Завершившийся еврейский 5770 год, жаркий с точки зрения климата, будет занесён в историю как «год замораживания». С 70-х годов были замораживания строительства за «зелёной чертой», но не было ни разу столь глубокого замораживания, как нынешнее замораживание-5770. Нетаниягу с Бараком установили в поселениях Иудеи и Самарии строгого контроля за еврейскими подрядчиками строительных работ - только еврейскими. Даже участок археологических раскопок в Гиват-Зеэве недавно удостоился визита инспекторов Гражданской администрации – потому что на аэроснимках он был похож на новый строительный проект.
Иерусалим, столица Израиля навеки, пока что остаётся вне зоны строгой инспекции, но и в нём строительство накрепко заморожено. Годовой итог ситуации со строительством в Иерусалиме должен удручать всех, кто любит этот город. В 5770 году были объявлены конкурсы на строительство только 575 квартир в восточной части города, все в начале года. После травматического визита Джона Байдена в феврале (адаре), более не выдаются разрешения на строительство в тех районах Иерусалима, которые расположены за «зелёной чертой». Кран перекрыт.
Официально вроде бы нет никакого замораживания в Иерусалиме. Канцелярия Нетаниягу опровергает утверждения правых на эту тему, муниципалитет заявляет с вынужденной улыбкой, что всё в полном порядке, только министр строительства готов подтвердить слухи о полном замораживании. «Я не строю там ничего», - говорит Ариэль Атиас в интервью, но ему не удаётся хоть кого-то взволновать этим. Депутаты Кнессета молчат, внепарламентские правые группы молчат, да и сам Иерусалим молчит… «И только по ночам слышны рыданья в подушку/ да видны царапины и шрамы», - как-то сравнил его поэт Ицхак Шалев. Если и слышен в городе рокот бульдозеров, так только в арабской его части.
Зимой, в декабре-январе на строительный рынок было выставлено 692 квартиры в кварталах Ар-Хома, Писгат-Зеэв и Неве-Яаков. Но из-за окриков Обамы и Байдена так и нет никакого реального движения этого процесса на Ар-Хома. Строительные проекты на более начальных этапах были полностью остановлены. Есть государственные земли, есть планы, но процессы юридического утверждения заморожены. Гендиректор канцелярии главы правительства озабочен тем, чтобы заблокировать все по указания своего начальника. Никакие комиссии не собираются без его предварительного разрешения, а он заботится, чтобы было разрешения. Чиновники более низкого уровня изображают из себя «маленьких людей», никаких проблем себе они не хотят. Все запутаны. Они просто боятся утвердить даже возведение синагоги или клуба в старых кварталах. И квартал Рамот, который в прошлом не считался «Восточным Иерусалимом», в этом году попал в районы, подлежащие замораживанию.
Кстати, конкурсы, объявленные для квартала Писгат-Зеэв, вообще еще с каденции Ольмерта, но по причине юридических недочётов появилась необходимость вернуться к объявлению о проведении конкурсов и снова заплатить за это уже политическую цену. Есть основания предполагать, что эта цена не была бы слишком высокой, если бы у политического руководства были покрепче нервы. Наши власть предержащие постоянно оглядываются назад, чтобы проверить, не идёт ли кто за ними следом. От страха они более всего обеспокоены, чтобы устраивать то малое количество конкурсов, которые были опубликованы в этом году, в дни христианских праздников. Может, те напьются и не обратят внимания на то, что евреи строят в Иерусалиме.
Строительные подрядчики, выигравшие в конкурсах, проходивших зимой 2010 года (в месяце тевет), летом были вызваны на негласные встречи в министерство главы правительства, чтобы получить сообщение о выигрыше. Обычно результаты конкурсов появляются на интернет-сайте Земельного управления Израиля, но и левацкие стукачи, и журналисты имеют обыкновение просматривать этот сайт. Поэтому было решено сообщить упомянутые результаты конкурсов лично их победителям. Государственного юридического советника попросили дать разрешение на этот исключительный ход, чтобы сохранить тайну. Возможно, Нетаниягу хочет, чтобы в Иерусалиме продолжалось строительство, но более всего он хочет себе покоя. В предыдущую свою каденцию, после многочисленных колебаний, он заложил краеугольный камень в квартал Ар-Хома. Но сейчас он не готов дать разрешение ни на один новый дом там. Квартал не развивается.
