она отказалась или уступила какое-то из своих прав, требований или существующих позиций". Не надо комментариев РАШИ: государство Израиль имеет право требовать в процессе переговоров, чтобы территория, на которой строится город Раваби, перешла бы под наш суверенитет при постоянном урегулировании. Само создание города устанавливает факты на местности, которые затруднят реализацию этого требования.
И никто не задает простой вопрос: почему когда евреи строят в Иерусалиме и в Иудее и Самарии – это "установление фактов на местности", что абсолютно запрещено, пока не закончились переговоры, но когда арабы строят, в этом нет никакого установления фактов и это разрешено?
("Мацав а-руах" 19.03.10)
Перевел Моше Борухович
МАОФ