Maof

Sunday
Oct 02nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В последнее время умножились и  обострились споры вокруг дат  перехода Израиля на зимнее и летнее время. Формальным поводом послужил слишком ранний переход на зимнее время в этом году в преддверие Судного дня, якобы, выполняемый (между прочим, по закону 2005 года, принятому Кнессетом) в угоду "религиозным", которым трудно поститься "лишний" час. Отметим, что длина поста постоянна, как и длина Шаббата (примерно 25 часов 15 минут) независимо от времени начала поста (Шаббата), но по летнему времени пост начинается примерно в 18:00 часов и заканчивается завтра примерно в 19:00 часов, а по зимнему времени начинается в 17:00 и заканчивается в 18:00. Часть поста вечером наиболее легка (только что поели и попили вдоволь), так что более раннее начало поста проблем не вызывает, а последний час действительно труден и перенос его окончания с 18:00 на 19:00 затрудняет ситуацию, но не настолько, чтобы из-за этого ставить на уши всю страну.  Да и можно было бы молитвы начать позднее, поспать на час дольше и уровнять ситуации зимнего и летнего времени. Как люди (скорее, политики и СМИ) определяют ранний, поздний или нормальный переход на зимнее время? Да очень просто: смотрим на Европу и Америку. Когда эти "вершины мирового прогресса" переводят часы, тогда и нам в самый раз – они же умные, и нам нужно только воспринимать их [христианскую] мудрость, а свои мозги можно и не включать. И важно, чтобы расписание передач телевизионного вещания России у нас не менялось. И незачем замечать, что такая "непрогрессивная" страна, как Китай вообще не переводит часы в течение года – там же китайцы живут, нечему нам, прогрессивным у них учиться.

Всегда  слышны голоса тех, кто ратует за непереход  на зимнее время вообще – один раз  перешли на летнее время и "заморозили" ситуацию. Их не слушают из-за поклонения Европе, Америке, России. А ведь каких-то 80 лет назад и эти страны не дергали дважды в год стрелки часов.

Сторонниками "правильного" перехода на зимнее время обязательно нам приводятся "экономические" размышления –  экономия от перехода на зимнее время  составляет до 150 миллионов шекелей  в год. Для получающего нормальную зарплату в 5-7 тысяч шекелей цифра огромная. Правда, эта экономия в расчете на душу населения (примерно 7 миллионов)  уже не столь впечатляет – около 20 шекелей в год. Такую "экономию" даже на протяжении месяца заметить трудно, а уж для года – совсем маловато. Да реальная ли это вообще экономия? Конечно, нет. Заметим, что государственный бюджет Израиля превышает 300 миллиардов (миллиардов, не миллионов!) шекелей. И это только оборот государства. Имеется еще огромный оборот денег в частном секторе. Не заботясь особо о точности, можно предположить, что общий оборот средств в Израиле где-то около триллиона шекелей. Общие экономические расчеты практически невозможно сделать с точностью выше 3% (да и то мы здесь излишне оптимистичны). Значит, любая ожидаемая "экономия" в суммах, меньших, чем 30 миллиардов – просто ниже точности расчетов. А в пределах столь малой цифры как 150 миллионов (в 200 раз ниже точности расчетов) можно безответственно считать как несуществующие убытки, так и столь же несуществующие прибыли.

Даже  не будем включать в расчеты плохое самочувствие людей после перехода времени из-за необходимости два  раза в год перенастраивать биологические  часы (инфаркты, инсульты, повышенная усталость, недосып, подверженность инфекциям  из-за ослабления организма, обострение имеющихся болезней) – явно не этот аргумент решает, хоть он и имеет кроме человеческого еще и экономический аспект.

Так что же решает, если здоровье населения  вообще не учитываем, а экономические  выкладки – абсолютная липа?

Для выяснения этого немного займемся астрономией восхода, полдня и захода солнца. Все времена приведены по календарю для города Иерусалима, расположенного в самой середине Страны, но малые размеры Израиля не позволяют ошибиться для любой ее точки больше, чем на 5-7 минут. Следует заметить, что календарь учитывает в расчете времен не только широту и долготу Иерусалима, но и его высоту над уровнем моря (около 900 м.) и еще некоторые тонкости еврейского Закона (Галахи), например, учет наличия на востоке от Иерусалима за рекой Иордан гор МоАва (ныне принадлежащих Иордании). Еще замечание: в данном тексте мы пользуемся григорианским, а не еврейским календарем, так как григорианский календарь – чисто солнечный и времена восхода, полдня и захода солнца в нем одинаковы (с небольшими погрешностями из-за наличия високосных годов) в одни и те же даты для любого года.