И в западной части города строительство ведётся слишком лениво - из-за сопротивления всевозможных организаций «зелёных». А между тем свободных квартир в городе нет, цены на жильё растут, что порождает всё усиливающийся отток жителей из города. Исследователь Иерусалима Надав Шрагай установил, что если мы хотим сохранить еврейское большинство в израильской столице и затормозить миграцию оттуда, необходимо строить там 4000 единиц жилья в год. Но в уходящем году началось строительство всего лишь 1500 единиц жилья, а это меньше половины от указанного числа. Как уже было сказано, 575 квартир строятся на территориях, освобождённых в 1967 году, а около 900 квартир – в западной части города. Никто ничего не строит новые кварталы, только участок тут, дом там. Спустя 43 с половиной года после объединения Иерусалима город зажат в тиски с одной стороны требований «зелёных», с другой – трусливых власть предержащих.
Ультиматум Нетаниягу
Саммит в Вашингтоне был пиком торжества Нетаниягу перед народом Израиля. Через год он думает удостоить нас подарком ещё более драматическим – «палестинским государством». Хотя среди правых еще остались несколько оптимистов, верящих, что это всё просто спектакль, эта вера основывается более на ностальгии, чем на реалиях.
В такой удручающей ситуации правому политическому крыло остаются два выхода: первый, сложить руки, зажмурить глаза и только молиться о том, чтобы арабы снова заблокировали эту сделку. Второй, приготовиться к самому худшему и вести себя соответственно. То есть, поднять политический бунт против Биньямина Нетаниягу, вплоть до его отставки. Случай с Шароном уже доказал, что арабское упрямство не гарантия от продолжительности поселенчества. Нетаниягу способен расплатиться тяжёлыми территориальными потерями на Земле Израиля и без «мирного соглашения». Возможно, он создаст «временное палестинское государство» на большинстве территорий, как рекомендуют ему его духовные «работодатели» из СМИ, а может, он объявит о собственном плане «размежевания».
В предположении, что политическое правое крыло не рассчитывает на чудо или на молитвы, ему придётся выбрать вторую возможность. Не логично, если Нетаниягу обяжется отступить в течение года почти к линии 1967 года (как он, по сути, уже сейчас обязуется), и при этом те, кто в Кнессете выражает резкое несогласие с отступлением, ограничатся вежливым выражением протеста. Если они на вашингтонские декларации Нетаниягу прореагируют так же, как на его «Бар-Иланскую речь» и на замораживание, он таки продолжит скакать по «женевской трассе» вплоть до церемонии подписания «постоянного соглашения». Только решительная, недвусмысленная и резкая политическая реакция может его остановить. Массовое брожение в Ликуде и дерзкие возмущения в коалиции, дадут ясно понять, что у него более нет мандата проводить лево-экстремистскую политику от имени национального лагеря.
С недавнего времени в СМИ его изображают как сильного главу правительства, у которого нет противников в его собственном политическом доме. Но истина в том, что в Ликуде и в коалиции у него гораздо больше идеологических противников, чем сторонников. Большинство депутатов Кнессета от Ликуда являются противниками создания «палестинского государства». Авигдор Либерман не верит в исторический компромисс, рав Овадья Йосеф ненавидит Абу-Мазена лютой ненавистью, в «Еврейском доме» даже Звулун Орлев во весь голос уже заявил о возможности выхода их партии из коалиции. До сих пор все вели себя дисциплинированно, в надежде, что замораживание – не более, чем тактическая уступка. Но в настоящий момент выясняется, что у Нетаниягу уступки являются стратегией. А значит, это не надуманно ожидать выдвижения ультиматума: г-н Нетаниягу, остановитесь, иначе мы вас свалим.
Даже если мы воспримем пережёванное утверждение (между прочим, опровергнутое!), что правые сами себе выстрелили в голову, свалив (допустим!) Шамира в 1992 году, да и того же Нетаниягу в 1999 году, на сей раз нам уже нечего терять! Карта Нетаниягу – это карта Ципи Ливни. Они оба готовятся оставить с наших руках только блоки поселений. А значит, ничего не случится, если правительство Нетаниягу свалится пораньше. При нынешнем составе Кнессета это можно сделать и без выборов. Это действительно возможно.
Старейшины МАПАЙ (предшественницы Аводы) в своё время приняли подобные меры против всемогущего Бен-Гуриона, заменив его на Леви Эшколя. Нетаниягу отнюдь не Бен-Гурион, не Шарон и даже не Ольмерт. Сейчас вся его сила заключается в слишком затянувшейся деликатности его партнёров по коалиции. Пришло время, чтобы они, глубоко вздохнув, сделали что-то. Иначе Нетаниягу сделает своё дело, использовав их послушание, чтобы завершить сделку с Абу-Мазеном, заключающуюся в резком отступлении. А когда они проснутся и начнут кричать, он вышвырнет их, взяв вместо них Ципи Ливни. Поэтому надо начать уже сейчас. Только если бунт в Ликуде и в коалиции будет решительным и быстрым, он сломается. В конце он всегда пригибается.
«Макор ришон» 08.09.10
Перевела Фаня Шифман
МАОФ