По  единому времени, распространенному на весь год (неважно, зимнему или летнему) время астрономического полдня довольно постоянно. Самый ранний полдень приходится на 11:22 (12:22 по "летнему" времени) и наблюдается между 2 ноября и 4 ноября, а самый поздний – 11:54 (12:54 по "летнему" счету) между 10 февраля и 14 февраля (не будем заниматься несимметричностью процесса – это уже более высокая астрономия, чем нужно нам для этих рассуждений. Также не будем настаивать на том, что минимум и максимум должны быть привязаны к некоторому мгновению, а не к целой неделе, но для этого нужно учитывать секунды и их доли, но нам для рассуждений минутная точность более, чем достаточна. Поэтому просто примем несколько огрубленные факты как они есть. Для интересующихся добавим, что есть еще местный длинный по времени минимум 11:36 между 1 мая и 28 мая и местный, также длинный по времени, максимум 11:45 между 12 июля и 8 августа).

Для восхода и захода составим табличку (по зимнему времени, а в скобках – по летнему), чтобы все данные для рассуждений были перед глазами:

Восход  Заход   Длина дня

1 января   6:37 (7:37)  16:51 (17:51)  10:14

1 февраля   6:31 (7:31)  17:17 (18:17)  10:46

1 марта   6:06 (7:06)  17:41 (18:41)  11:35

1 апреля   5:28 (6:29)  18:03 (19:03)   12:35

1 мая   4:54 (5:54)  18:23 (19:23)  13:29

1 июня   4:34 (5:34)  18:44 (19:44)  14:10

1 июля   4:37 (5:37)  18:54 (19:54)  14:17

1 августа   4:54 (5:54)  18:41 (19:41)  13:47

1 сентября   5:14 (6:14)  18:08 (19:08)  12:54

1 октября   5:32 (6:32)  17:29 (18:29)  11:57

1 ноября   5:54 (6:54)  16:54 (17:54)  11:00

1 декабря   6:20 (7:20)  16:40 (17:40)  10:20

Рассмотрим  разные подходы ко "местоположению" времени суток к нашей обычной жизни.

Постулируем, что большинство из нас в рабочие  дни встает около 6:00, уходит на работу около 7:00, работает с 8:00 до 17:00, возвращается домой около 18:00 часов и ложится  спать в 22:00 часа. Представляю, сколько  посыплется возражений на это предположение! Сколько десятков процентов людей живут не по этому режиму! Сколько отклонений от режима встречается чуть ли не ежедневно у каждого из нас! Сколько из нас работают отнюдь не до 17:00 часов (но это идет, как правило, за счет времени нахождения дома, а не за счет сна)! Но нам нужно от чего-то оттолкнуться в нашем рассуждении, а учесть рабочие и личные режимы каждого мы не в состоянии и поэтому выбираем нечто среднее.

Итак, одно из предположений состоит в том, что человек заинтересован в симметричности всего дня (между 6:00 и 22:00). Назовем этот режим "форсированное" летнее время. Тогда ему желателен полдень в районе 13:30 – 14:00. Это значит, что часы нужно перевести вперед относительно зимнего времени не на час, а на два часа вперед (или на дополнительный час вперед относительно летнего времени). Такое, при его первичной желательности,  нигде не наблюдается.

Второе  предположение – что человек  и общество в целом заинтересованы в симметричности рабочего дня. Тогда ему желателен полдень в районе 12:30 – 13:00. Это значит, что часы нужно перевести вперед относительно зимнего времени на один час, как сегодня – летнее время.

Такой режим по первому предположению ("форсированное" летнее время, сдвижка на 2 часа, полдень 13:30 – 14:00) означает, что на пике лета (1 июля, близко к летнему солнцестоянию, самый длинный день, самая короткая ночь) солнце взойдет в 6:37, а зайдет в 20:54. Режим не столь уж плох –встать немного по темноте, но быстро, еще до выхода на работу рассветет и солнце зайдет аж в 9 часов вечера. Есть большой кусок домашнего вечернего светлого времени, для себя, для семьи, для детей. И этот кайф не так быстро кончится. Еще 1 октября (близко к осеннему равноденствию, день по продолжительности равен ночи) солнце взойдет в 7:32, а зайдет в 19:29. И близко к этому идет 1 апреля (7:28 и 20:03 соответственно) - день около весеннего равноденствия. Выйти из дому придется еще в утренних сумерках, но рассветет восход солнца произойдет еще в дороге на работу, зато по приходу домой есть еще 1,5 часа света. Дальше будет хуже – 1 января восход в 8:37 и заход в 18:51. Явное смещение – выходить из дому в темноту весьма неприятно, весь утренний транспортный поток (который заметно более концентрирован, чем размазанный вечерний) будет проходить в темноте. Поэтому режим "форсированного" летнего времени хорош для лета, но не очень хорош для всего года. Казалось бы разумным перейти на "зимнее" время (которое для этого варианта – как нынешнее летнее – сдвинуто относительно зимнего на один час вперед, с полднем в 12:30 – 13:00) и держать это зимнее (по нынешнему – летнее) время с 1 октября по 1 апреля. Тогда 1 октября солнце взойдет в 6:32 и зайдет в 18:29, (1 апреля – недалеко от этого), а на пике темноты 1 января солнце взойдет в 7:37, а зайдет в 17:51. Не только весь рабочий день пройдет при свете, чему будут весьма рады наши работодатели, но и большая часть поездки на работу и с работы, поход детей в школу – все будет при свете солнца. То есть, нынешнее "летнее" время весьма подходит многим и на пике зимы.

Рассмотрим  еще одну опцию. Если этот режим (нынешнее летнее время) столь хорош зимой, почему бы его не сохранить и на лето (сейчас этот режим применяется ТОЛЬКО летом) – на пике лета 1 июля солнце всходит в 5:37 и заходит в 19:54. Совсем неплохо. И встаем при свете, и вернувшись домой еще пользуемся достаточно долго светлым временем суток (как и сейчас). Именно так было поставлено время (так называемое "декретное" время), по крайней мере, в России до 30-х годов ХХ века и оно совсем неплохо отвечало всем потребностям и общества, и отдельного человека.

А что мы получаем, переходя зимой  на зимнее время (с полднем в 11:30 – 12:00)? А толком ничего. 1 октября солнце восходит в 5:32 и заходит в 17:29. Явно хочется, чтобы солнце попозже взошло (первая часть светового дня все равно пропадает во сне и в утреннем туалете и завтраке), но зато попозже бы зашло – это еще наше активное время. А 1 января солнце восходит в 6:37 и заходит в 16:51. Конечно, неплохо выйти на работу при свете, но вечером дома – все равно темно. Слабоватенькое преимущество, легко съедаемое недостатками.

То  есть, применяемый ныне в Израиле  режим зимнего/летнего времени  толком ничего не дает "обычным" людям и дата перевода часов (месяцем раньше – месяцем позже), кроме сдвижки расписания телевизионных программ из-за границы ничего не определяет.

Единственный  видимый нам недостаток сохранения нынешнего летнего времени на зимний период – позднее разрешенное  начало еврейской утренней молитвы "шахарИт" (строчная гласная указывает на правильное ударение). При сохранении летнего времени на зимний период 1 января можно (с натяжками – миньЯн поалИм – молитвенное собрание вынужденных рано начинать работу) начать молитву через 5 минут после времени талИт-тфиллИн, то есть в 7:00, что приведет в выходу на работу в 8:00. А если молиться по Закону, без "натяжек" ("ватикИн" – молитва "амидА" с восходом солнца), то начало молитвы придется на 7:20, выход на работу – на 8:20. Слишком многим это станет неподходящим. И, оказывается, весь "прогрессивный" (читай – христианский) мир переводит часы только для удобств религиозных евреев! Казалось бы, сами христиане, даже если они светские, (и светские граждане Израиля) никаких особых удобств или преимуществ от такого дерганья часов не получают. Еще одно подтверждение привычного нам положения – мир настроен на обслуживание евреев, которые знают Тв-рца, даже если сам мир этого не понимает. На самом деле, как мы укажем ниже, более северные относительно Израиля страны от перевода часов кое что получают.

А если так, определим удобные для  евреев границы перехода с летнего  времени на зимнее, для начала не беря в учет интерес закончить пораньше пост Судного дня. Удобное время начало молитвы "шахарИт" в понедельник и четверг – 5:50, значит время талИт-тфиллИн – 5:45. Это время от 22 сентября до 22 марта. "Случайно" точно попали в интервал между днями равноденствия. Ровно полгода. Оптимально по очень многим признакам. Оказывается, чужие народы (даже "прогрессивные"!) переходят на зимнее время неоптимально для них же самих – лучше дергать стрелки равномерно, раз в полгода.. Так зачем же нам копировать их неоптимальность?  Понятно, что у евреев даты должны быть привязаны к еврейскому, а не к чужому календарю и закон Израиля от 2005 года очень хорошо, с очень приличной точностью это учитывает. И переход на зимнее время 5 сентября в 2010 году (несколько раньше оптимального 22 сентября) компенсируется переходом на это время 2 октября в 2011 году (чуть позже оптимума).

Именно  слабыми преимуществами перехода на зимнее время в Израиле и определяется та популистская кампания за переход на зимнее время с 1 ноября, как и "прогрессивные" гои. Можно перейти и 1 ноября, можно и попозже. 1 ноября по зимнему времени солнце взойдет в 5:54. Очень прилично для всех. Важнее посмотреть, что было по летнему времени на день раньше, 31 октября. Солнце взошло по летнему времени в 6:53. Еще неплохо и для детей, встающих в 6:30 – 7:00 и выходящих в школу где-то в 7:45 – и завтрак при свете дня, и поход в школу засветло. Те, кто выходит на работу в 7:00 и позже (без утренней молитвы) или еще позже после молитвой – тоже довольны – можно до 31 октября пользоваться лишним светлым часом вечером (до 17:55). Несколько проблемно для рано выходящих на работу "религиозных", но их – меньшинство даже среди "религиозных". То есть, многим это удобно. Но мы показали это выше - если бы не желание соответствовать режиму Европы и Америки, то в Израиле можно было бы вообще не переходить на зимнее время.

Поэтому главный, но тщательно скрываемый мотив популистского визга народных избранников за переход на зимнее время с 1 ноября (даже без попытки привязать дату перехода к еврейскому календарю)  - горячее желание "быть как все народы (гои)".

Но  все приведенные рассуждения  хороши и правильны для Израиля, весьма южной страны. Израильский внутренний "экватор" (линия Иерусалим – Тель-Авив) находится на широте 32 градуса к северу от земного экватора, всего-то на 10 градусов севернее тропика Рака. А что с более северными странами? Значительная часть Европы находится севернее 50-ой параллели (Париж – 49, Лондон - 51, Берлин – 53, Москва – 56, уже не говоря о Польше, Скандинавских и Прибалтийских странах), южная граница Канады - 50. Там, вроде бы, переход на зимнее время был бы оправдан. Но, похоже, что и там он не очень оправдан по прямо противоположной причине – перевод зимой стрелок на час вперед не решает никакой проблемы именно в средний, самый темный период зимы – все равно приходится приезжать на работу еще затемно, а уходить с нее – уже в темноте. Весь световой день используется в рабочее время как при переходе на зимнее время, так и без сезонного дерганья стрелок. То есть, именно относительно северные страны заинтересованы в довольно раннем переходе на зимнее время (не позже, а лучше в период осеннего равноденствия) и относительно долгом его течении (хотя бы до весеннего равноденствия), чтобы хотя бы осенью и весной получить положительный эффект от перехода – утренний транспортный поток на работу в относительно светлые сумерки. А на пике зимы этот переход ничего им не дает. И их поздний переход на зимнее время (за который так ратуют наши "прогрессисты") – обычная уплата дани собственному непониманию.

Кстати, желаемость относительно светлого времени  суток для утреннего транспортного  потока на работу может диктоваться еще одной причиной. Издревле для человека было морально трудно оставить теплую, уютную, относительно светлую пещеру и уйти по делам во враждебную темноту. А вот возвращаться домой по причине наступившей темноты было естественно. Наша пещера сегодня довольно заметно благоустроилась, но глубоко скрытые в нас инстинкты никуда не делись и миф о нашем прогрессе именно в аспекте человеческих качеств – только миф. Человек не поменялся (если не стал хуже), поменялась лишь ничего не определяющая и очень тонкая технологическая оболочка цивилизации – не более того. Вспомните, в какое зверье при изменении внешних политических условий мгновенно превратился самый культурный народ Европы (немцы) еще столь недавно, посмотрите на моральное состояние населения сегодня – и страшно станет от направления изменений.

А кому переход на зимнее время действительно хорош? Он хорош странам, находящимся в интервале широт 35-50 градусов (США, южная Европа, так и не переходящий на зимнее время Китай). Именно этот слой стран вместе с более северными странами, стремящимися хоть частично (осенью и весной) использовать преимущества перехода на зимнее время является двигателем перевода часов два раза в год. А что Израиль? – Мы либо по давней галутной привычке понуро плетемся в хвосте "прогрессивного" христианского мира, ничего с этого не имея (для светской части населения), но громко крича и о нашей тоже прогрессивности, о нашем нахождении в "дружной" семье народов. Либо обслуживаем нужды наших религиозных братьев, что, несомненно, очень положительно.

То  есть, принятый Кнессетом в 2005 году закон Государства Израиля (а  отнюдь не Государства Израиль, как  было принято в КГБ переводить на канцелярский русский словосочетания "Мединат Исраэль" с иврита или "Стэйт оф Исраль" с английского) является по времени перевода часов оптимальным и для евреев, и для северных по отношению к нам христианских народов (для христиан оптимум приходится на 22 сентября – 22 марта, но при их любви к границам месяцев – 1 октября – 1 апреля).

Кстати, о словах. Мы называем григорианский (христианский, чисто солнечный) календарь на иврите "лЮах шанА люазИ" и скромно переводим это словосочетание как "гражданский календарь". Но "лоЭз"  на иврите – не гражданский, а ЧУЖОЙ, НЕ ЕВРЕЙСКИЙ. Пришло ли бы кому-нибудь в голову спросить в России или Америке: "Какое сегодня число по ЧУЖОМУ календарю?" А здесь – ничего, самый распространенный вопрос. И невдомек, что же на самом деле спрашиваем! А про миф о всеобщности этого "чужого" календаря лучше вообще промолчать – ведь им пользуется не более трети человечества  (примерно 2 миллиарда населения христианских и подчиненных им стран). Еще 2,5 миллиарда (Китай, Индия и Юго-Восточная Азия) пользуются "восточными" (лунно-солнечными) календарями, 1,5 миллиарда арабов и мусульман – арабскими (чисто лунными). Израиль в очередной раз попал под власть чужой религии, сегодня, как и всегда продающейся в блестящей упаковке "мирового прогресса" (сейчас - светского христианства, уж больно подразвалившегося в началу Х1Х века. Некоторые называют эту религию атеизмом). Попал не в первый раз. Были тут и вавилоняне, и селевкиды, и римляне – кого тут только не было. И каждый захватчик не собирался учить сложный и мудрый еврейский календарь, а навязывал покоренным евреям свой. И евреи, продолжая для себя пользоваться своим календарем, вынуждены были осуществлять контакты с очередным захватчиком по его, захватчика, "вечному" и наиболее "прогрессивному" календарю. В иврите даже есть обозначение для такого чужого календаря – "миньЯн ле штарОт" – счет для официальных документов (для отношений с очередным захватчиком). Теперь вопрос на засыпку – где сегодня вавилонский, греческий (селевкиды), римский календари? Они пропали из мира и из людской памяти вместе с народами этих календарей, хотя этот процесс занял не один век для каждого случая. И место пропавших календарей заняли очередные календари - не менее "вечные" и не менее "прогрессивные", чем бесследно сгинувшие. А еврейский календарь живет и существует, как и всегда, только среди маленького, но вечного и неуничтожимого, потому что б-гоизбранного народа. И второй вопрос на засыпку – какая судьба ожидает очередной чужой (сейчас – григорианский) календарь, кажущийся сегодня самым "вечным" и самым "прогрессивным" по отношению к предыдущим? Правильный ответ – исчезновение из мира и полное его забвение! Но на это еще понадобится время.

Проф. Исраэль  Дацковский, член движения «Профессора  за сильный Израиль»,

19 сентября 2010 года.